Водители общественного транспорта – заменят ли их роботы?

О будущем профессии
«Группа Мовиста» провела опрос среди свыше 1800 жителей крупных городов России. Результаты показали, что несмотря на развитие технологий и автоматизацию, большинство россиян уверены: профессия водителя останется одной из ключевых в транспортной отрасли.
Алексей Зотов, генеральный директор «Группы Мовиста»
– Современный общественный транспорт становится всё более технологичным. Уже сегодня трамваи, троллейбусы и электробусы оснащаются элементами искусственного интеллекта: системами помощи водителю, мониторинга состояния и безопасности движения. Но полностью заменить человека невозможно. Функции будут меняться – водители станут операторами сложных транспортных систем.
На вопрос о будущем профессии большинство респондентов (около 60 %) ответили, что водители будут нужны всегда. Еще четверть опрошенных уверены, что профессия трансформируется, но сохранится, а почти 20 % считают, что она перестанет быть массовой – прежде всего в крупных городах.
Беспилотные грузовики уже работают в грузоперевозках. Активно обсуждается и введение беспилотных автобусов. Но общественный транспорт перевозит не бездушный груз, а живых людей, и наличие водителя-профессионала обеспечивает не только само движение, но и безопасность пассажиров. В том числе и при авариях и катастрофах. В беспилотном автобусе, случись что, рассчитывать можно будет только на помощь извне.
Необходим анализ

к.э.н. , доцент кафедры международного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
– Несмотря на то, что беспилотные, или автономные, автобусы предполагают улучшения существующих систем общественного транспорта, существуют и риски, связанные с их использованием. Следует заметить, что исследований, изучающих эти риски и возможности в условиях, где такие автобусы уже были испытаны или внедрены, практически отсутствуют. Как и в случае с любой новой технологией, мнения будущих пользователей и ключевых заинтересованных сторон о возможных экологических и социальных преимуществах и недостатках автономных автобусов, могли бы предоставить полезную информацию законодателям, исполнительным органам, агентствам общественного транспорта и компаниям-операторам.
Серьезной проблемой при эксплуатации данных автобусов является отсутствие человека, способного управлять транспортным средством в тех случаях, когда это необходимо. Например, когда могут возникнуть технические ошибки, способные привести к авариям, или препятствия, которые могут помешать движению транспортного средства. При том, что достаточно сложно запрограммировать транспортные средства на любые вероятные непредвиденные обстоятельства. Отсутствие человека также может быть связано с проблемами социальной безопасности, в тех случаях, когда возникает ситуация агрессивного или нежелательного поведения со стороны попутчиков. Это важная проблема, поскольку пользователи не чувствуют себя достаточно безопасно в полностью автоматизированных транспортных средствах без помощника на борту.
Еще один риск связан с кибербезопасностью. Существует опасность взлома системы управления беспилотными транспортными средствами, в результате чего может быть причинен ущерб здоровью людей, городскому имуществу и т. п. Невыясненным остается вопрос, могут ли автономные автобусы использовать пожилые люди и люди с ограниченной мобильностью. Кто будет помогать таким пассажирам при посадке и высадке в случае необходимости?
Конечно, в целом, дополнение «беспилотниками» существующих средств передвижения может повысить качество услуг, и потенциально способно привести к увеличению использования общественного транспорта; снижению использования автомобилей и зависимости от них. Но вопрос остается практически не проработанным, поэтому необходим углубленный анализ. Пока существует множество технологических и инфраструктурных ограничений, наряду с нормативными актами, предписывающими наличие на борту человека, который может управлять транспортным средством.

Читайте также:
Президент России обозначил главные цели
Пассажирские перевозки: формула прибыльности
Издательский дом «За рулем» объявляет о старте Гран-при «За рулем. Коммерческие автомобили – 2025»!
В Госдуме подготовлен законопроект, который освободит дилеров от уплаты утильсбора на ввезенную, но нереализованную технику

