Грузовики Scania нового семейства ХТ. Три настройки одного мотора
Оправданное решение
При таком многообразии и при всех отличиях двигателей Scania, в представленных на презентации в Мансуровском карьере тяжелых грузовиках применяется один и тот же 13-литровый мотор DC13 уровня Евро-5. Даже с учетом модульности конструкции и как ни у кого глубокой унификации моторов Scania, такое решение оправдано еще и с точки зрения оптимизации поставок запасных частей, организации ТО и ТР.
Эти 13-литровые моторы считаются двигателями второго поколения Евро-6. Изначально предполагалось, что в Европе стандарт вступит в силу 31 декабря 2012 года, затем установили новый срок – 31 декабря 2013 года. С 1 января 2014-го в Евросоюзе все вновь зарегистрированные автомобили должны соответствовать требованиям этих норм.
Первые свои моторы Евро-6 Scania разработала еще в 2011 году. Это как раз и были 13-литровые DC13 мощностью 440 л. с., 2300 Н.м и 480 л. с., 2500 Н.м. Затем на всех версиях DC13 постепенно увеличивали мощность: 410 л. с., 2150 Н.м, 450 л. с., 2350 Н.м и 500 л. с., 2550 Н.м. Потом появились минимальная (370 л. с., 2000 Н.м) и предельная (540 л. с., 2700 Н.м) настройки. В 2021 году 13-литровым моторам исполняется десять лет и за это время их хорошо отладили.
Первая, вторая, третья
На тестовых самосвалах были установлены двигатели в трех настройках. Первая, 440 л. с. при 1900 об/мин и 2300 Н.м при 1000-1400 об/мин применяется на Scania P440 B8x4HZ, а также на вездеходах P440 B6x6HZ и P440 B8x8HZ, то есть вне зависимости от количества мостов и колесной формулы.
Вторая, самая мощная настройка – 500 л. с./2550 Н.м используется на трехосном полноприводном лесовозе Scania G500 B6x6HZ, который обязан работать с прицепом, а также на «четырехоснике» HAGEN XL 8х4, полная масса которого может составлять 50 тонн.
Отдельно надо рассматривать мотор углевоза на Scania ODIN S CNG 6х4, работающий на сжатом метане – здесь 410 л. с. и 2000 Н.м. Этот 13 литровый ОС13 101 не что иное, как конвертированный DC13 с искровым зажиганием и свечами.
Опровергая аксиому
Моторы DC13 имеют диаметр цилиндра 130 мм и ход поршня 160 мм, точный объем 12,7 литра. Во многом эти двигатели сохранили преемственность в конструкции с прежним поколением DC12 с размерностью 127х154 мм. Но под явно выросшие нагрузки для нового поколения «шестерок» разработали и новый блок цилиндров. На всех моторах раздельные головки, распредвал в блоке и привод ГРМ шестернями со стороны маховика, центрифуга в системе смазки. Кстати, еще и благодаря ей, в дополнение к сменным полнопоточным фильтрам, периодичность замены масла в двигателях достигает 120 тысяч км.
На своих новых моторах Scania опровергает аксиому двигателестроителей о том, что при увеличенном давлении сгорания, с ростом уровня норм токсичности обязательно применение общей головки цилиндров. Собственно, так поступают все производители дизелей для грузовиков. Но только не Scania! Даже на двигателях уровня Евро-6 шведские инженеры сохранили раздельные головки. Сейчас ни у одной европейской фирмы не осталось такого конструктивного решения – однозначно удобного и недорогого в эксплуатации.
Все двигатели Scania уровня Евро-6 оснащены системой Common Rail, но шведы называют аккумуляторную топливную систему с общей рампой XPI, а разрабатывали ее совместно с Cummins. Моторы DC13 Евро-5 оснащают насос-форсунками с электронным управлением, как на DC12. Это отлаженная и надежная топливная система. То есть один и тот же мотор существует с двумя разными исполнениями топливной аппаратуры! А ведь разница в конструкции там огромная.
Экономика и экология
Константин Кравченко, начальник отдела решений для тяжелых отраслей промышленности ООО «Скания-Русь»
– Scania активно продвигает в России экономичные и экологичные решения на альтернативных видах топлива. Инновационный самосвал на метане – очередной шаг вперед в этом направлении, наряду с представленным в начале года метановым сортиментовозом, который уже работает в Иркутской области.
Другие материалы о новых грузовиках Scania:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.