Малотоннажные грузовики Isuzu Elf
На фоне всеобщего падения спроса на грузовики зарубежных марок за Isuzu можно порадоваться – например, в сегменте малотоннажников семейства Elf эта компания только за 2014 год увеличила продажи на российском рынке примерно в два с половиной раза. Но в абсолютных значениях количество официально проданных в нашей стране машин невелико – около двух тысяч за все годы их сборки в России (см. таблицы данных аналитического агентства «Автостат»). Для сравнения приводим таблицу по зарегистрированным в разных регионах праворульным грузовикам Isuzu Elf, большинство из которых – именно малотоннажные грузовики категории B. Тут уже совсем иные числа, говорящие о чрезвычайной популярности этой модели в России. Правда, подавляющее большинство «праворулек» – довольно преклонного возраста, и, возможно, многие из них просто доживают свой век у подъездов «хрущевок» в городах и поселках Дальневосточного и Сибирского округов, не имея никакого отношения к коммерческому транспорту.
Проданные новыми автомобили модели NLR – в основном «межкризисных» 2010-2012 годов выпуска. Позже спрос на самый младший из Isuzu стал падать, а в начале 2015 года NLR85A сняли с производства. NMR, напротив, вяло брали первые пять лет после презентации, но внезапно распробовали в 2014-м. Надо, однако, учесть, что часть вошедших в таблицу автомобилей NMR-серии представляют собой 5,2-тонные среднетоннажники категории С, которые мы сегодня не рассматриваем.
Модификации
К семейству Elf (автомобили N-серии) относятся малотоннажные и среднетоннажные грузовики Isuzu бескапотной компоновки полной массой до 9,5 тонны. Для разных рынков многих стран мира выпускают сотни модификаций шасси с широким перечнем колесных баз, двигателей, трансмиссий и подвесок. Есть машины с гибридными силовыми установками, моторами, работающими на газовом топливе, автоматическими КП, задним и полным приводами, зависимыми рессорными, независимыми подвесками и т. д. С некоторой частью всего этого многообразия познакомилась и Россия – открыв в начале 1990-х годов свободный импорт подержанной техники из Японии. Причем помимо автомобилей собственно марки Isuzu моряки привозили в наши порты точно такие же «эльфы», но только с эмблемами Nissan и Mazda – моделей Atlas и Titan соответственно.
Официальные продажи грузовиков Isuzu стартовали в 2006-м с началом «отверточной» сборки пятитонного NQR71 в Ульяновске. Предшественником современных малотоннажников стал Isuzu NKR55E, выпускавшийя в 2007 году. После перевода сборочного производства в Елабугу его сменила модель NLR85A последнего, шестого поколения 700P. В конце 2008-го совместное предприятие «Соллерс-Исузу» освоило выпуск более грузоподъемного NMR85. Весной 2012-го сборку грузовиков Isuzu вернули из Елабуги в Ульяновск, а еще через два года – в апреле 2014-го – открыли там полномасштабное CKD-производство со сваркой и окраской кабин. Большинство комплектующих, включая основные агрегаты в сборе, по-прежнему приходят из Японии.
В обозначении автомобилей Isuzu семейства Elf первая буква N указывает на легкий класс грузовиков LDT, вторая – на полную массу: L – от 3,5 до 5,0 тонн, M – от 5,0 до 7,5 тонны, причем на автомобилях обеих серий применяется кабина шириной 1770 миллиметров. Буквой на третьей позиции обозначена колесная формула – как правило, там стоит R, а значит, привод у машины на задние колеса. У официально не поставляемых полноприводных версий на этом месте маркировки буква S. Далее двузначным числом зашифрована модель или индекс двигателя. В обозначении современных малотоннажных Isuzu N-серии для российского рынка мы видим число 85, указывающее на 3-литровый дизель 4JJ1. После цифр может стоять буква A, указывающая на независимую переднюю подвеску. Как правило, на этом маркировка заканчивается, но иногда в прайсах дилеров фигурирует более полные обозначения с дополнительными буквами L (левостороннее рулевое управление), Е (короткая база) или Н (длинная база). Например, NMR85H в соответствии с официально принятой системой обозначений это автомобиль полной массой от 5 до 7,5 тонны с мотором 4JJ1 и колесной базой длиной от 3201 до 3500 мм. Фактически так оно и есть, но юридически машина с точно таким же обозначением шасси может быть сертифицирована в России как малотоннажник категории B. Разобраться в путанице отчасти помогают торговые наименования моделей, введенные в 2014 году с началом промсборки грузовиков Isuzu – тогда автомобилям N-серии, предназначенным для российского рынка, вернули исконно японское имя Elf. После него приведена полная масса в тоннах – 3,5 или 5,2, с одной лишь оговоркой: 3,5-тонными эти грузовики стали лишь юридически, а фактически Isuzu Elf 3,5 на шасси NMR85H – тот же самый трехтонник. То есть он рассчитан японскими инженерами на перевозку трех тонн груза в штатном режиме. А с часто практикуемым в России перегрузом запросто везет и все четыре.
Еще больший разрыв между «де юре» и «де факто» демонстрируют готовые автомобили, то есть шасси, оборудованные кузовами и прочими надстройками на специализированных предприятиях. Чтобы дать возможность перевозчику заезжать в центры крупных городов, где действует ограничение по грузоподъемности в одну тонну, надо разницу между полной массой 3,5 т и снаряженной массой комплектного автомобиля установить в размере, например, 950 кг. Для этого предприятия-надстройщики юридически «утяжеляют» свои кузова, причем не только промтоварные фургоны, но и даже платформы с легонькими алюминиевыми бортами. В результате покупатель получает Elf с высоченной 19-кубометровой «будкой», набив которую товаром суммарной массой тонн в пять, он совершенно законно катается под стенами Кремля, куда не только «ГАЗели», но и даже легковые пикапы давно не пускают по причине их избыточной грузоподъемности.
VIN-номер шасси Isuzu, собираемых в России с 2008 года начиная с первых елабужских и последующих ульяновских, имеет WMI-код Z7X. Родной японский VIN-номер с кодом JAA пригодится для заказа запчастей. Но в большинстве случаев самый важный – третий VIN-номер, под которым комплектный автомобиль (фургон, бортовой, автовышка и т. д.) ставят на учет в ГИБДД. Его дает машине российское предприятие-надстройщик.
Малотоннажники Isuzu Elf 3,5 – рамные машины. У модели NLR только один вариант длины базы – 2490 мм, у NMR есть еще длиннобазная (3350 мм) версия. Еще раз уточним – речь о машинах для России, собираемых компанией «Соллерс-Исузу», а вообще перечень длин баз «эльфов» гораздо шире. Принципиальное отличие между двумя моделями – в передней подвеске, рулевом управлении, тормозах и ошиновке задних колес. На NMR шасси классического грузовика прошлого века – с кованой балкой, поворотными кулаками на шкворнях, многолистовыми параболическими рессорами, барабанными тормозами всех колес. Крепление последних – конусными гайками, задних двускатных – с футорками. Зато шарниры рессор с 2008 года делают на сайлентблоках вместо архаичных втулок с прессмасленками. Привод тормозов – гидравлический с вакуумным усилителем.
У NLR сзади все так же – только листов в рессорах всего три, зато спереди – независимая подвеска: по две пары поперечных рычагов на привинченной к раме балке, витые цилиндрические пружины и шаровые опоры. Типично «легковой» набор дополняет реечный рулевой механизм и дисковые тормоза с плавающими двухпоршневыми скобами. Причем в Ульяновске собирали только версию с односкатными задними колесами NLR85A. На обеих моделях шасси бросается в глаза типично японский анахронизм – трансмиссионный «ручник». Лишь самый старший из «эльфов» – грузовик полной массой 9,5 тонны – обзавелся пневмоприводом тормозов и избавился от барабана на выходном фланце коробки передач.
Двигатель на всех малотоннажных Isuzu российской сборки только один – 124-сильный 3-литровый дизель 4JJ1-TC. В современном варианте он соответствует классу Евро-4, обходясь без впрыска раствора мочевины и сажевого фильтра. В отличие от 5,2-литрового и тоже 16-клапанного верхневального мотора среднетоннажных «эльфов» здесь два распредвала в головке блока. Топливная аппаратура – Common Rail от фирмы Denso. Коробка передач на моделях NLR и NMR – только 5-ступенчатая модели MYY5M.
Что ломается
Как показывает опыт сервисных центров, автомобили Isuzu весьма долговечны и требуют ремонта редко. Поэтому дилерские центры, торгующие Isuzu, как правило, мультибрендовые – это позволяет обеспечить персонал сервисных станций работой по обслуживанию машин двух-трех других марок (ломающихся почаще), а стало быть, и нормальными зарплатами. К тому же грузовики Isuzu конструктивно просты. Но даже изобилующая «лишними» деталями подвеска модели NLR, тем не менее, ходит без ремонтов годами. Да и погнуть на выбоине ее мощные рычаги весьма не просто – сервисмены таких случаев не знают. Заменить такие «расходники», как шаровые опоры (причем раз в 150 тыс. км), дело быстрое и недорогое. Верхняя шаровая опора, правда, идет в запчасти в сборе с рычагом – тут уже ремонт встает в «копеечку».
Критика в адрес конструкторов, разместивших радиатор кондиционера в арке переднего правого колеса, где он быстро зарастает грязью, носит чисто теоретический характер, поскольку кондиционеры и с грязными радиаторами работают отлично. К тому же сбить корку глины с радиатора струей воды из шланга нетрудно – хороший хозяин обязательно так делает при мойке машины.
Проблемы с двигателем, известные по праворульным «эльфам» с огромными пробегами, автомобилям Isuzu российской сборки не свойственны: при регулярной замене масла и использовании фирменной «синтетики» силовой агрегат обычно не требует ничего, кроме фильтров и ремней, до продажи машины третьему владельцу. Закисающие намертво футорки крепления задних двускатных колес на модели NMR можно заменить еврошпильками – интернет-магазины предлагают комплекты почти для каждого японского грузовика.
Мнения
Алексей Неживых
начальник транспортного отдела ООО Торговый дом «Золотое Яичко», Московская область
Наша компания занимается поставками продуктов питания – в основном это куриное яйцо. Для развоза товара по торговым точкам Москвы, Московской области и близлежащих регионов мы держим пять грузовых автомобилей. Из них четыре – длиннобазные 3,5-тонные Isuzu Elf модели NMR85H c изотермическими фургонами объемом 16 кубометров. Все машины 2015 года выпуска – приобретали их одновременно единой партией на замену списанным китайским грузовикам JMC, регулярно требовавшим ремонтов. Пока наши Isuzu практически новые – пробеги составляют около 20 тыс. км, и за исключением двух врожденных дефектов шин (их заменили по гарантии) никаких неисправностей пока не возникало. Первых впечатлений о машине оказалось достаточно, чтобы принять решение о переводе всего автопарка на Isuzu. В ближайшее время планируем приобрести еще пять малотоннажников этой марки.
Игорь Думлер
начальник производства ООО «Альянс Тракс», официального дилера Isuzu, Московская область
Автомобили Isuzu в эксплуатации по-японски надежны – случаи ремонта по гарантии при обращении владельцев в наш сервисный центр достаточно редки. Например, за 2014 год таковых зафиксировано 5 на полторы тысячи машин этой марки, регулярно приезжающих к нам на техобслуживание. Isuzu Elf в сравнении с мало- и среднетоннажными автомобилями прочих японских марок (наша компания также является официальным дилером Hino и Mitsubishi Fuso) лучше приспособлен к перегрузам и работе в условиях плохих дорог. Еще одно преимущество – более низкие цены на запчасти. Долговечность отдельных узлов сильно зависит от условий эксплуатации и квалификации (аккуратности) водителя. Например, сцепление в хороших руках может прослужить в течение пробега 200 тыс. км и более, но иногда приходится заменять ведомый диск при 20 тыс. км. Подвеска – даже если речь о независимой, с рычагами и шаровыми опорами, применяемой на модели NLR85A – обычно требует замены расходных деталей не ранее чем через 150 тыс. км. Также довольно много – около 50 тыс. км – служат колодки дисковых тормозов передних колес NLR85A. Колодки барабанных тормозов задних (или всех колес на модели NMR85) гораздо более долговечны – пробеги до замены составляют в среднем 200 тыс. км. Учитывая, что колодки в сборе довольно дороги, мы предлагаем клиентам заменить только накладки. Вместе с работой это стоит всего 9 тысяч рублей и не нарушает условий заводской гарантии, поскольку накладки мы наклепываем только оригинальные. Изредка приходится заменять форсунки системы питания двигателя – на автомобилях последних лет выпуска (класса Евро-4) аппаратура Common Rail более чувствительна к качеству топлива, чем на ранее выпускавшихся машинах класса Евро-3.
Серьезного агрегатного ремонта обычно требуют автомобили с большими пробегами – для малотоннажных моделей семейства Elf это, как правило, после 350-400 тыс. км. Тем не менее капитального ремонта двигателя на машинах этого семейства делать пока не доводилось – хватало замены отдельных деталей (поршневой группы, вкладышей коленвала, сальников, прокладок и пр.). Былые проблемы с некоторыми узлами электрооборудования стараниями фирмы Isuzu постепенно уходят в прошлое. В частности, преждевременный выход из строя тягового реле стартера был вызван скоплением в полости корпуса водяного конденсата. После модернизации стартера обращений клиентов по поводу отказов тягового реле практически не было. Таким образом, грузовики семейства Isuzu показали себя на наших дорогах исключительно с положительной стороны.
Карен Аракелов
директор по развитию ООО «Таратрейд», Москва
В парке нашего предприятия 35 грузовых автомобилей разного тоннажа, из них четыре единицы Isuzu Elf полной массой 3,5 тонны: две машины модели NLR85A и две – NMR85. При выборе марки главным критерием стала цена: на Isusu она ниже, чем на большинство рамных малотоннажников прочих фирм. Все наши Isuzu Elf – 2014 года выпуска с бортовыми тентоваными кузовами и паспортной грузоподъемностью до 1 тонны. Последнее принципиально важно для нашей работы: перевозим вторсырье (в основном стеклотару и макулатуру), забирать которое нередко приходится из центра Москвы, куда въезд транспорта большей грузоподъемности ограничен. Автомобили работают в относительно благоприятных условиях гладких столичных дорог, перегрузов не бывает – чаще не хватает вместимости машины по объему. Но нагрузки на трансмиссию, в частности, сцепление, при движении в московских пробках, конечно, повышенные. Тем не менее до каких-либо серьезных ремонтов нашим Isuzu пока далеко – их пробеги едва превысили 40 тыс. км. Эксплуатационные расходы пока касались только заправок топливом, а также замены масла и фильтров при проведении двух плановых ТО. Ничего больше заменять не приходилось.
Пока не истек срок действия заводской гарантии, обслуживаем машины в сервисном центре официального дилера. Впоследствии будем проводить ТО и ремонты своими силами – ремзона и штат механиков имеются.
Сервисный контракт – это договор на регламентное техобслуживание автомобиля. Такую услугу предоставляет уполномоченный дистрибьютор грузовой техники SANY в России компания ODIN Group. Какую пользу получает владелец транспортного средства и как выполняет свои обязательства дилер?
Транспортная компания БСУ‑1 из города Тюмень проводит испытания шин Triangle модели TRD06. Делимся первыми результатами
Премьера грузовика КАМАЗ‑4555 «Атлант 50» состоялась на выставке MiningWorld Russia‑2024. Карьерный самосвал грузоподъемностью 50 тонн предназначен для перевозки скальной и смешанной породы. По этим параметрам новинка схожа с самосвалом-углевозом «Атлант 49», который пришел на смену европейским карьерным грузовикам