Галерея (8)


От ГРМ двигателя Cursor есть возможность отбора мощности
При обслуживании и ремонте двигателя удобны кнопки Start и Stop
Дизель Cursor13, как и другие моторы семейства, выпускают на заводе FTP Industrial во Франции
Cursor8 (слева) в России критиковали за недостаточную тяговитость, а у мощного Cursor13 (справа), напротив, избыток тяги
Самый распространенный двигатель у российских Stralis – Cursor10
Мотор семейства Tector
Мотор F1A. Объем 2,3 л, мощность до 150 л. с., момент 350 Н.м
Трехлитровый двигатель F1C развивает мощность до 205 л. с.
Главная » Статьи » Автобаза » Узлы и агрегаты » Дизельные двигатели FPT Industrial. Для IVECO и не только

Дизельные двигатели FPT Industrial. Для IVECO и не только

У компании FIAT огромный опыт в разработке и производстве дизелей. Такие моторы «Итальянская автомобильная фабрика Турина» выпускает с 1932 года. Сейчас всеми двигателями занимается моторостроительное подразделение FIAT Power Train (FPT Industrial), которое входит в состав автоконцерна

Сделано в Италии

Одни из самых известных и уважаемых моторов у FPT – ​дизели для «малотоннажников» FIAT, IVECO и Citroen. В этом семействе два двигателя: первый по классификации FIAT называется F1A и имеет объем 2,3 литра, второй – ​F1C объемом 3,0 литра. Моторы делают на заводе SOFIM, расположенном на юге Италии в городе Фоджия. В России дизель F1A ставили на некоторые модификации УАЗов, а трехлитровый F1C на Fuso Canter, вместо двигателя Mitsubishi 4D50 объемом 4,9 литра.
   Для среднетоннажных IVECO Eurocargo выпускают рядные «четверки» и «шестерки» IVECO Tector объемом 3,9 и 5,9 литра (позже 4,2 и 6,7 л) с диапазоном мощности от 140 до 320 л.  с. Эти моторы разрабатывали совместно с компанией Cummins. Конструктивно они схожи с Cummins серий B и ISB, а выпускают их на моторном заводе FPT Industrial в Турине.

Сделано во Франции

У двигателей тяжелых грузовиков IVECO, кроме общего для этого семейства названия Cursor, есть своя «фиатовская» маркировка: у Cursor8 – ​F2B, у Cursor10 – ​F3A и у Cursor13 – ​F3B. Цифры 8, 10 и 13 указывают на округленный объем в литрах. Если точнее, 7,8; 10,3 и 12,88 литра. Дизели Cursor делают во французском Бурбон-Ланси, практически в центре Франции, в Бургундии. Раньше это был автозавод Unic, предприятие с долгой и яркой историей. Основан в 1874 году, производить автомобили начали в 1905-м. Название Unic подразумевало выпуск уникальных машин, и со временем завод стал одним из ведущих французских автопроизводителей.
   Первым дизелем, изготовленным в Бурбон-Ланси в 1931 году, был лицензионный мотор Mercedes-Benz. Сначала здесь выпускали легковые автомобили, позже грузовики. И до Второй мировой войны, и после нее, под маркой Unic производили тяжелые грузовые автомобили. В 60-х магистральные седельные тягачи и тяжелые строительные грузовики Unic поставляли в СССР. В 1966 году завод Unic приобрел FIAT.
   Дизели Cursor поставили на конвейер в 1998 году, в 2001-м уже производили всю линейку: Cursor8, Cursor10 и Cursor13. Эти моторы еще застали тяжелые грузовики IVECO EuroStar и EuroTrakker, их выпуск начался в те времена, когда IVECO Stralis существовал только на чертежных досках. Казалось бы, немало воды утекло «из радиатора» за эти годы. Но благодаря тем конструкторским и технологическим решениям, которые были изначально заложены в семейство Cursor, они успешно прошли путь от Евро‑2 до Евро‑5 и EEV, а потом и до Евро‑6.

Дизель-лауреат

Есть смысл вспомнить о конкурсе Truck of the Year. Именно с мотором Cursor только появившийся седельный тягач IVECO Stralis стал победителем в 2003 году. Затем, в 2006-м, IVECO Trakker был на втором месте, в 2008-м опять второе место досталось «Стралису». В 2013 году IVECO Stralis Hi-Way стал грузовиком года, а в 17-м на второй ступени пьедестала оказался уже Stralis XP/NP. Truck of the Year 2020 хоть и достался Mercedes-Benz New Actros c результатом 121 балл, но у IVECO S-Way (новейшей версии Stralis) было всего на 8 баллов меньше, в то время как Volvo FH I-Save набрал лишь 47. И все эти достижения – ​с двигателями IVECO Cursor!
   Между тем сегодня в семействе дизелей из Бурбон-Ланси не только Cursor8, Cursor10 и Cursor13. Есть, что довольно предсказуемо, и 9-й, и 11-й «Курсоры». Выпускают и Cursor16 объемом 15,9 литра с размерностью 141х170 мм, мощностным диапазоном от 653 до 775 л. с. и максимальным крутящим моментом до 3320 Н.м при 1500 об/мин. Раньше такого большого дизеля у FPT не было. В этом сегменте рынка конкурировали только Volvo, Scania, MAN и Mercedes-Benz. Однако пока Cursor16 существует только как промышленный двигатель, не автомобильный. Это в первую очередь связано с нормами токсичности, он близок к Евро‑5, не выше.
   Конструкция всех «Курсоров» во многом схожа. Это рядные шестицилиндровые дизели с интеркулером и турбонаддувом. Конечно же, совершенно разные размерность и литраж (например, 8 и 13 литров, не говоря уже про Cursor16) не позволяют их максимально унифицировать. Блоки цилиндров отлиты из высокопрочного чугуна, у них повышенная жесткость за счет ажурного литья с обилием ребер, общего корпуса коренных крышек коленвала (его еще называют «рамой») и единой головки блока, закрывающей сразу все цилиндры. Это позволяет моторам IVECO оставаться в числе лидеров по соотношению литровой мощности и массы. Стальные коленвалы не лопаются, «мокрые» гильзы удобны в ремонте (у Cursor8 блок не гильзован), распредвал находится в блоке, а привод ГРМ со стороны маховика. 
  Благодаря заднему расположению шестерен возможен отбор мощности для привода вспомогательных агрегатов и гидронасосов. Мощность «добывается» обычным способом: четыре клапана на цилиндр, интеркулер и турбонаддув. Все двигатели снабжены декомпрессионным моторным тормозом IVECO Turbo Brake. Управляется он электроникой, срабатывает раньше, чем основная тормозная система, дополняет трансмиссионный тормоз-замедлитель ZF Intarder и, тем самым, бережет колодки. У 13-литрового мотора тормозная мощность составляет около 450 л. с. при 2800 об/мин.

 

Еще по теме:
Тяжелые грузовики IVECO Trakker для российского рынка


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.

Полноприводный вездеход БАЗ

Полноприводный вездеход БАЗ – возможны варианты

В последнее время в автомобилестроении развивают модульные конструкции. Многие знают термин «модульная платформа» применительно к легковым автомобилям. Теперь на нее можно посмотреть на отечественном грузовике. Знакомство с полноприводным вездеходом марки БАЗ продолжается

Что будет с автоперевозками, если отменят патенты для ИП? Мнения экспертов

Патенты на услуги перевозчиков для ИП хотят отменить. Как это повлияет на рынок автоперевозок?

Галерея (8)

От ГРМ двигателя Cursor есть возможность отбора мощности
При обслуживании и ремонте двигателя удобны кнопки Start и Stop
Дизель Cursor13, как и другие моторы семейства, выпускают на заводе FTP Industrial во Франции
Cursor8 (слева) в России критиковали за недостаточную тяговитость, а у мощного Cursor13 (справа), напротив, избыток тяги
Самый распространенный двигатель у российских Stralis – Cursor10
Мотор семейства Tector
Мотор F1A. Объем 2,3 л, мощность до 150 л. с., момент 350 Н.м

Комментировать





Поделиться