Кран-манипулятор «Чайка NR821T» – модель немассового спроса
Четыре вместо одного
В ассортименте кранов-манипуляторов производства нижегородского завода «Чайка-Сервис» большинство моделей – массового спроса, предназначенных для тривиальных задач: поднять груз, поставить на платформу, разгрузить на стройплощадке метрах в пяти-восьми от машины и т. п. Но есть и специфические КМУ с уникальными возможностями. Их выпускают малыми сериями с использованием более дорогих компонентов.
Одна из таких моделей – «Чайка NR821T» с десятиметровой комбинированной стрелой, шарнирно-сочлененной с пятью телескопическими секциями. Бросаются в глаза четыре (!) гидроцилиндра подъема первой стрелы. Вместо привычного одного. Поворотной колонны, по сути, нет – ее роль выполняет сварной профиль гораздо меньшего сечения. Причем закреплен он на опорно-поворотном устройстве не жестко, а шарнирно. Что позволяет наклонить его, чтобы первая стрела опустилась в горизонтальном положении вниз. Именно четыре гидроцилиндра вместо традиционной жесткой колонны передают всю вертикальную нагрузку через ОПУ на основание надстройки, закрепленное на раме шасси мощными шпильками.
Сферы применения
Благодаря уникальной схеме складывания и очень короткой первой стреле, КМУ в транспортном положении имеет высоту всего 1520 мм и умещается за кабиной вровень с крышей. Уточним, речь о «низкой» кабине грузовика строительного назначения. Габаритная высота полнокомплектного автомобиля в пределах 3,2 м позволяет проезжать под низкими мостами, арками зданий, сводами нестандартных тоннелей и т. п. И некоторым перевозчикам по роду деятельности действительно нужен доступ к точкам разгрузки, расположенным за подобными препятствиями, куда тяжелые грузовики с обычными КМУ и габаритной высотой 3,8-4,0 м не смогут проехать физически.
Другая сфера применения – работа спецтехники в труднодоступной местности, с которой нет сообщения по дорогам. На объектах Крайнего Севера, в тайге, в окружении уже растаявших весной болот, на островах вне периода морской навигации и т. д. Доставка автомобилей по воздуху накладывает ограничение – у тяжелых транспортных самолетов (если это, конечно, не супервместительные «Руслан» или «Антей») высота грузового отсека обычно не превышает 3,4 м. Очевидно, что любая деятельность, в которой возникает тема авиадоставки многотонного оборудования и техники, подразумевает соответствующий оборот денежных средств. В масштабах которого удорожание себестоимости крана-манипулятора будет практически неощутимо для покупателя. Иными словами, заказчики автомобилей с КМУ «Чайка NR821T» четко понимают, зачем им нужна именно такая модель. А сколько она стоит – вопрос даже не третьестепенный… В общем, цена ни на что не влияет, и сумма по договору чисто технически, одним росчерком пера гендиректора, переводится предприятию-изготовителю.
Можно и с лебедкой
Привычной на шарнирно-сочлененных КМУ второй стрелы, как и поднимающего ее «артикуляционного» гидроцилиндра, на манипуляторе NR821T тоже нет. Это конструктивная особенность всех «чайковских» моделей с буквой T в обозначении. Пять выдвижных секций телескопируются из первой стрелы, а функцию ее наклона, то есть артикуляции, реализует попарное выдвижение или втягивание штоков четырех вертикальных гидроцилиндров. Управление стрелой манипулятора только с дистанционного пульта по радиоканалу.
Заказав за дополнительную плату лебедку, можно существенно расширить возможности крана: аккуратно и строго вертикально «майновать» грузы в глубокие котлованы, с мостов и эстакад, за заборы. На выставочном экземпляре была установлена итальянская лебедка Brevini BWF1500 с тяговым усилием 2,5 т при скорости намотки троса до 35 м/мин. Весьма достойный агрегат с аксиально-поршневым гидромотором, планетарным редуктором и многодисковым тормозом.
Еще одно важное отличие этого манипулятора от массовых моделей – применение полноповоротной колонны с гидромотором вместо бюджетной зубчатой рейки с гидроцилиндром. Угол поворота в 410 градусов ограничивают лишь РВД гидравлических магистралей, подающих жидкость в узлы стрелы.
Завод-изготовитель позиционирует модель NR821T также и в качестве крана на стационарном фундаменте. При традиционном же применении на шасси грузовика устойчивость машине при работе на длинных вылетах стрелы, либо подъеме тяжелых грузов, обеспечивают четыре выдвижных гидравлических аутригера: два на поперечной балке основания КМУ, и еще два на заднем свесе рамы автомобиля.
Управление аутригерами – обычными гидравлическими пультами с обеих сторон машины. Размеры опорного контура обеспечивают устойчивость машины при 8-тонной нагрузке на самом коротком (2,25 м) вылете стрелы. При максимальном вылете 10,3 м грузоподъемность падает до двух тонн.
Продолжение следует
Читайте также:
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Кому из перевозчиков выгодно переходить на грузовики китайских марок? Прежде всего, транспортным компаниям, которые выполняют доставку грузов из Китая в Россию
Еще недавно автокомпоненты для сборки новейших моделей грузовиков было проще купить за рубежом, чем произвести своими силами. Сегодня – не проще