Самосвалы Volvo Trucks
Оказывается, среди одиночных самосвалов самая худшая ситуация с легальной грузоподъемностью у полноприводного трехосника Volvo FMX 6×6. При его допустимой полной массе в 41 тонну, при технической грузоподъемности 25 тонн легальная составляет всего 9 тонн. Это понятно. Шасси рассчитано на тяжелую работу, колеса совсем не маленькие – 24-дюймовые, мотор большой, 13-литровый, автоматическая коробка с классической ГМП – Volvo Powertronic, а еще раздаточная коробка и «лишние» два кардана. Если бы не весовые ограничения, отличная была бы машина. Или эксплуатировать ее только вне дорог общего пользования, а это проблематично. Даже на северах, на отсыпке кустов на газовых месторождениях, часть маршрута может пролегать не по грейдеру, а по местной бетонке. А что уж говорить о центральной России. Рентабельность эксплуатации такого самосвала становится весьма сомнительной, а машина не из дешевых, и она должна полноценно работать, а не стоять у забора в ожидании открытия дорог. Скорее всего владельцы полноприводных самосвалов первыми встанут в очередь за пропусками.
Между тем у этого самосвала тоже есть некоторые интересные особенности конструкции. Сейчас это первый в России самосвал с автоматическим подключением переднего ведущего моста. То есть мост можно включить или выключить на постоянном режиме, а можно активировать автоматическое подключение, на панели приборов есть соответствующая клавиша. При переходе на автоматический режим при малейшем буксовании ведущих колес задней тележки происходит подключение моста. Известно, что полный привод по статистике используется лишь
в 2-5% общего времени работы самосвала и что с отключенным передним мостом можно сэкономить топливо, поберечь дорогостоящую трансмиссию. Поэтому функция автоматического подключения полного привода – не лишняя, особенно при наличии водителей с низкой квалификацией. Кроме того, для повышения проходимости через свою клавишу на панели приборов еще и блокируется дифференциал переднего моста. Машина тогда идет практически только прямо, не особо реагируя на поворот руля, зато с блокировкой есть хорошие шансы выбраться из «гиблого места». Сама раздатка на Volvo FMX 6×6 сделана одноступенчатой, то есть она относительно легкая, а это тоже важно для оптимальной развесовки.
В одной упряжке
Одиночный самосвал хорош для перевозки небольших партий грузов или когда их транспортировка сопряжена с работой на стесненных по площади, плохо обустроенных стройплощадках, заводах строительных материалов
и карьерах. В иных случаях целесообразнее и эффективнее использовать самосвальные автопоезда. И здесь надо или подцеплять к одиночным самосвалам прицепы, или использовать седельные тягачи и самосвальные полуприцепы.
Инженеры Volvo Trucks совместно с партнерами предлагают следующие оптимизированные самосвальные автопоезда для перевозки строительных грузов. Видимо, самый недорогой и потому в перспективе самый распространенный автопоезд в составе бюджетного тягача Volvo FM11 4×2 с трехосным 22-кубовым самосвальным полуприцепом производства калининградского завода Grunwald. То есть автопоезд пятиосный. В отличие от ранее выпускаемых самосвальных полуприцепов Grunwald у этого уменьшен объем кузова в полтора раза – с 33 до 22 м3. Вся сцепка получается легче обычной, поэтому выигрыш в легальной грузоподъемности – 2,1 тонны при полной массе автопоезда
37,5 тонны. То есть автопоезд недогружен, но по осям достигли предела тележка полуприцепа и ведущий мост тягача. Чтобы дозагрузить передний мост, необходимо сместить седло тягача ближе к кабине, но это должна позволить сделать и конструкция полуприцепа. Из недостатков такого автопоезда – наименьшая приспособленность тягача к тяжелой работе с самосвальным полуприцепом, что может привести к поломкам. А еще у такого самосвального автопоезда весьма ограниченные возможности по эксплуатации вне дорог общего пользования. Однако этот тягач все же отличается от обычного магистрального «седельника» Volvo FM. На нем установлена 12-ступенчатая коробка-«робот» Volvo I-Shift для тяжелых условий эксплуатации.
Более серьезный самосвальный автопоезд для перевозки строительных насыпных (инертных) материалов состоит из тягача Volvo FM13 6×4 и трехосного полуприцепа объемом 26 кубометров. То есть уже шестиосный автопоезд. Тягач – с 13-литровым мотором мощностью 420 л. с., тоже с АКП I-Shift для тяжелых условий, с 13-тонными ведущими мостами.
В таком исполнении он в состоянии работать с автопоездом полной массой до 70 тонн. По поводу оптимизации снаряженной массы: здесь применена пневмоподвеска ведущих мостов – более легкая, чем рессорная. А с топливными баками явно переборщили: их два, на 365 и 450 литров, итого 815 литров. Конечно, можно сказать, что автопоезд будет работать на дальняке, но скорее всего вполне достаточно и одного 500-литрового резервуара.
Коробка Volvo I-Shift может оснащаться водо-масляным теплообменником для тяжелых условий работы. А кроме того, теперь есть новый I-shift с двумя понижающими передачами, то есть с другими числами. Такая коробка необходима для работы со сверхтяжелыми полуприцепами. Вообще-то разговор идет о полной массе автопоезда от 80 до 100 т, или до 250 тонн. Для демонстрации возможностей новой коробки весной 2016 года в Швеции устроили небольшое шоу – флагманский тягач Volvo FH16 с 750-сильным мотором подцепили
к автопоезду полной массой 750 тонн! По одной «лошади» на тонну! Здесь быстро не разгонишься. Фактически все было сделано в стиле австралийских рекордных суперсцепок: около 20 груженых прицепов и полуприцепов, которые надо было сдвинуть и протащить на расстояние 100 метров. И тягач справился с этой задачей.
Еще одна возможная особенность конструкции седельного тягача Volvo FM13 6×4 это применение пневмоподвески задней тележки с функцией подъема задней ведущей оси по аналогии с тягачами колесной формулы 6х2. Мост поднимается или опускается простым нажатием соответствующей клавиши на панели приборов, при этом привод этого моста тоже отключается. Подъем и опускание ведущей оси и включение-выключение редуктора осуществляется даже при движении автомобиля и уж тем более на стоянке. Зачем нужна эта функция? В первую очередь, для уменьшения расхода топлива и снижения износа шин. Для оптимизации осевых нагрузок к тягачу Volvo FM13 6×4 подцепили трехосный полуприцеп Wielton с кузовом объемом не 38 кубов, как обычно, а 26 кубометров. У него подъемная передняя ось, все оси 9-тонные производства SAF. Снаряженная масса полуприцепа 7000 кг. Получается, что при соблюдении осевых легальных нагрузок, для повышения грузоподъемности автопоезда, надо осваивать выпуск таких полуприцепов, дооборудованных еще одной, четвертой осью, и увеличивать объем кузова до 30-32 кубов. Какая на него будет цена время покажет. Возможно, он будет не намного дороже обычного трехосного полуприцепа с кузовом объемом 38 м3. Но платить за все эти нововведения придется перевозчику. И, наверное, было бы справедливо, в противовес наказаниям и штрафам за осевой перегруз, разработать систему стимулирования добросовестных перевозчиков.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.