Полноприводный вездеход «Урал‑80» – короткий, и еще короче
Еловый корень не помеха
Речь о короткобазных модификациях, берущих на борт относительно немного груза, но выполненных на той же агрегатной базе и с теми же большими колесами, что и полноценные крупнотоннажные модели. Для постройки бурильно-крановой машины (БКМ) идеально подошел именно «двухосник» – его грузоподъемности вполне достаточно, а компактность позволяет работать в тесноте дачной застройки и на заставленных машинами городских улицах.
И без того короткое шасси 4х4 создатели «Урала‑80» укоротили дополнительно. Точнее, уменьшили длину капота кабины. Именно этим новая модель отличается от базовой версии «Урала-Next», пошедшей в серию в 2015 году. Для водителя вездехода короткий капот и хороший обзор спереди – великое благо, поскольку привычка смотреть себе под ноги, чтобы не споткнуться, актуальна не только для пеших грибников или туристов. Ну, еловый корень-то «Уралу» не помеха – переедет, не заметив. А вот брошенная трактористом борона реально опасна для шин, и ее надо вовремя разглядеть в высокой траве. И кювет за обочиной тоже надо хорошо видеть перед капотом, прежде чем съезжать по косогору с дороги. Надстройка БКМ тяжелая, центр масс высоко, ошибся с выбором траектории движения одного из передних колес и… опрокинулся на бок.
Без потери мощности
Возможность укоротить капот «Урала-Next» появилась с началом выпуска смежниками с ЯМЗ нового 5,1-литрового четырехцилиндрового двигателя модели 535. Напомним, изначально автомобилям этого семейства был положен только шестицилиндровый ЯМЗ‑536 рабочим объемом 6,6 л. Размерность цилиндров у новой «четверки» побольше: диаметр 110 вместо 105 мм, ход поршня – 135 вместо 128 мм. Блок из четырех цилиндров, чисто теоретически, короче по длине примерно на два значения их диаметра. Что и позволило «подрезать нос» машине. Значительное уменьшение объема моторного отсека заставило провести также и его перекомпоновку. В частности, на другое место был перенесен воздушный фильтр. Настройку мощности мотора ЯМЗ‑535 выбрали такую же, как и у предназначенной для шасси 4х4 «шестерки», то есть 240 л. с. Правда, в крутящем моменте потеряли (882 вместо 1049 Н·м). Зато выиграли в экономичности.
По конструкции ЯМЗ‑535 практически аналогичен уже давно выпускаемой «четверке» ЯМЗ‑534 рабочим объемом 4,4 л, что идет на автомобили ГАЗ меньшей грузоподъемности. Блок цилиндров отлит из серого чугуна и накрыт чугунной 24-клапанной головкой. Гильзы цилиндров сменные, и после пробега 700-900 тыс. (таков заявленный ресурс) можно поставить новые в комплекте с поршнями. Привод распредвала, расположенного снизу в блоке, – шестернями со стороны маховика. ГРМ с толкателями, штангами, коромыслами и двуплечими траверсами, нажимающими на стержни каждой пары клапанов. Регулировка зазоров не требует набора прецизионных деталей – здесь простейшие винты с контрагайками. Топливная аппаратура Common Rail. Для соответствия выхлопа экологическим нормам Евро‑5 применена система впрыска раствора мочевины. В этом принципиальное отличие от мотора ЯМЗ‑534, ведь там при объеме в 4,4 литра удалось обойтись без SCR.
Важное новшество последних лет – почти полное импортозамещение при производстве двигателей «пятьсот тридцатого» семейства. Сегодня завод ЯМЗ уже не зависит ни от курса евро, ни от большой политики – всю внутреннюю начинку и внешний обвес моторов поставляют российские смежники.
Короткий капот (а вместе с ним и укороченные крылья) позволили перекомпоновать машину кардинально. Кабина на «восьмидесятом», по сравнению с базовой моделью «Урал‑43206», смещена по раме вперед. Пространство сзади, включая примерно полметра на запасное колесо, занял удлиненный кузов. «Запаска» переехала вниз, под лонжерон рамы. Максимально ближе к кабине, и даже с частичной задвижкой под нее, перемещен топливный бак. Все эти перестановки вкупе улучшили развесовку по осям и увеличили грузоподъемность машины на 900 кг по сравнению с 6-цилиндровым двухосным «Уралом».
Технические характеристики
Для наших направлений
Все прочие агрегаты и узлы нового «Урала» хорошо известны перевозчикам и эксплуатационникам спецтехники. Сцепление однодисковое, диафрагменное с пневмогидравлическим усилителем. Коробка передач механическая пятиступенчатая модели ЯМЗ 0905. Передаточное число первой передачи (5,22) позволяет постоянно груженой надстройкой БКМ ползти по грязи на достаточно высоких оборотах двигателя. А если еще и включить пониженную передачу в «раздатке» (2,15), мотор будет потихоньку вращать колеса в гору вообще без нажима на педаль газа. Кинематическая схема РК включает несимметричный планетарный межосевой дифференциал, а значит, выражение «врубить передок» тут не актуально – привод постоянный полный. Оба привода управления «раздаткой» реализованы с помощью электрики и пневматики – никаких резонирующих металлических рычагов в кабину не проходит. Есть просто клавиши на панели приборов. Точно также включаются блокировки дифференциалов: межосевого и межколесного в заднем мосту.
Сами мосты с литыми картерами главных передач и запрессованными в них трубчатыми кожухами полуосей. Бортовых редукторов нет, прочность полуосей рассчитана на скручивающие нагрузки. Конструктивно «уральские» мосты даже внешне выдают породистого вездехода – главные передачи закреплены сверху на горизонтальных фланцах. А значит, карданные валы проходят так высоко, что их повреждение пнями и валунами практически исключено. Кроме того, ориентированные полусферой вниз картеры мостов хорошо скользят по глинистому грунту, снижая вероятность «заякориться» и остановить машину.
Редукторы главных передач всех мостов проходные, что означает условную взаимозаменяемость. С передним мостом сложнее, поскольку он, естественно, дополнен поворотными кулаками на шкворнях и кулачково-дисковыми ШРУСами. Редуктор каждого из мостов двухступенчатый с конической (12:22) и цилиндрической косозубой (13:48) парами. Последнее соотношение применяемо на мостах конкретно для машин с колесной формулой 4х4, поэтому при необходимости ремонта в поле или в сельской глубинке, надо учитывать, что поставить мост от версии 6х6 (даже средний на место заднего) можно, но только с заменой цилиндрических шестерен, чтобы спереди и сзади было одинаковое передаточное отношение. Либо менять оба моста.
В отличие от представленного в прошлом году автомобиля в «паркетном» исполнении на 22,5-дюймовых колесах с низкопрофильными дорожными шинами, этот «Урал‑80» уже «обут» в вездеходные шины размера 365/80 R20 наружным диаметром 1,1 м. Соответственно, шасси оборудовано системой автоподкачки шин, выполненной по схеме «цапфа-полуось». Стравив давление клавишей на панели приборов, можно преодолеть сложный участок пути, и потом быстро подкачать шины от бортовой пневмосистемы – также нажатием клавиши. Тормозные механизмы всех колес барабанные с клиновым разжимом колодок. Привод пневматический, «ручник» с пружинами в камерах заднего моста растормаживается нагнетанием воздуха до необходимого давления.
Читайте также:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Что происходит на российском шинном рынке? Как он будет развиваться в 2024-2025 годах? Какие бренды популярны у перевозчиков? Есть ли дефицит шин для коммерческого транспорта и специальной техники?
Несмотря на санкции, на российском рынке смазочных материалов есть все необходимые для обслуживания коммерческого транспорта и специальной техники масла и консистентные смазки