УАЗ-22602 «Профи»
Еще раз ПРО ЗМЗ
На УАЗ «Профи» установлен бензиновый двигатель ЗМЗ ПРО, он же ZMZ PRO. Фактически это модернизированный ЗМЗ‑40906, точнее ЗМЗ‑409051.10 объемом 2,69 л, главные изменения в котором – смещение пика крутящего момента на более низкие обороты: с 3900об/мин до 2650 об/мин.
При этом момент увеличился с 217 до 235,4 Н.м. То есть мотор более тяговит, чем все прежние заволжские двигатели. Выросла и мощность: 149,6 л.с. вместо 134,6 прежних лошадей, мотор соответствует Евро‑5 вместо Евро‑4. О 150 силах я вспомнил практически сразу после того, как отъехали от дилерского центра «Ирбис»: МКАД стоял, скорость движения была около 5 км/час. За два часа преодолели 65 километров этого скорбного пути, где то все же разгоняясь до 70… Под такую езду хватило бы и мотора от «Оки»… Но высокая максимальная мощность ЗМЗ ПРО – это следствие его настройки на более высокий момент. Однако за четыре дня ни разу не удалось (да и не было в том нужды) выкрутить двигатель до 5000 – оборотов максимальной мощности. На пятой передаче скорость движения выглядела так: 2000 оборотов – 65 км/ч, 2500 оборотов – 80 км/ч, почти 3000 оборотов – 100 км/ч. Казалось бы, мощность 150 сил явно избыточна и не нужна при обычном трафике. Но если посмотреть на внешнюю скоростную характеристику, то становится понятно: на этих наиболее реалистичных скоростях движения мотор работает в достаточно экономичных режимах, с минимальными значениями ge.
То, что мотор заставили работать в экономичном режиме, – заслуга подбора передаточного числа в редукторе заднего моста i= 4,625. У мостов «Спайсер» для «Патриотов» есть еще одно число – 4,11, но для грузовика этого мало. При знакомстве с характеристиками УАЗ «Профи», еще до «ездовой фазы», особенно глядя на числа корейской коробки Dymos (4,155; 2,265; 1,428; 1,0; 0,88) – с разрывом между первой и второй в две единицы, казалось, что подбор чисел непонятный. Лучше бы увеличить главную передачу, и уменьшить первую. Но в процессе теста, особенно в загруженном состоянии, стало понятно: вполне нормальные числа. У коробки классическая схема переключения, четкие ходы, она хорошо переключается и «вверх», и «вниз».
За почти 550 км суммарного пробега мы сожгли 85 литров бензина, то есть получилось около 14,5 л на 100 км. Из этого пробега 150 км – МКАД и немного по Москве, около 120 км по области с грузом 1,5 т, остальное – область, порожняком. При этом декларируемый заводом контрольный (не эксплуатационный!) расход бензина при движении с постоянной скоростью 80 км/ч должен быть 11,6 л/100 км. Но машина новая, на спидометре 3 тысячи км, по мере обкатки реальный расход должен уменьшаться. Поэтому, если добавить сюда надбавку на обкатку 5-10 %, плюс зимний коэффициент 10 %, получается «списывать» можно около 13-13,5 л. Конечно, очень много спалили бензина в пробках, да и на трассе особо не экономили: надо же было разогнаться до сотни. Поэтому при настоящей эксплуатации обкатанного автомобиля зимой можно уместиться где-то в 13,5 л. Кстати, эксплуатационная норма на УАЗ‑451 была 15 л/100, но потом ее уменьшили до 14, а на УАЗ‑452-17 и 16 литров!
Но все же на бензине будут ездить там, где затраты на него можно легко и безболезненно отнести на накладные расходы. Частник же будет экономить. И как раз для экономных перевозчиков Ульяновский автозавод предлагает битопливную версию УАЗ «Профи» с возможностью работы двигателя на бензине и пропане. Газобаллонное оборудование итальянского поставщика Lovato, это одна из самых известных мировых компаний с хорошим уровнем сервиса в России. Баллон – один, объемом 93 литра, размещен под бортовой платформой поперек рамы. Цена автомобиля с ГБО увеличивается на 40 тыс. рублей. Конечно, переоборудовать автомобиль на пропан перевозчик может и дешевле, в районе 20-30 тысяч, а то и вообще – сам, купив лишь комплект для конвертации. Но при заводском оборудовании нет никаких проблем с регистрацией ГБО и гарантия сохраняется. Контрольный расход газа при движении с постоянной скоростью 80 км/ч – 13.8 л/100 км. Или по другому: к эксплуатационной норме расхода бензина можно добавить еще 15-20 % – получится реальный расход пропана. Экономия возникает из-за низкой цены газа: сейчас он стоит около 18-19 руб./л, в то время как А‑92 в районе 37-38 рублей. В результате удается уменьшить расходы на топливо почти на половину в сравнении с бензиновой версией УАЗ «Профи» и минимум на четверть – в сравнении с дизельными LCV.
В сравнении с ЗМЗ‑40906, у мотора ЗМЗ ПРО увеличена степень сжатия с 9,1 до 9,8 за счет изменения днища поршня. Камера сгорания головки блока цилиндров не менялась, хотя ГБЦ все же оригинальная, с дополнительными ребрами жесткости в районе свечных колодцев – для повышения жесткости силового каркаса головки и общей надежности двигателя. Рост степени сжатия обеспечил повышение экономичности, улучшение запуска при низких температурах, лучшую адаптацию к работе на газе, повышение мощности и в какой то степени – момента. Обычно увеличение крутящего момента обеспечивает специальный подбор фаз газораспределения, поэтому здесь другие распредвалы. Появившаяся сравнительно недавно проблема у моторов ЗМЗ – обрыв однорядной цепи привода ГРМ – тоже решена. Было принято решение вернуться к использованию двухрядных цепей. С расчетом на применение пропана изменен материал для выпускных клапанов – они стали более жаропрочными. При работе двигателя на холостом ходу идет некоторая вибрация, но в движении она полностью пропадает. Причина такого «тремора» не в самом моторе, а в его подушках. К примеру, на «ГАЗели» часто обрывало левую подушку, зато не было вибраций… Кстати и в подвеске двигателя на тяжелых грузовиках, самосвале и тягаче тоже есть разница. На самосвале подушки более жесткие и потому – надежные.
Вообще, по отзывам многих перевозчиков, заволжский мотор остается лучшим бензиновым двигателем на российском рынке по мощности, надежности и экономичности. Все, кому мы показывали эту машину, более чем положительно относятся к применению мотора ЗМЗ на УАЗ «Профи». А на заводе говорят, что для России дизель не нужен – при наличии хорошего бензинового двигателя с заводским ГБО и сроком гарантии 4 года или 200 000 км. Действительно с этим трудно не согласиться. У нас в стране сложилась удивительная ситуация – мы так затянули внедрение «маленьких» дизелей, что как нельзя кстати оказались двадцатилетние (и даже более старые!) бензиновые двигатели, конвертированные на газ.
Однако на рынке наверняка будет востребован и дизельный УАЗ «Профи». Здесь стоит вспомнить, что на «Патриот» в 2008 году установили итальянский дизель Iveco F1A объемом 2,3 литра, массой 250 кг, который применяется на Iveco Daily и Fiat Ducato. При диапазоне мощности в то время от 96 до 136 л.с. на «Патриоте» использовали настройку 116 л.с. при 3900 об/мин и 270 Н.м при 2500 об/мин. Расход солярки составлял от 9 до 12 литров, в зависимости от режимов движения. Дальнейшему применению итальянского дизеля на УАЗах помешал кризис 2008-2009 годов, точнее, рост курса валюты. В конце 2011 года начался выпуск отечественного дизеля ЗМЗ‑51432, который был рассчитан в первую очередь на применение на УАЗ «Патриот». Вслед за ним, в 2012 году, началось серийное производство ЗМЗ‑51432.10 с топливной системой Common Rail фирмы Bosch. Его характеристики: объем – 2,2 л, 114 л.с. при 3500 об/мин, 270 Н.м при 1800-2800 об/мин. Двигатель соответствовал нормам Евро‑3, потом – Евро‑4 благодаря применению системы рециркуляции ОГ с жидкостным охлаждением. Этот мотор обеспечивал расход топлива, сопоставимый с Iveco F1A. Но с осени 2016 года из модельного ряда УАЗа убрали версию с дизельным двигателем. Возможно, дизель ЗМЗ, но уже в исполнении Евро‑5, скоро появится под капотами УАЗов. Велика вероятность, что в дальнейшем автозаводом будут использоваться импортные дизели: китайский Yuchai YC 4Y объемом 2,2 л или индийский Mahindra. Казалось бы, есть возможность установки на УАЗы и двигателя Cummins ISF 2,8, применяемого на «ГАЗелях». И китайцам должно быть выгодно увеличить поставки своих дизелей в Россию, а для перевозчиков он хорош налаженным сервисом. Но на Ульяновском автозаводе считают, что Cummins переразмерен и тяжел, хотя его масса 214 кг.
Однако Cummins ISF 2,8 ставят на УАЗы различные фирмы, занимающиеся тюнингом, скорее всего они освоят установку дизеля и на УАЗ «Профи».
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам