Экскаватор TVEX 180W
Пневмоколесные экскаваторы занимают промежуточную нишу между экскаваторами-погрузчиками и тяжелыми гусеничными машинами, значительно уступая первым в универсальности. Отсюда и несопоставимо низкие объемы продаж. Например, за два года выпуска пневмоколесников новой марки TVEX (напомним, российско-американская компания RM-Terex представила ее в 2012 году), было собрано всего около двух сотен таких машин. Тем не менее спрос на них стабильный, а в перспективе будет расти. Последняя из освоенных моделей этой линейки – 18-тонная TVEX 180W. Вместе с вышедшим ранее 14-тонником TVEX 140W получилось практически полное семейство, поскольку в качестве еще более производительной техники рационально использовать машины на гусеничном шасси.
Потребность в пневмоколесных специализированных экскаваторах ощущают многие компании строительного и коммунального профиля. При достижении определенного финансового благополучия они приобретают полноповоротные машины в добавление к имеющимся экскаваторам-погрузчикам. После чего скорость разработки котлованов и траншей возрастает в разы, а нередко – и на порядок. Один из показательных примеров – ликвидация аварии на теплотрассе, к которой подключен целый микрорайон многоэтажек. Если у ремонтной бригады местной теплосети есть только экскаватор-погрузчик – пусть даже 9-тонный с 300-литровым ковшом, – до залегающей на трехметровой глубине трубы ликвидаторы доберутся нескоро. Не говоря уже про риск свалить машину в котлован, края которого размыты кипятком – вполне реальная опасность, учитывая небольшой радиус копания универсальных двухковшовых машин. Другое дело если на объект оперативно, своим ходом, прибыл полноповоротный экскаватор с кубометровым ковшом – заняв удобную позицию и не переезжая с места на место, он обнажит прорванную трубу за считанные минуты. Столь же эффективен полноповоротник, если надо выкопать котлован для цокольного этажа здания, а грунт вывезти. Максимальный диаметр окружности, которую описывает ковш экскаватора TVEX 180W, составляет 18 метров, а значит, поставить самосвал под загрузку можно на почтительном расстоянии, например, на твердом покрытии за пределами участка застройки. Десяток взмахов рукоятью, и кузов заполнен.
Как и все модели марки TVEX, новый 18-тонник создали не с нуля – это модернизированная (а можно сказать, и «люксовая») версия давно известной тверской машины ЕК-18, освоенной еще в 2001 году. Основные отличия: современная высокоэргономичная кабина объемом 2,7 м3 с кондиционером и фильтром в системе приточной вентиляции, а также внушительный перечень импортных агрегатов. В частности, гидравлика от Bosch-Rexroth представлена не отдельными узлами, а комплектом (аксиально-поршневой гидронасос, пневмогидроаккумуляторы, блоки управления, рулевой насос-дозатор) – все его составляющие подобраны к друг другу по характеристикам, и именно такие наборы немецкая фирма поставляет на сборку экскаваторов ведущих европейских марок. Для охлаждения рабочей жидкости применена установка Bondioli&Pavesi (Италия), фильтр тоже от уважаемой фирмы – английской Parker.
Коробку передач (гидромеханический 2-ступенчатый «автомат» вместо прежней механической на ЕК-18) поставляет фирма ZF. Ее же производства мосты – в отличие от отечественных, что с барабанными пневматическими тормозами, немецкие оборудованы дисковыми гидравлическими. Трансмиссия комбинированная: чисто механическая от КП до ведущих мостов (пара обычных карданных валов, редукторы главных передач, полностью разгруженные полуоси и ступичные планетарные редукторы), а от двигателя до КП – гидравлическая. Поскольку на полноповоротных экскаваторах по-другому и не сделаешь – силовой агрегат расположен не на шасси, как, скажем, у танков, а в «башне», то есть на поворотной платформе, где установлены рабочее оборудование и кабина. Обе эти части машины соединены через опорно-поворотное устройство, обеспечивающее круговое движение без каких-либо ограничителей. А значит, «башню» можно не только поворачивать, но и просто вращать без остановки, не задумываясь о количестве сделанных оборотов. Очевидно, что такая конструкция требует особого решения для подвода жидкости от гидромотора, пристыкованного к двигателю, на гидронасос, закрепленный на КП. Просто шлангами, точнее, РВД тут не обойтись. Задачу успешно выполняет специальный гидравлический узел – центральный коллектор. В упрощенном описании он состоит из двух деталей: гильзы, закрепленной на раме шасси, и колонки, соединенной с поворотной платформой. Колонка вставлена в гильзу с минимальным зазором и представляет собой сплошную цилиндрическую деталь с просверленными в ее толще продольными каналами – их может быть несколько, но, как минимум, два: для нагнетающей и обратной гидролиний. Каналы выходят радиально на разных уровнях колонки по высоте, причем не просто на ее цилиндрическую поверхность, а в специально сделанные кольцевые проточки достаточной для заданного проходного сечения ширины и глубины. Напротив каждой проточки в гильзу коллектора вкручен штуцер соответствующей гидролинии, соединенный рукавом высокого давления с исполнительным механизмом – в частности, гидромотором, дисковыми тормозами и пр.
Весьма остроумно решена проблема соосности опорно-поворотного устройства и центрального коллектора. Благодаря тому, что «башня» вращает колонку коллектора отнюдь не через шлицы и даже не посредством какой-либо резиновой муфты, а просто штырем, вставленным в избыточно широкий паз поводка, нет необходимости обеспечить соосность при сборке. Остается добавить, что центральный коллектор для экскаваторов марки TVEX завод покупает у итальянской фирмы ALA.
Коробка передач выполняет и функции «раздатки», причем фланцы крепления переднего и заднего карданных валов насажены на единый вторичный вал, поэтому оба ведущих моста жестко и неотключаемо соединены друг с другом. При повороте управляемые колеса переднего моста проходят путь больший, чем колеса заднего, что неизбежно вызывает проскальзывание шин даже на сухом асфальте. При этом в деталях трансмиссии 18-тонной машины возникают колоссальные скручивающие нагрузки. Однако прочность всех элементов силовой линии выбрана с таким запасом, что поломок не происходит, а вся паразитная мощность уходит на нагрев протекторов шин и срезание частиц резины абразивной поверхностью асфальта.
Учитывая, что на обоих мостах установлены одинаковые двускатные колеса (тоже, кстати, отличие от ЕК-18, где управляемые – односкатные), а ориентация «башни» относительно шасси может быть произвольной, то при движении по стройплощадке не имеет значения, каким мостом вперед ехать. К тому же при желании заказчика на машину вместо переднего отвала могут поставить такую же аутригерную балку, как и сзади, что увеличивает площадь опорного контура. Тогда разворачивать шасси при работе вообще не требуется – подъезжай к котловану любым торцом. В транспортном режиме, то есть при движении по дорогам общего пользования, теоретически тоже можно ехать как угодно, ведь фары и фонари расположены на поворотной платформе, а ориентация управляемых колес спереди или сзади правового значения не имеет, поскольку в перечне основных понятий и определений, перечисленных в ПДД, четкое разъяснение, что такое «задний ход», отсутствует. Следовательно, мнение машиниста, что это понятие означает «ехать спинкой сиденья вперед», оспорить невозможно. Другое дело – неудобство управления. Ведь в отличие от вилочных погрузчиков с «зеркальным» рулевым механизмом, экскаватор TVEX потребует от машиниста поистине цирковой координации движений – когда управляемые колеса сзади, то при повороте направо руль надо крутить налево…
Силовой агрегат для машины такого класса – элемент второстепенный, особой мощности от него не требуется, а режим работы на постоянных оборотах минимизирует износ. Вот почему дизель Д-245.2S2 минского завода ММЗ вполне устроил тверских конструкторов – зачем переплачивать за громкий бренд? Штанговый 8-клапанный агрегат с механическим ТНВД развивает 122 л. с. и стоит всего около 160 тыс. рублей. Это сущий мизер в составе цены самого экскаватора – 4 млн рублей. Найти такой мотор в хорошем состоянии (как и запчасти к нему) можно в запасниках множества автодормехбаз и сельских МТС. Из рабочего оборудования на выбор заказчика – рукояти длиной 2200, 2800 и 3400 мм и ковши объемом 0,65, 0,8 и 1,0 м3 из износостойкой шведской стали Hardox. В списке опций – контуры для подключения гидромолота или грейфера.
Техобслуживание и ремонт экскаваторов TVEX организовано во множестве авторизованных сервисных центров – дилерская сеть компании RM-Terex достаточно широка и раскинулась от Санкт-Петербурга на западе до Петропавловска-Камчатского на востоке. Серьезный ремонт, включая капитальный, можно провести непосредственно на заводе в Твери. Залог долговечности дорогостоящих узлов экскаватора – ежесменное ТО силами эксплуатационника (осмотр узлов и механизмов, проверка органов управления и т. п.), а также сезонное обслуживание с заменой масел и рабочих жидкостей. Как и прочие работы, включая плановое ТО и ремонт, его можно заказать с выездом сервисной бригады к месту дислокации техники.
Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.
Продуктовая линейка климатического оборудования, выпускаемого компанией «ТеплоАвто», была сформирована исходя из запросов клиентов
Где и сколько стоит топливо: 17 сентября