Автобетоносмеситель Mercedes-Benz Actros с надстройкой Liebherr
Матчасть
Автобетоносмесители парка компании «СервисТрансСтрой» несколько отличаются от модификаций с надстройкой Liebherr, что ныне предлагают дилеры Mercedes-Benz. Машины куплены в 2008 году, то есть еще до начала выпуска грузовых «мерседесов» на совместном предприятии «Даймлер КАМАЗ Рус» (бывшее «Мерседес-Бенц Тракс Восток») в Набережных Челнах. Это «миксеры» родной немецкой сборки, и они мало чем отличаются от продававшихся в те годы на европейском рынке: трехосное шасси модели 3332B на 22,5-дюймовых колесах с дисковыми тормозами «по кругу», и бетоносмесительная установка с 7-кубовым барабаном. Напомним, на строительных модификациях Mercedes-Benz Actros российской сборки применено усиленное шасси на 24-дюймовых колесах с барабанными тормозами, а «бочки» Liebherr на трехосные машины у нас ставят 8-кубометровые.
Постройка «миксеров» именно на шасси Actros, а не бюджетного Axor с узкой кабиной имеет свои причины. V-образные «актросовские» моторы семейств OM 501 LA (11,9-литровая «шестерка») и OM 502 LA (15,9-литровая «восьмерка») в отличие от рядной «шестерки» конструктивно приспособлены к отбору мощности. Со стороны маховика, где расположены шестерни привода ГРМ, у них имеется коробка привода агрегатов с выходным фланцем для коротенького карданного вала, приводящего гидронасос бетоносмесительной установки. На привод от двигателя шасси указывает буква F в конце обозначения модели надстройки Liebherr. Аксиально-поршневой гидронасос соединен рукавами высокого давления с гидромотором, вращающим через планетарный редуктор фирмы ZF смесительный барабан. Требуемую частоту вращения водитель задает с пульта управления надстройкой – он с левой стороны машины. У барабана три опоры: подшипник на передней цапфе и два ролика сзади, по которым прокатывается бандажная лента.
Само шасси, на котором собраны автобетоносмесители компании «СервисТрансСтрой», представляет собой Mercedes-Benz Actros образца 2003 года. Эти машины у нас обычно относят ко второму поколению модели, хотя более правильно считать их первым рестайлингом «Актроса» первого поколения. Напомним, в 2008 году флагманский грузовик подвергли второму рестайлингу (именно такие машины сейчас предлагают в России официальные дилеры), а в Европе с 2013 года вместо прежнего «Актроса» строительной линейки продают совершенно новую модель Arocs.
Одно из важных достоинств двигателей, что ставят на Mercedes-Benz Actros для российского рынка, – неприхотливая к качеству топлива аппаратура с раздельными насосными PLD-секциями (pumpe-leitung-duse (нем.); насос-трубопровод-форсунка). Ее ставят на все двигатели экологических классов вплоть до Евро‑5. У «евротретьих» моторов, что стоят на машинах компании «СервисТрансСтрой», в добавок к этому плюсу еще и отсутствует система впрыска раствора мочевины – неудивительно, что с такой техникой, несмотря на ее возраст, перевозчик не спешит расставаться. Порадуют V-образные моторы владельцев и в отдаленной перспективе – когда придет срок капитального ремонта. Ведь у них сменные гильзы цилиндров и взаимозаменяемая между «шестерками» и «восьмерками» поршневая группа. Раздельные головки цилиндров также унифицированы. Настройки мощности 320 л. с. вполне хватает 7-кубовому автобетоносмесителю. Для 8-кубового больше подойдет 360 л. с., ну а на самосвальное шасси (c буквой «K» в обозначении модели вместо «B» у «миксера») чаще заказывают 408-сильный мотор.
Интересная особенность строительных шасси Actros – электронно-пневматическое управление коробкой передач с помощью джойстика в правом подлокотнике водительского сиденья (система Telligent). То есть коробок с обычным – чисто механическим – рычагом на этих машинах не бывает. При этом «автоматом» такая КП не считается, и педаль сцепления на самовсалах и «миксерах» Actros имеется, что очень удобно при осторожной подаче машины задним ходом. Дешевую 9-ступенчатую КП (как на «аксоры») на флагманскую модель не ставят – только 16-ступенчатую коробку с четырьмя ступенями в основном блоке, повышающим двухступенчатым делителем и двухдиапазонным демультипликатором. При особом желании можно заказать «автомат» Power Shift – у него три ступени в основном блоке и двенадцать в сумме. В остальном конструкция шасси типична для крупнотоннажников строительного назначения: мощная рама, балансирная подвеска задней тележки и параболические рессоры на передней оси. Кабину перевозчики заказывают обычно дневную, обозначаемую буквой S, но если будет такой каприз, фирма поставит спальную М или L.
А что у коллег?
По опыту владельцев машин на строительных шасси Mercedes-Benz Actros, серьезных проблем с этой техникой не бывает. Моторы OM 501 и OM 502 проверены в деле миллионными пробегами на магистральных тягачах, а надежность и долговечность узлов ходовой части даже на нещадно перегружаемых самосвалах вполне удовлетворительна. Мало кто жалуется на топливную аппаратуру – раздельные насосные секции куда лучше переносят отклонения по качеству заливаемой в бак солярки. Вполне долговечны коробки передач – ремонты чаще связаны с неполадками в системе джойстикового привода Telligent. Проблемы с электрикой, вызванные коррозией разъемов проводки, начинают проявляться на четвертый-пятый год эксплуатации. Многие жалуются на недолгий срок службы генератора – он расположен в моторном отсеке довольно низко и страдает от абразивной грязи, летящей с дороги. Попав в подшипники ротора, песок быстро выводит их из строя, после чего генератор обычно заменяют в сборе. На машинах выпуска с 2013 года можно легко прикончить систему впрыска раствора мочевины – если заливать в нее воду или дешевую бодягу вместо реагента солидной фирмы.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.