Главная » Статьи » Экономика » От каких грузовиков избавляются перевозчики и почему? Мнения экспертов

От каких грузовиков избавляются перевозчики и почему? Мнения экспертов

По данным статистики средние сроки первого владения грузовым транспортом сократились на 20%.

По данным агентства НАПИ в 2023 году транспортные компании эксплуатировали коммерческие автомобили (массой от 6 т) в среднем в течение 49 месяцев, седельные тягачи – 45 месяцев, самосвалы – 46 месяцев. В 2024 году средний срок владения в разных сегментах рынка снизился на 4-8 месяцев. За семь месяцев 2025 года средний срок владения грузовиками массой от 6 тонн упал до 41 месяца, тягачами – до 34 месяцев, самосвалами – до 37 месяцев.

Также в 2025 году выросли сроки первого владения грузовыми автомобилями итальянских (70 месяцев), корейских (68 месяцев), французских (62 месяца), японских (61 месяц) и нидерландских (53 месяца) марок. При этом срок владения грузовиками российских марок остается таким же, как в 2024 году – 54 месяца. Наибольший средний срок владения в текущем году среди седельных тягачей наблюдается у автомобилей японских марок (104 месяца), а среди самосвалов – у грузовиков итальянских марок (96 месяцев).

С 2022 года компании начали активнее закупать и эксплуатировать китайские грузовики, срок владения которыми составил 19 месяцев.

Сроки владения грузовыми автомобилями

Не избавление, а поиск

Александр Грищенко,
директор Департамента транспортной логистики международной транспортной группы «Транзит»

– Рынок грузоперевозок переживает период серьезных изменений, на котором формируется новая конкурентная среда. Сложившаяся ситуация открывает перед российскими производителями хорошие перспективы, и даже сохранение стабильных позиций в этих условиях можно считать положительным фактором, который может стать основой для будущего прорыва. Российские перевозчики стали быстрее избавляться от грузовиков.

В чем причина? На мой взгляд, на ситуацию повлияли, как минимум, две заметных тенденции. Во-первых, перевозчики до последнего используют ресурсы проверенных транспортных средств иностранных марок. А во-вторых, несмотря на непростые условия, сложившиеся на рынке, многие компании продолжают программы обновления автопарка. В первом случае срок владения качественной азиатской и европейской техникой значительно вырос. Например, итальянские тягачи задерживаются в парках в среднем на 70 месяцев, а японские до 104 месяцев. После 2022 года эти надежные «рабочие лошадки» стали дефицитным и очень ценным активом. Их невозможно просто пойти и купить, поэтому компании эксплуатируют их, вкладывая деньги в капитальный ремонт, а не в замену. Это предсказуемый и надежный парк.

Быстрое обновление касается китайских грузовиков, которые массово пришли на рынок после 2022 года. Средний срок владения ими – всего 19 месяцев. Именно этот новый, огромный и быстро обновляемый сегмент и «тянет» общую среднюю цифру вниз. Эти автомобили часто возвращают из лизинга преждевременно. Происходит это потому, что после массовой закупки доступной техники прошло время, и сейчас перевозчики реально оценивают стоимость владения таким транспортом. В частности, на нее влияют частые поломки, трудности с поиском запчастей, не всегда предсказуемый сервис. В итоге многие приходят к выводу, что проще и дешевле досрочно закрыть лизинг и взять новую машину, чем постоянно вкладываться в ремонт проблемной. Это не «избавление», а скорее поиск оптимальной экономической модели в новых условиях.

Российские марки в этой ситуации занимают стабильное среднее положение (срок владения – 54 месяца). Они – привычный и предсказуемый сегмент, для которого нет причин ни резко сокращать, ни увеличивать срок эксплуатации.

Как это скажется на различных марках? Ценность европейских, японских и корейских брендов на вторичном рынке будет только расти. Это «золотой фонд», который будут беречь и эксплуатировать максимально долго. Спрос на качественные запчасти и сервис для них останется высоким. Чтобы уйти из ниши «временного решения», китайским брендам нужно доказать свою надежность в долгосрочной перспективе, выстроить в России безупречную систему сервиса и поставок запчастей. Те, кто с этим справится, смогут увеличить срок владения и завоевать доверие рынка. На рынке останутся и укрепятся только те китайские бренды, кто сделает ставку не на цену, а на качество. Интересно, что, несмотря на все трудности, самой продаваемой моделью сентября, по данным «Автостата», стал китайский Shacman SX4188. Это говорит о том, что спрос на китайскую технику сохраняется, но становится более избирательным.

Для российских марок это уникальный шанс. На фоне падения импорта тяжелых грузовиков (92 % за девять месяцев), отечественные производители получили огромное конкурентное преимущество. «КАМАЗ» уже занимает 30 % рынка и сразу три его модели входят в топ-5 самых продаваемых в сентябре. Они предлагают понятный сервис и доступные запчасти, что в долгосрочной перспективе делает их более выгодной инвестицией, чем «быстро обновляемый» китайский автопарк.

Избыточное предложение и затоваренность

Дмитрий Кондраков,
руководитель отдела продаж компании «ААА Траксервис» (официальный дилер MAN, Sinotruk, JAC, Isuzu, Hyundai и Ambertruck)

– Основная причина снижения срока владения грузовыми транспортными средствами связана с резким падением рынка перевозок, составившее в 2025 г. порядка 30 %. Кроме того, произошло снижение тарифов на перевозки примерно на 20 %.

Все это привело к тому, что многие компании не справились с долговой нагрузкой и были вынуждены вернуть полученные автомобили в лизинговые компании или выставить на продажу, чтобы не работать в «минус».

Также в этом году мы видим рекордное количество перепроданных грузовых транспортных средств с целью покрытия долгов перед лизинговыми компаниями. Избыточное предложение на вторичном рынке и затоваренность на стоках новых автомобилей привели к снижению стоимости различных марок.

Читайте также:

Кто уйдет, а кто останется?

Тотальная цифровизация грузоперевозок

Китай теряет лидерство


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.

Грузовик БАЗ

Грузовик высокой проходимости БАЗ – сделано в России

БАЗ – зарегистрированная торговая марка, которая принадлежит Акционерному обществу «Романов». Компания названа в честь Ипполита Владимировича Романова – русского инженера и изобретателя, создателя первого российского электромобиля и электрического омнибуса

Автовышка «Чайка-TR318 Light»

Автовышка «Чайка-TR318 Light» на двухосном прицепе – вариант-минимум

В семействе автогидроподъемников нижегородского завода «Чайка-Сервис» наибольшим спросом пользуются модели с 18-метровой стрелой

Галерея (3)

Александр Грищенко
Дмитрий Кондраков

Комментировать





Поделиться