Универсальная коммунальная машина на обновленном шасси ЗИЛ-43276Т

Смоленская компания «Полимикс» представила комбинированную коммунальную машину, предназначенную для работы в городах и городских поселениях

3642 0 10 30.05.2016
Универсальная коммунальная машина на обновленном шасси ЗИЛ-43276Т

Начнем с того, что комбинированную дорожную спецмашину собирают на обновленном шасси ЗИЛ-43276Т, которое имеет массу отличий от предшественников. Так, если говорить о рабочем месте водителя, то здесь, прежде всего, стоит отметить более легкое и информативное рулевое управление с рулевым колесом нового образца. Отдельного внимания заслуживает сиденье, имеющее оптимальную геометрию и профиль подушек, а также достаточное количество регулировок. Это очень важный момент, так как за рулем шофер проводит весь рабочий день, и именно от удобства посадки зависит его утомляемость и, соответственно, работоспособность. Приятными мелочами станут электростеклоподъемники, розетка, прикуриватель и расположенный под сиденьем ящик для личных вещей шофера, сопроводительных документов, отчетных бумаг или инструмента. Разумеется, грузовики комплектуются антиблокировочной системой тормозов. В самом ближайшем времени список стандартного оборудования пополнит центральный замок. Те, кто раньше работал на ЗИЛах, отметят улучшенную звукоизоляцию кабины, которая существенно превосходит ту, что применялась ранее на массово выпускаемых грузовиках. Пластиковый капот и крылья не только способствуют снижению массы кабины и автомобиля в целом, но и избавляют данные элементы от былых проблем с коррозией. Заметим, оперение из композитных материалов есть и у ряда импортных грузовиков. Следовательно, российские автостроители, заменяя металл пластиком, идут верным путем.
Особо отметим коробку передач нового образца, которую для ЗИЛа изготавливает завод «Полимикс». КПП отличается от предшественницы четким и легким переключением передач, а также пониженным уровнем шума. Поработали конструкторы и над повышением долговечности агрегата. О том, что их труд не напрасен, говорит тот факт, что модернизированные коробки передач приобретают такие автозаводы, как «ПАЗ» и «МАЗ» (для некоторых моделей грузовиков). Кстати, из сборочного цеха «Полимикс» выходят и коробки отбора мощности (КОМ), без которых невозможно подключить рабочее оборудование и снять необходимую мощность для привода механизмов. КОМ, как показала многолетняя практика, отличаются отменной надежностью и практически не требуют к себе внимания со стороны ремонтных служб на протяжении всего срока работы машины. Все перечисленные выше конструктивные изменения формируют новый облик легендарного грузовика.
Что касается силового агрегата, то под капотом автомобиля установлен хорошо знакомый перевозчикам и эксплуатирующим организациям дизель семейства ММЗ 245 экологического стандарта Евро-4. Этот мотор неприхотлив, надежен – его без проблем отремонтируют на любой СТО (благо с запасными частями проблем нет). На обновленном шасси продолжают работать и рязанские мосты, хорошо зарекомендовавшие себя на машинах предыдущих поколений.
Как мы уже упомянули выше, отбор мощности для привода рабочего оборудования выполнен по традиционной схеме – с использованием коробки отбора мощности (КОМ), которая стыкуется с КПП. Оба агрегата производства «Полимикс», что гарантирует их полную совместимость. Говоря о приводе рабочего оборудования, необходимо отметить, что гидравлический насос, используемый для подачи воды из цистерны в рампу, и распылители приводятся напрямую от КОМ, через карданную передачу. Так обеспечивается не только простота конструкции привода, его ремонтопригодность, но и надежность. Также акцентируем внимание на том, что у КОМ на выходе имеются два фланца. К одному из них, как мы уже отметили выше, крепится вал привода водяного насоса, а ко второму – вал маслонасоса гидросистемы. Он, к слову, стационарно закреплен на раме шасси и не демонтируется при смене сезонного оборудования. Привод маслонасоса также выполнен простым и надежным карданным валом.
Теперь переходим к собственно рабочему оборудованию, которое может нести на себе шасси ЗИЛ-43276Т. Спецмашина рассчитана на круглогодичное использование. В летнем варианте спереди грузовика крепится поливомоечная рейка или иное поливальное оборудование, в базе подвешивается щетка-метла, а на раму крепится бочка с запасом воды, равным шести кубическим метрам. Данного запаса жидкости вполне достаточно, например, для того, чтобы помыть центральную площадь города после народных гуляний. В зимнем варианте вместо цистерны с водой на шасси монтируется оборудование для распределения сыпучих противогололедных реагентов с бункером емкостью 4,5 м3. Предусмотрена возможность обработки дорог и жидкими реагентами. Схема крепления сезонного оборудования идентична той, что используется большинством конкурентов. У бочки и пескоразбрасывателя имеется свой надрамник, который стыкуется с основными лонжеронами рамы грузовика при помощи быстросъемных болтовых соединений. Благодаря им замена оборудования производится в течение одного, максимум полутора часов. Для выполнения монтажа в условиях СТО достаточно воспользоваться обычной кран-балкой. Операцию по замене надстройки можно выполнить и при помощи вилочного погрузчика или крана-манипулятора. У дорожников все эти подъемные механизмы, как правило, есть в наличии.

Теперь пройдемся по отдельным узлам и агрегатам коммунальной надстройки. Транспортер пескоразбрасывателя является продуктом собственной разработки фирмы. Причем за долгие годы производства данного механизма – а это более двух десятков лет – инженерами были устранены все слабые места конструкции, оставлены только комплектующие, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Ярким тому примером является пластинчатая цепь транспортера, которая в свое время была запатентована Смоленским автоагрегатным заводом. В отличие от роликовой и якорной цепей, которые используются рядом конкурентов, именно пластинчатая цепь показала наилучшие результаты по надежности и ресурсу в непростых условиях эксплуатации. Механизм подачи сыпучего материала из бункера прост и надежен: в цепи интегрированы фигурные элементы – скребки, которые, проходя в кузове, под толщей материала, зачерпывают его порциями и транспортируют к приемнику колонны разбрасывателя. Регулировка скорости вращения разбрасывающего диска производится вручную водителем-оператором в начале работы машины. Параметры задаются исходя из того, каким материалом идет обработка, а также на какой площади необходимо произвести его распределение. Заметим, инженеры сознательно пошли на упрощение ряда конструктивных элементов, достигая тем самым как повышения надежности оборудования, так и сокращения его стоимости. Например, у пескоразбрасывателя нет функции наклона диска и, таким образом, задания асимметрии разброса материала. Как показала практика, данная опция запрашивается заказчиками коммунальных машин нечасто.
Следующим интересным элементом распределительного оборудования является изготовленный из стали диск разбрасывателя. Благодаря особой геометрии и выверенному пространственному расположению лопаток диска достигается равномерное распределение материала по обрабатываемой площади без образования каких-либо дефектов: полосок, проплешин, наносов и т. д. Упомянем способность распределительного узла размалывать крупные комки песко-соляных смесей. Процесс их размельчения отдаленно напоминает работу ручной кофемолки: в зоне подачи материала крупные куски трутся друг о друга, измельчаясь до приемлемой по размеру фракции. На лопатки диска попадает материал высокой степени однородности. Этим достигается продление ресурса элементов распределителя, а также исключается повреждение лакокрасочного покрытия проезжающих мимо или стоящих у обочины легковых автомобилей.
Кузов пескоразбрасывателя и цистерна варятся из недорогой конструкционной стали (сталь 3), что, с одной стороны, позволяет снизить цену товарной машины, а с другой – обеспечить возможность ремонта конструкционных элементов (например, в случае ДТП) с применением распространенной электродуговой сварки. Все опасения, что в результате коррозионного разрушения металла конструкция может потерять прочность, беспочвенны, тем более что используется лист толщиной три миллиметра. Даже в условиях значительного воздействия агрессивной окружающей среды очаги сквозной коррозии гарантированно не возникнут в течение пятнадцати лет.
Неоспоримым преимуществом коммунальной машины является то, что практически все ее рабочее оборудование собирается из комплектующих, произведенных на заводе. Тем самым достигнута независимость от партнеров, в частности, поставщиков импортных компонентов, которые жестко привязаны к курсу национальной валюты по отношению к доллару и евро. Своя компонентная база позволяет и эксплуатирующим организациям приобретать все необходимые запасные части к спецоборудованию по невысокой цене, а главное, получать нужные детали в короткий срок. Все что нужно есть либо на складе завода, либо у дилеров, либо стоит в производственном плане. То есть время ожидания запасных частей сокращено до минимума и фактически зависит от расторопности компании-перевозчика.

 

Комментарии (0) Добавить комментарий
показать еще