Главная > Статьи > Автобаза > Узлы и агрегаты > Долговечные гелевые аккумуляторы Exide

Долговечные гелевые аккумуляторы Exide

Аккумуляторы с гелеобразным электролитом имеют ряд преимуществ перед батареями, залитыми жидким раствором кислоты. Американская компания Exide Technologies разработала долговечный гелевый аккумулятор специально для крупнотоннажных грузовиков

Несмотря на появление новейших типов аккумуляторов, вроде литий-ионных, традиционный свинцово-кислотный не сдает позиций. Разработка середины позапрошлого века, как ни странно, сегодня считается технологией будущего. Недостаток (с которым в большинстве случаев можно смириться) у таких батарей только один – ​большой удельный вес. В остальном – ​сплошные достоинства. Свинца в земной коре довольно много, добывать его нетрудно. Металл, что пошел на производство аккумуляторов (а это большая часть мировой добычи свинца), не расходуется безвозвратно, как использованный в сердечниках пуль, а возвращается в производство спустя несколько лет – ​вторичным сырьем. Процесс переработки отслуживших свое батарей автоматизирован и недорог. Электролит сливают и нейтрализуют известью, получая строительный гипс. Затем батареи дробят, а получившуюся массу мелких обломков разделяют на свинец и пластик, также находящий полезное вторичное применение. Объем неперерабатываемых отходов, подлежащих захоронению, составляет лишь мизерную часть массы утилизированной батареи. В эксплуатации современные необслуживаемые аккумуляторы абсолютно экологичны – ​ни тяжелые металлы, ни пары серной кислоты пределов корпуса не покидают.
Наряду с традиционными свинцовыми аккумуляторами, в которых жидкий раствор серной кислоты просто залит в пространство между пластинами, в последние годы широко распространились батареи, сделанные по технологиям AGM (с пропитанными электролитом стеклотканевыми матами) и GEL, в которых электролит загущен силикагелем, то есть химически нейтральным адсорбентом на основе кремниевых кислот. Один из ведущих разработчиков новейших гелевых аккумуляторов – ​американская компания Exide Technologies, основанная в 1888 году и поставляющая свою продукцию на сборочные конвейеры многих автомобильных фирм мира.
Интерес производителей автомобилей к гелевым батареям резко возрос с появлением экономящих топливо систем «Старт-стоп». При автоматическом выключении двигателя (чтобы не работал на холостом ходу при кратковременных остановках) вся нагрузка от многочисленных и довольно мощных электроприборов современного автомобиля ложится на аккумулятор, что со временем приводит к довольно глубокому его разряду. Количество циклов заряд-разряд у всех типов батарей ограничено, но у гелевых этот параметр в полтора два раза лучше, чем у AGM. Иными словами, при частых глубоких разрядах срок службы гелевого аккумулятора будет значительно выше, чем у прочих свинцово-кислотных.
Но если системой «старт-стоп» оборудуют преимущественно легковые автомобили, то у грузовиков есть свои специфические причины глубокого разряда батареи. Например, длительные стоянки с неработающим двигателем, но включенным автономным отопителем, потребляющим до 100 Ватт мощности от бортовой электросети. Есть у дальнобойщиков в кабинах и прочие электроприборы: кофеварки, телевизоры, ноутбуки и т.д. Гораздо более мощный потребитель энергии – ​гидростанция с электроприводом насоса, применяемая на развозных грузовиках с гидробортами. Если условия разгрузки требуют работы с выключенным двигателем шасси (то есть, в цивилизованном городе, где никто не позволит тарахтеть и дымить дизелем под окнами местных жителей), то после объезда нескольких торговых точек аккумулятор можно «посадить в ноль». При регулярных циклах глубокого разряда обычный или AGM аккумулятор может прослужить всего год-два, после чего просто перестанет принимать заряд и крутить стартер. После чего отправится на свалку. Стало быть, для таких условий работы надо выбирать именно гелевую батарею – ​она дороже процентов на двадцать, чем AGM, но прослужит гораздо дольше.
На российском рынке под маркой Exide предлагают пока всего одну, наиболее востребованную модель гелевого аккумулятора семейства Endurance+PRO для коммерческого транспорта. Ее обозначение – ​ED 2103, где 210 – ​емкость в ампер-часах, а 3 – ​указание на обратную полярность клемм – ​плюсовая слева. (Напомним, «грузовые» батареи при определении полярности ставят клеммами к себе.)

Размеры корпуса батареи ED 2103 – 518х242х276 мм, что по международному стандарту, а также нашему ГОСТ Р МЭК 95-4-93, соответствует типу D 6 (см. таблицы). А значит, в аккумуляторный отсек почти любого европейского крупнотоннажника пара таких батарей встает идеально. Клеммы соответствуют типу А – ​тоже по европейскому стандарту: плюсовая диаметром 19,5 мм (измеренному у основания конуса), минусовая – ​17,9 мм. И вообще, в батареях Exide, поступающих на российский рынок все европейское – ​даже выпускают их на заводе в немецком Бюдингене (земля Гессен). В продажу на рынок запчастей батареи ED 2103 впервые поступили в 2018 году, но нашим перевозчикам они хорошо известны с 2014 года, когда гелевые аккумуляторы Exide пошли на заводскую комплектацию грузовиков Scania и IVECO.

Важная особенность гелевых аккумуляторов – ​недопустимость заряда напряжением свыше 2,4 вольта на банку. Если батарее с жидким электролитом разложение воды не вредит – ​пузырьки водорода и кислорода свободно поднимаются на поверхность и выходят в атмосферу, то из геля газам выходить некуда. Обычная «заливная» АКБ при перезаряде просто «кипит» понемногу, вынуждая владельца машины чаще доливать в банки дистиллированную воду, а гелевая вспучивается и выходит из строя. Вот почему перед установкой ее на машину необходимо проверить напряжение бортовой сети при работающем двигателе. Для крупнотоннажного грузовика с двумя последовательно соединенными 12-вольтовыми батареями предельная величина выдаваемого генератором напряжения не должна превышать 28,8 вольта. Аккумуляторы традиционного типа, то есть обслуживаемые – ​с заливными отверстиями под крышками – ​компания Exide Technologies на российский рынок тоже поставляет. Это батареи семейства StrongPRO для средне-и крупнотоннажных грузовиков – ​три модели в корпусах типов D 4, D 5 и D 6 номинальной емкостью 140, 185 и 235 А.ч, соответственно.

По цене они гораздо доступнее гелевых и AGM той же емкости, а по долговечности вполне устраивают перевозчиков, которым не требуется часто включать электроприборы при неработающем двигателе. А таких – ​большинство. С парками самосвалов, автобетоносмесителей, развозных фургонов, автобусов и прочего автотранспорта. Разумеется, с прародителями в эбонитовом корпусе батареи Exide StrongPRO имеют мало общего – ​разве что химические реакции: образование сульфата свинца при разряде и серной кислоты при заряде. В остальном современные батареи гораздо более совершенны. В свинцовый сплав для изготовления электродов уже давно добавляют металлический кальций, что резко снижает потерю электролитом воды (батарея становится малообслуживаемой) и значительно замедляет саморазряд. С побочным негативным свойством таких батарей – ​расслоением электролита – ​разные производители борятся по своему. Например, компания Exide Technologies применяет самую надежную систему перемешивания электролита, не связанную с движением автомобиля – ​мелкими пузырьками газа, выделяющимися на отрицательных электродах. Для этого в их сплав добавлен запатентованый компонент Carbon Boost. Постоянное перемешивание электролита исключает коррозию нижней части пластин. Кроме того, плотность электролита (то есть концентрация серной кислоты растворе) в верхней части банок не снижается, а значит, емкость батареи сохраняется на номинальном уровне.
Еще одно запатентованное новшество в батареях Exide StrongPRO – ​стойкое к вибрациям крепление пластин полимерным расплавом по технологии HVR (High Vibration Resistant). Работая даже в жестких условиях (размещение в заднем свесе шасси, на автомобилях, эксплуатирующихся на разбитых дорогах), батарея не выйдет из строя преждевременно из-за осыпания пластин.
Но стоят ли все эти меры, предпринимаемые авторитетной фирмой, того, чтобы покупатель платил за батарею дороже, чем просят за аккумуляторы марок «второго эшелона»? Да, если перевозчику важна еще и надежность. А если водитель заночевал на обочине, а морозным утром стартер не провернул коленвал? Клиенты ждут груз, а не объяснения, что пришлось долго просить «прикурить».

 


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

Новые автобусы КАМАЗ

Новые автобусы КАМАЗ – с заботой о водителе и пассажирах

На выставке COMTRANS 2023 Камский автомобильный завод представил новые и обновленные модели грузовых автомобилей и автобусов

Производство грузовиков на АМТ N.V.

Производство грузовиков на АМТ N.V. – новая стратегия развития

После выхода IVECO из состава акционеров ООО «IVECO-AMT» у китайской компании SAIC-Hongyan появился хороший шанс закрепиться на нашем рынке. А что дает для АМТ N.V. партнерство с SAIC-Hongyan?

Галерея (9)

Положительные пластины батареи StrongPRO усилены прочными элементами из полиэтилена и стекловолокна
Гелевая аккумуляторная батарея Exide семейства Endurance+PRO
Аккумуляторная батарея Exide семейства StrongPRO

Комментировать





Поделиться