Грузовик «Урал Next» для ралли-рейдов – «спортсмен» из Миасса
Дебют в ралли-рейде
У автозавода «Урал» большой опыт участия в соревнованиях по трак-триалу на грузовиках. В 90-х и вплоть до середины 2000-х годов заводская команда очень успешно выступала в трак-триалах, проводимых в Минске, Миассе и подмосковных Бронницах. Там их конкурентами становились гонщики Минского автозавода, ГАЗа, КАМАЗа и Завода имени Лихачева. Но эти автозаводы в разное время участвовали еще и в кольцевых гонках, и в автокроссе. Для «Уралов», в силу специфики, ближе всего оказался именно трак-триал.
Кроме постоянных призов, получаемых на российских соревнованиях, заводские гонщики трижды выигрывали европейский турнир Europa Truck-Trial. А там выступали спортсмены из Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, из Франции и Италии – в этих странах пользуются большой популярностью подобные внедорожные соревнования. В Европе спортсмены из Миасса побеждали в категории машин с колесными формулами 6х6 и 8х8, а в России и в Белоруссии также и среди двухосных грузовиков 4х4. Но в ралли-рейдах автозавод участвует впервые.
Машина чемпионов
Основными грузовиками для трак-триала были «Урал‑4320» 6х6 и четырехосные бескапотные «Урал‑5323» 8х8. Для большей надежности спортивные «Уралы» с 2000 года стали дорабатывать в экспериментальном цехе автозавода. Изменения в конструкции грузовиков проводили с учетом технических требований к спортивным автомобилям для трак-триала. Установили дизель Deutz BF6M1015 – это V-образная «шестерка» водяного охлаждения, объемом 12 литров, мощностью 325 или 400 л. с. Почему ставили импортный мотор? В первую очередь, это допускалось техрегламентом и в России, и в Европе. В тот момент для АЗ «Урал» дизель КАМАЗ‑740 уже стал «чужим» двигателем. «Шестерка» ЯМЗ‑236 даже с наддувом была слаба, а V8 15-литровый ЯМЗ‑238/ЯМЗ‑7511, пусть и мощный – 400 л. с., но тяжелый.
Коробку и сцепление тоже использовали импортные. Сцепление – однодисковое диафрагменное ZF Sachs MFZ 430, коробки – механические 9-ступенчатые Eaton, потом их заменили на 9-ступенчатые ZF Ecomid 9S1310. Раздаточная коробка была обычная, «ураловская», но с пневматическим управлением. На спортивных «Уралах» ставили «родные» мосты с блокировкой межколесных дифференциалов. Причем оснащали блокировкой даже передний мост, хотя она не особо нужна – с ней сложнее управлять автомобилем.
В Европе некоторые спортсмены из Германии, Австрии и Франции и сейчас выступают именно на «Уралах», причем как на переоборудованных 375-х с установленными на них дизелями, так и на «Уралах‑4320». Это грузовики, списанные из армии ГДР. Кроме того, там делают очень интересные триальные машины на основе «Урала». В категории «прототипы» выступает полноприводный и полноуправляемый «Урал» 6х6, у которого вместо стандартных среднего и заднего ведущих мостов установлены передние, управляемые мосты.
Возрождение интереса
Ближе к середине 2000-х годов проведение профессиональных соревнований по трак-триалу стало сокращаться и постепенно прекратилось полностью. В Европу команда автозавода «Урал» уже не ездила – наверное, к радости тамошних спортсменов. В России и Белоруссии изредка проводили любительские соревнования в карьерах и лесах. В 2018 году группа энтузиастов возродила чемпионат России по трак-триалу, состоящий из четырех этапов, но в любительском формате.
Сейчас интерес к трак-триалу возрождается. Из последних соревнований – зимний трак-триал «Лебёдушкино озеро», прошедший в Тверской области в феврале 2023 года. В зачете грузовиков 4х4 заводская команда на «Урале‑43206» (после почти 20-летнего перерыва!) заняла второе место. Из двух выступавших КАМАЗов один получил «бронзу». А первое место заняли подмосковные спортсмены на модернизированном ЗиЛ‑131.
Конечно, в новом триальном «Урале» учтены все технические наработки прошлых лет. И в то же время эта машина действительно новая. Здесь стоит дизель ЯМЗ-536 мощностью 312 л. с. с моментом 1226 Н·м. Этот мотор на 100 сил мощнее и на 100 кг легче атмосферного «камазовского» V8, когда-то устанавливаемого на «Урал-4320». Кабина «Урал Next» одна из самых комфортных на грузовиках-вездеходах.
Спортивная составляющая
Во времена СССР среди военнослужащих срочной службы в большом почете были нагрудные значки «Воин-спортсмен», которые выдавали за выполнение нормативов специального военно-спортивного комплекса. Если бы подобный комплекс Министерство обороны учредило и для армейских автомобилей, то наверняка первыми награду получили бы грузовики «Урал». Но не сразу, в середине 60-х годов, а позже. Потому, что в первую очередь, это, конечно же, был военный вездеход, а уже спортивная составляющая у миасских грузовиков появилась только в 90-х, когда стали проводить соревнования по трак-триалу.
Читайте также:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега