Горьковскому автозаводу 85 лет!
Нижегородский автомобильный завод вступил в строй 1 января 1932 года. Первый автомобиль сошел с конвейера 29 января 1932 года – это был 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА, практически копия Ford-AA, а с марта 1932 года на заводе начался выпуск легковых ГАЗ-А с открытым пятиместным кузовом «фаэтон». То есть тогда череда нижегородских премьер шла почти полгода. А ныне каких-то торжеств к конкретной дате не запланировали. Лишь в конце юбилейного 2017 года все же пригласили в Нижний Новгород российских автомобильных журналистов, где продемонстрировали не только достижения Горьковского автозавода, но и рассказали о перспективах развития всей «Группы ГАЗ». Этот визит можно расценивать и как логическое продолжение пресс-конференции, которая состоялась на стенде «Группы ГАЗ» во время проведения выставки «КОМТРАНС». Для многих журналистов экскурсия по заводу – далеко не первая, но тем интереснее было познакомиться с изменениями, произошедшими на «ГАЗе», сравнить технологии, применяемые раньше и теперь, оценить качество сборки выпускаемых автомобилей.
Как и другие советские автозаводы той поры, «ГАЗ» изначально был ориентирован на полный цикл производства автомобилей. Там, разве что добычу руды для производства металла не организовали… Конечно, подшипники, шины, электрооборудование и прочие важные комплектующие выпускали специализированные заводы: тот же «Первый ГПЗ», Московский шинный или «1АТЭ». В начале 30-х многие предприятия в СССР носили гордую приставку «первый». Для массового выпуска двух-трех моделей автомобилей с минимумом модификаций было оптимально производство практически всех узлов и агрегатов на одном предприятии, и это правило сохранялось в СССР десятилетиями. Но времена «типовой застройки многоэтажками» закончились и в российском автопроме. На Горьковском автозаводе еще в середине 2000-х начали сотрудничать с лучшими мировыми производителями комплектующих, с лучшими производителями технологического оборудования. И сейчас мы видим результат: даже несмотря на кризисы 2009-2010 и 2014-2016 годов, на рынок вывели «ГАЗель Next» и «ГАЗон Next» – более чем удачные автомобили, практически европейского уровня.
Куда утекла «Волга»?
Кто знает прошлое и настоящее Горьковского автозавода, наверняка скажет, что сейчас у «ГАЗа» нет «Волги», нет «Чайки» и вообще потерян легковой сегмент. Да, долгое время «Победы», «Волги», «Чайки» были гордостью заводчан. Однако возможности «перелицовки» кузова «Волги» ГАЗ‑24 были исчерпаны еще в середине 90-х, на этапе «31029», хотя она впервые стала самой доступной для населения «Волгой». При всех перспективах собственных разработок ГАЗа, в частности «3104», «3105» и «3111», лучшим вариантом для России все же является переднеприводная «Волга Siber», то есть лицензионный Chrysler Sebring/Dodge Stratus. Однозначно это была более интересная и реалистичная платформа для дальнейшего развития «Волги», пусть и совсем не «газовская». К сожалению, время вывода на рынок «Сайбера» неудачно совпало с кризисом 2008 года, и машину просто недооценили… Однако проведенная модернизация легкового производства под выпуск «Волги Siber» дала свой положительный результат: на этой линии в 2013 году легко организовали выпуск контрактных Chevrolet Aveo, которые раньше выпускали только в Корее. Планируемый тогда объем выпуска Aveo составлял около 30 тысяч машин в год. Оборудование для производства «Волги Siber» было дополнено оборудованием компании «GM Корея». А еще новое «газовское» производство, высокий потенциал завода сразу же оценили немцы, наладив с нуля выпуск «фольксвагеновских» моделей Skoda Yeti, Skoda Octavia и Volkswagen Jetta. В 2011 году было подписано соглашение между «Группой ГАЗ» и Volkswagen Group Rus, а в декабре 2012 года открылось производство полного цикла Skoda Yeti, а с июня 2013 – Skoda Octavia. Мощности производства составили 110 тысяч автомобилей в год, то есть тот же объем, что и планировалось для «Волги Siber», однако их в период 2008-2010 годы суммарно изготовили всего 9 тысяч. Причем производство двух моделей Skoda и Volkswagen Jetta – вовсе не отверточная сборка «из мешка». В Нижнем сваривают и окрашивают их кузова. В период с 2013 по 2017 годы там изготовлено около 200 тыс. Skoda Yeti, Skoda Octavia и Volkswagen Jetta – опять-таки несмотря на кризис. И объемы производства на «ГАЗе» явно увеличиваются – вслед за ростом рынка продаж легковых автомобилей в России. Тем самым в трудные для завода времена сохранили рабочие места. Сейчас на сборке автомобилей Volkswagen и Skoda задействовано около 3 тыс. сотрудников завода. И как говорит президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин, пока для Горьковского автозавода актуальна именно контрактная сборка легковых автомобилей-иномарок. При сложившейся ситуации в стране, когда налажен выпуск широкой гаммы автомобилей – от бюджетных Renault до премиальных BMW, Toyota, Nissan (еще и у Mercedes-Benz строится завод в Подмосковье) – абсолютно новой «Волге», какая бы хорошая (пофантазируем!) она ни стала, сложно найти свою нишу на рынке. Для возрождения марки нужен не один автомобиль, а линейка в двух-трех классах, что даже «АВТОВАЗу» сложно сделать. Конечно, в плане гордости за российский автопром нужен премиальный отечественный легковой автомобиль. Но, как говорится, «за чей счет банкет»?
Между тем во времена СССР на «ГАЗе» выпускали около 70 тысячлегковых автомобилей в год, а в начале 90-х, на фоне рухнувшего производства грузовиков, выпуск на какое-то время увеличили до 125 тысяч. То есть ныне контрактных легковушек в Нижнем Новгороде выпускается больше, чем в среднем в год выпускалось «Волги» при Советской власти…
Сейчас Горьковский автозавод, как никогда прежде, силен именно в сегменте коммерческих автомобилей. Там выпускают грузовики полной массой от 2,8 до 10 тонн, то есть от LCV до среднетоннажников, залезших «на грядку» почившего ЗИЛа, и готовятся к производству еще более тяжелых автомобилей. Такого многообразия на «ГАЗе» раньше не было, и ныне автозавод – несомненный лидерв России.
Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.
Успешный опыт производства вакуумных насосов стал отправной точкой для дальнейшего развития насосного направления на заводе «КОММАШ Арзамас»
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов