Полноприводный вездеход «Урал‑80» – короткий, и еще короче
Еловый корень не помеха
Речь о короткобазных модификациях, берущих на борт относительно немного груза, но выполненных на той же агрегатной базе и с теми же большими колесами, что и полноценные крупнотоннажные модели. Для постройки бурильно-крановой машины (БКМ) идеально подошел именно «двухосник» – его грузоподъемности вполне достаточно, а компактность позволяет работать в тесноте дачной застройки и на заставленных машинами городских улицах.
И без того короткое шасси 4х4 создатели «Урала‑80» укоротили дополнительно. Точнее, уменьшили длину капота кабины. Именно этим новая модель отличается от базовой версии «Урала-Next», пошедшей в серию в 2015 году. Для водителя вездехода короткий капот и хороший обзор спереди – великое благо, поскольку привычка смотреть себе под ноги, чтобы не споткнуться, актуальна не только для пеших грибников или туристов. Ну, еловый корень-то «Уралу» не помеха – переедет, не заметив. А вот брошенная трактористом борона реально опасна для шин, и ее надо вовремя разглядеть в высокой траве. И кювет за обочиной тоже надо хорошо видеть перед капотом, прежде чем съезжать по косогору с дороги. Надстройка БКМ тяжелая, центр масс высоко, ошибся с выбором траектории движения одного из передних колес и… опрокинулся на бок.
Без потери мощности
Возможность укоротить капот «Урала-Next» появилась с началом выпуска смежниками с ЯМЗ нового 5,1-литрового четырехцилиндрового двигателя модели 535. Напомним, изначально автомобилям этого семейства был положен только шестицилиндровый ЯМЗ‑536 рабочим объемом 6,6 л. Размерность цилиндров у новой «четверки» побольше: диаметр 110 вместо 105 мм, ход поршня – 135 вместо 128 мм. Блок из четырех цилиндров, чисто теоретически, короче по длине примерно на два значения их диаметра. Что и позволило «подрезать нос» машине. Значительное уменьшение объема моторного отсека заставило провести также и его перекомпоновку. В частности, на другое место был перенесен воздушный фильтр. Настройку мощности мотора ЯМЗ‑535 выбрали такую же, как и у предназначенной для шасси 4х4 «шестерки», то есть 240 л. с. Правда, в крутящем моменте потеряли (882 вместо 1049 Н·м). Зато выиграли в экономичности.
По конструкции ЯМЗ‑535 практически аналогичен уже давно выпускаемой «четверке» ЯМЗ‑534 рабочим объемом 4,4 л, что идет на автомобили ГАЗ меньшей грузоподъемности. Блок цилиндров отлит из серого чугуна и накрыт чугунной 24-клапанной головкой. Гильзы цилиндров сменные, и после пробега 700-900 тыс. (таков заявленный ресурс) можно поставить новые в комплекте с поршнями. Привод распредвала, расположенного снизу в блоке, – шестернями со стороны маховика. ГРМ с толкателями, штангами, коромыслами и двуплечими траверсами, нажимающими на стержни каждой пары клапанов. Регулировка зазоров не требует набора прецизионных деталей – здесь простейшие винты с контрагайками. Топливная аппаратура Common Rail. Для соответствия выхлопа экологическим нормам Евро‑5 применена система впрыска раствора мочевины. В этом принципиальное отличие от мотора ЯМЗ‑534, ведь там при объеме в 4,4 литра удалось обойтись без SCR.
Важное новшество последних лет – почти полное импортозамещение при производстве двигателей «пятьсот тридцатого» семейства. Сегодня завод ЯМЗ уже не зависит ни от курса евро, ни от большой политики – всю внутреннюю начинку и внешний обвес моторов поставляют российские смежники.
Короткий капот (а вместе с ним и укороченные крылья) позволили перекомпоновать машину кардинально. Кабина на «восьмидесятом», по сравнению с базовой моделью «Урал‑43206», смещена по раме вперед. Пространство сзади, включая примерно полметра на запасное колесо, занял удлиненный кузов. «Запаска» переехала вниз, под лонжерон рамы. Максимально ближе к кабине, и даже с частичной задвижкой под нее, перемещен топливный бак. Все эти перестановки вкупе улучшили развесовку по осям и увеличили грузоподъемность машины на 900 кг по сравнению с 6-цилиндровым двухосным «Уралом».
Технические характеристики
Для наших направлений
Все прочие агрегаты и узлы нового «Урала» хорошо известны перевозчикам и эксплуатационникам спецтехники. Сцепление однодисковое, диафрагменное с пневмогидравлическим усилителем. Коробка передач механическая пятиступенчатая модели ЯМЗ 0905. Передаточное число первой передачи (5,22) позволяет постоянно груженой надстройкой БКМ ползти по грязи на достаточно высоких оборотах двигателя. А если еще и включить пониженную передачу в «раздатке» (2,15), мотор будет потихоньку вращать колеса в гору вообще без нажима на педаль газа. Кинематическая схема РК включает несимметричный планетарный межосевой дифференциал, а значит, выражение «врубить передок» тут не актуально – привод постоянный полный. Оба привода управления «раздаткой» реализованы с помощью электрики и пневматики – никаких резонирующих металлических рычагов в кабину не проходит. Есть просто клавиши на панели приборов. Точно также включаются блокировки дифференциалов: межосевого и межколесного в заднем мосту.
Сами мосты с литыми картерами главных передач и запрессованными в них трубчатыми кожухами полуосей. Бортовых редукторов нет, прочность полуосей рассчитана на скручивающие нагрузки. Конструктивно «уральские» мосты даже внешне выдают породистого вездехода – главные передачи закреплены сверху на горизонтальных фланцах. А значит, карданные валы проходят так высоко, что их повреждение пнями и валунами практически исключено. Кроме того, ориентированные полусферой вниз картеры мостов хорошо скользят по глинистому грунту, снижая вероятность «заякориться» и остановить машину.
Редукторы главных передач всех мостов проходные, что означает условную взаимозаменяемость. С передним мостом сложнее, поскольку он, естественно, дополнен поворотными кулаками на шкворнях и кулачково-дисковыми ШРУСами. Редуктор каждого из мостов двухступенчатый с конической (12:22) и цилиндрической косозубой (13:48) парами. Последнее соотношение применяемо на мостах конкретно для машин с колесной формулой 4х4, поэтому при необходимости ремонта в поле или в сельской глубинке, надо учитывать, что поставить мост от версии 6х6 (даже средний на место заднего) можно, но только с заменой цилиндрических шестерен, чтобы спереди и сзади было одинаковое передаточное отношение. Либо менять оба моста.
В отличие от представленного в прошлом году автомобиля в «паркетном» исполнении на 22,5-дюймовых колесах с низкопрофильными дорожными шинами, этот «Урал‑80» уже «обут» в вездеходные шины размера 365/80 R20 наружным диаметром 1,1 м. Соответственно, шасси оборудовано системой автоподкачки шин, выполненной по схеме «цапфа-полуось». Стравив давление клавишей на панели приборов, можно преодолеть сложный участок пути, и потом быстро подкачать шины от бортовой пневмосистемы – также нажатием клавиши. Тормозные механизмы всех колес барабанные с клиновым разжимом колодок. Привод пневматический, «ручник» с пружинами в камерах заднего моста растормаживается нагнетанием воздуха до необходимого давления.
Читайте также:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Новый междугородний автобус Zhong Tong везет до 57 сидячих пассажиров, еще 10 человек могут ехать стоя
Какие запасные части вместо оригинальных использовать для ремонта дизельных двигателей Cummins, чтобы сократить затраты и обеспечить надежность, безотказность и максимальный ресурс ДВС?