Галерея (26)


Передние тормоза дисковые с двухпоршневыми плавающими скобами
Соответствие нормам Евро-4 достигнуто благодаря системе EGR
Фильтр-сепаратор надежно защитит топливную аппаратуру от воды
На торце панели приборов слева – горловина бачка гидропривода тормозов. Справа – бачок стеклоомывателя
Пассажирское сиденье не слишком просторно для двоих, но в коротких рейсах особых неудобств не будет
Страховочные дужки и крюки – элементы пассивной безопасности
На модели NMR85 задние рессоры усилены подрессорниками
В устройстве ступиц опять футорки
Шарниры рессор на сайлентблоках – прорыв в умах японских инженеров
На задних колесах модели NLR обычные барабанные тормоза
Дополнительная функция горного тормоза – быстрый прогрев мотора
На машинах серии NLR независимая рычажная передняя подвеска с реечным рулевым механизмом
Передняя подвеска модели NMR – с балкой на многолистовых рессорах
Амортизаторы задней зависимой подвески наклонены в разные стороны
Инженерный консерватизм в действии: стояночный тормоз с барабаном на КП и прессмасленки в крестовинах
Слева на картере коробки передач – лючок для КОМ. Отбор мощности потребует, например, кран-манипулятор
Место для радиатора кондиционера нашлось только в арке колеса
На машины российской сборки идут моторы мощностью 124 л. с.
Турбокомпрессоры на двигатели Isuzu Elf поставляет фирма IHI
Главная > Статьи > Автобаза > Эксплуатация > Малотоннажные грузовики Isuzu Elf

Малотоннажные грузовики Isuzu Elf

Isuzu Elf 3,5 уже давно собирают в России, но по-прежнему из японских комплектующих. Именно за это, наряду с надежностью, долговечностью и относительно невысокой ценой, малотоннажники так ценят покупатели

На фоне всеобщего падения спроса на грузовики зарубежных марок за Isuzu можно порадоваться – например, в сегменте малотоннажников семейства Elf эта компания только за 2014 год увеличила продажи на российском рынке примерно в два с половиной раза. Но в абсолютных значениях количество официально проданных в нашей стране машин невелико – около двух тысяч за все годы их сборки в России (см. таблицы данных аналитического агентства «Автостат»). Для сравнения приводим таблицу по зарегистрированным в разных регионах праворульным грузовикам Isuzu Elf, большинство из которых – именно малотоннажные грузовики категории B. Тут уже совсем иные числа, говорящие о чрезвычайной популярности этой модели в России. Правда, подавляющее большинство «праворулек» – довольно преклонного возраста, и, возможно, многие из них просто доживают свой век у подъездов «хрущевок» в городах и поселках Дальневосточного и Сибирского округов, не имея никакого отношения к коммерческому транспорту.
Проданные новыми автомобили модели NLR – в основном «межкризисных» 2010-2012 годов выпуска. Позже спрос на самый младший из Isuzu стал падать, а в начале 2015 года NLR85A сняли с производства. NMR, напротив, вяло брали первые пять лет после презентации, но внезапно распробовали в ­2014-м. Надо, однако, учесть, что часть вошедших в таблицу автомобилей NMR-серии представляют собой 5,2-тонные среднетоннажники категории С, которые мы сегодня не рассматриваем.

Модификации

К семейству Elf (автомобили N-серии) относятся малотоннажные и среднетоннажные грузовики Isuzu бескапотной компоновки полной массой до 9,5 тонны. Для разных рынков многих стран мира выпускают сотни модификаций шасси с широким перечнем колесных баз, двигателей, трансмиссий и подвесок. Есть машины с гибридными силовыми установками, моторами, работающими на газовом топливе, автоматическими КП, задним и полным приводами, зависимыми рессорными, независимыми подвесками и т. д. С некоторой частью всего этого многообразия познакомилась и Россия – открыв в начале 1990-х годов свободный импорт подержанной техники из Японии. Причем помимо автомобилей собственно марки Isuzu моряки привозили в наши порты точно такие же «эльфы», но только с эмблемами Nissan и Mazda – моделей Atlas и Titan соответственно.
Официальные продажи грузовиков Isuzu стартовали в 2006-м с началом «отверточной» сборки пятитонного NQR71 в Ульяновске. Предшественником современных малотоннажников стал Isuzu NKR55E, выпускавшийя в 2007 году. После перевода сборочного производства в Елабугу его сменила модель NLR85A последнего, шестого поколения 700P. В конце 2008-го совместное предприятие «Соллерс-Исузу» освоило выпуск более грузоподъемного NMR85. Весной ­2012-го сборку грузовиков Isuzu вернули из Елабуги в Ульяновск, а еще через два года – в апреле 2014-го – открыли там полномасштабное CKD-производство со сваркой и окраской кабин. Большинство комплектующих, включая основные агрегаты в сборе, по-прежнему приходят из Японии.
В обозначении автомобилей Isuzu семейства Elf первая буква N указывает на легкий класс грузовиков LDT, вторая – на полную массу: L – от 3,5 до 5,0 тонн, M – от 5,0 до 7,5 тонны, причем на автомобилях обеих серий применяется кабина шириной 1770 миллиметров. Буквой на третьей позиции обозначена колесная формула – как правило, там стоит R, а значит, привод у машины на задние колеса. У официально не поставляемых полноприводных версий на этом месте маркировки буква S. Далее двузначным числом зашифрована модель или индекс двигателя. В обозначении современных малотоннажных Isuzu N-серии для российского рынка мы видим число 85, указывающее на 3-литровый дизель 4JJ1. После цифр может стоять буква A, указывающая на независимую переднюю подвеску. Как правило, на этом маркировка заканчивается, но иногда в прайсах дилеров фигурирует более полные обозначения с дополнительными буквами L (левостороннее рулевое управление), Е (короткая база) или Н (длинная база). Например, NMR85H в соответствии с официально принятой системой обозначений это автомобиль полной массой от 5 до 7,5 тонны с мотором 4JJ1 и колесной базой длиной от 3201 до 3500 мм. Фактически так оно и есть, но юридически машина с точно таким же обозначением шасси может быть сертифицирована в России как малотоннажник категории B. Разобраться в путанице отчасти помогают торговые наименования моделей, введенные в 2014 году с началом промсборки грузовиков Isuzu – тогда автомобилям N-серии, предназначенным для российского рынка, вернули исконно японское имя Elf. После него приведена полная масса в тоннах – 3,5 или 5,2, с одной лишь оговоркой: 3,5-тонными эти грузовики стали лишь юридически, а фактически Isuzu Elf 3,5 на шасси NMR85H – тот же самый трехтонник. То есть он рассчитан японскими инженерами на перевозку трех тонн груза в штатном режиме. А с часто практикуемым в России перегрузом запросто везет и все четыре.
Еще больший разрыв между «де юре» и «де факто» демонстрируют готовые автомобили, то есть шасси, оборудованные кузовами и прочими надстройками на специализированных предприятиях. Чтобы дать возможность перевозчику заезжать в центры крупных городов, где действует ограничение по грузоподъемности в одну тонну, надо разницу между полной массой 3,5 т и снаряженной массой комплектного автомобиля установить в размере, например, 950 кг. Для этого предприятия-надстройщики юридически «утяжеляют» свои кузова, причем не только промтоварные фургоны, но и даже платформы с легонькими алюминиевыми бортами. В результате покупатель получает Elf с высоченной 19-кубометровой «будкой», набив которую товаром суммарной массой тонн в пять, он совершенно законно катается под стенами Кремля, куда не только «ГАЗели», но и даже легковые пикапы давно не пускают по причине их избыточной грузоподъемности.
VIN-номер шасси Isuzu, собираемых в России с 2008 года начиная с первых елабужских и последующих ульяновских, имеет WMI-код Z7X. Родной японский VIN-номер с кодом JAA пригодится для заказа запчастей. Но в большинстве случаев самый важный – третий VIN-номер, под которым комплектный автомобиль (фургон, бортовой, автовышка и т. д.) ставят на учет в ГИБДД. Его дает машине российское предприятие-надстройщик.
Малотоннажники Isuzu Elf 3,5 – рамные машины. У модели NLR только один вариант длины базы – 2490 мм, у NMR есть еще длиннобазная (3350 мм) версия. Еще раз уточним – речь о машинах для России, собираемых компанией «Соллерс-Исузу», а вообще перечень длин баз «эльфов» гораздо шире. Принципиальное отличие между двумя моделями – в передней подвеске, рулевом управлении, тормозах и ошиновке задних колес. На NMR шасси классического грузовика прошлого века – с кованой балкой, поворотными кулаками на шкворнях, многолистовыми параболическими рессорами, барабанными тормозами всех колес. Крепление последних – конусными гайками, задних двускатных – с футорками. Зато шарниры рессор с 2008 года делают на сайлентблоках вместо архаичных втулок с прессмасленками. Привод тормозов – гидравлический с вакуумным усилителем.
У NLR сзади все так же – только листов в рессорах всего три, зато спереди – независимая подвеска: по две пары поперечных рычагов на привинченной к раме балке, витые цилиндрические пружины и шаровые опоры. Типично «легковой» набор дополняет реечный рулевой механизм и дисковые тормоза с плавающими двухпоршневыми скобами. Причем в Ульяновске собирали только версию с односкатными задними колесами NLR85A. На обеих моделях шасси бросается в глаза типично японский анахронизм – трансмиссионный «ручник». Лишь самый старший из «эльфов» – грузовик полной массой 9,5 тонны – обзавелся пневмоприводом тормозов и избавился от барабана на выходном фланце коробки передач.
Двигатель на всех малотоннажных Isuzu российской сборки только один – 124-сильный 3-литровый дизель 4JJ1-TC. В современном варианте он соответствует классу ­Евро-4, обходясь без впрыска раствора мочевины и сажевого фильтра. В отличие от 5,2-литрового и тоже 16-клапанного верхневального мотора среднетоннажных «эльфов» здесь два распредвала в головке блока. Топливная аппаратура – Common Rail от фирмы Denso. Коробка передач на моделях NLR и NMR – только 5-ступенчатая модели MYY5M.

Что ломается

Как показывает опыт сервисных центров, автомобили Isuzu весьма долговечны и требуют ремонта редко. Поэтому дилерские центры, торгующие Isuzu, как правило, мультибрендовые – это позволяет обеспечить персонал сервисных станций работой по обслуживанию машин двух-трех других марок (ломающихся почаще), а стало быть, и нормальными зарплатами. К тому же грузовики Isuzu конструктивно просты. Но даже изобилующая «лишними» деталями подвеска модели NLR, тем не менее, ходит без ремонтов годами. Да и погнуть на выбоине ее мощные рычаги весьма не просто – сервисмены таких случаев не знают. Заменить такие «расходники», как шаровые опоры (причем раз в 150 тыс. км), дело быстрое и недорогое. Верхняя шаровая опора, правда, идет в запчасти в сборе с рычагом – тут уже ремонт встает в «копеечку».
Критика в адрес конструкторов, разместивших радиатор кондиционера в арке переднего правого колеса, где он быстро зарастает грязью, носит чисто теоретический характер, поскольку кондиционеры и с грязными радиаторами работают отлично. К тому же сбить корку глины с радиатора струей воды из шланга нетрудно – хороший хозяин обязательно так делает при мойке машины.
Проблемы с двигателем, известные по праворульным «эльфам» с огромными пробегами, автомобилям Isuzu российской сборки не свойственны: при регулярной замене масла и использовании фирменной «синтетики» силовой агрегат обычно не требует ничего, кроме фильтров и ремней, до продажи машины третьему владельцу. Закисающие намертво футорки крепления задних двускатных колес на модели NMR можно заменить еврошпильками – интернет-магазины предлагают комплекты почти для каждого японского грузовика.

Мнения

Алексей Неживых
начальник транспортного отдела ООО Торговый дом «Золотое Яичко», Московская область

Наша компания занимается поставками продуктов питания – в основном это куриное яйцо. Для развоза товара по торговым точкам Москвы, Московской области и близлежащих регионов мы держим пять грузовых автомобилей. Из них четыре – длиннобазные 3,5-тонные Isuzu Elf модели NMR85H c изотермическими фургонами объемом 16 кубометров. Все машины 2015 года выпуска – приобретали их одновременно единой партией на замену списанным китайским грузовикам JMC, регулярно требовавшим ремонтов. Пока наши Isuzu практически новые – пробеги составляют около 20 тыс. км, и за исключением двух врожденных дефектов шин (их заменили по гарантии) никаких неисправностей пока не возникало. Первых впечатлений о машине оказалось достаточно, чтобы принять решение о переводе всего автопарка на Isuzu. В ближайшее время планируем приобрести еще пять малотоннажников этой марки.

Игорь Думлер
начальник производства ООО «Альянс Тракс», официального дилера Isuzu, Московская область

Автомобили Isuzu в эксплуатации по-японски надежны – случаи ремонта по гарантии при обращении владельцев в наш сервисный центр достаточно редки. Например, за 2014 год таковых зафиксировано 5 на полторы тысячи машин этой марки, регулярно приезжающих к нам на техобслуживание. Isuzu Elf в сравнении с мало- и среднетоннажными автомобилями прочих японских марок (наша компания также является официальным дилером Hino и Mitsubishi Fuso) лучше приспособлен к перегрузам и работе в условиях плохих дорог. Еще одно преимущество – более низкие цены на запчасти. Долговечность отдельных узлов сильно зависит от условий эксплуатации и квалификации (аккуратности) водителя. Например, сцепление в хороших руках может прослужить в течение пробега 200 тыс. км и более, но иногда приходится заменять ведомый диск при 20 тыс. км. Подвеска – даже если речь о независимой, с рычагами и шаровыми опорами, применяемой на модели NLR85A – обычно требует замены расходных деталей не ранее чем через 150 тыс. км. Также довольно много – около 50 тыс. км – служат колодки дисковых тормозов передних колес NLR85A. Колодки барабанных тормозов задних (или всех колес на модели NMR85) гораздо более долговечны – пробеги до замены составляют в среднем 200 тыс. км. Учитывая, что колодки в сборе довольно дороги, мы предлагаем клиентам заменить только накладки. Вместе с работой это стоит всего 9 тысяч рублей и не нарушает условий заводской гарантии, поскольку накладки мы наклепываем только оригинальные. Изредка приходится заменять форсунки системы питания двигателя – на автомобилях последних лет выпуска (класса Евро-4) аппаратура Common Rail более чувствительна к качеству топлива, чем на ранее выпускавшихся машинах класса Евро-3.
Серьезного агрегатного ремонта обычно требуют автомобили с большими пробегами – для малотоннажных моделей семейства Elf это, как правило, после 350-400 тыс. км. Тем не менее капитального ремонта двигателя на машинах этого семейства делать пока не доводилось – хватало замены отдельных деталей (поршневой группы, вкладышей коленвала, сальников, прокладок и пр.). Былые проблемы с некоторыми узлами электрооборудования стараниями фирмы Isuzu постепенно уходят в прошлое. В частности, преждевременный выход из строя тягового реле стартера был вызван скоплением в полости корпуса водяного конденсата. После модернизации стартера обращений клиентов по поводу отказов тягового реле практически не было. Таким образом, грузовики семейства Isuzu показали себя на наших дорогах исключительно с положительной стороны.

Карен Аракелов
директор по развитию ООО «Таратрейд», Москва

В парке нашего предприятия 35 грузовых автомобилей разного тоннажа, из них четыре единицы Isuzu Elf полной массой 3,5 тонны: две машины модели NLR85A и две – NMR85. При выборе марки главным критерием стала цена: на Isusu она ниже, чем на большинство рамных малотоннажников прочих фирм. Все наши Isuzu Elf – 2014 года выпуска с бортовыми тентоваными кузовами и паспортной грузоподъемностью до 1 тонны. Последнее принципиально важно для нашей работы: перевозим вторсырье (в основном стеклотару и макулатуру), забирать которое нередко приходится из центра Москвы, куда въезд транспорта большей грузоподъемности ограничен. Автомобили работают в относительно благоприятных условиях гладких столичных дорог, перегрузов не бывает – чаще не хватает вместимости машины по объему. Но нагрузки на трансмиссию, в частности, сцепление, при движении в московских пробках, конечно, повышенные. Тем не менее до каких-либо серьезных ремонтов нашим Isuzu пока далеко – их пробеги едва превысили 40 тыс. км. Эксплуатационные расходы пока касались только заправок топливом, а также замены масла и фильтров при проведении двух плановых ТО. Ничего больше заменять не приходилось.
Пока не истек срок действия заводской гарантии, обслуживаем машины в сервисном центре официального дилера. Впоследствии будем проводить ТО и ремонты своими силами – ремзона и штат механиков имеются.

Галерея (26)

Передние тормоза дисковые с двухпоршневыми плавающими скобами
Соответствие нормам Евро-4 достигнуто благодаря системе EGR
Фильтр-сепаратор надежно защитит топливную аппаратуру от воды

Комментировать





Поделиться