Экскаватор TVEX 180W
Пневмоколесные экскаваторы занимают промежуточную нишу между экскаваторами-погрузчиками и тяжелыми гусеничными машинами, значительно уступая первым в универсальности. Отсюда и несопоставимо низкие объемы продаж. Например, за два года выпуска пневмоколесников новой марки TVEX (напомним, российско-американская компания RM-Terex представила ее в 2012 году), было собрано всего около двух сотен таких машин. Тем не менее спрос на них стабильный, а в перспективе будет расти. Последняя из освоенных моделей этой линейки – 18-тонная TVEX 180W. Вместе с вышедшим ранее 14-тонником TVEX 140W получилось практически полное семейство, поскольку в качестве еще более производительной техники рационально использовать машины на гусеничном шасси.
Потребность в пневмоколесных специализированных экскаваторах ощущают многие компании строительного и коммунального профиля. При достижении определенного финансового благополучия они приобретают полноповоротные машины в добавление к имеющимся экскаваторам-погрузчикам. После чего скорость разработки котлованов и траншей возрастает в разы, а нередко – и на порядок. Один из показательных примеров – ликвидация аварии на теплотрассе, к которой подключен целый микрорайон многоэтажек. Если у ремонтной бригады местной теплосети есть только экскаватор-погрузчик – пусть даже 9-тонный с 300-литровым ковшом, – до залегающей на трехметровой глубине трубы ликвидаторы доберутся нескоро. Не говоря уже про риск свалить машину в котлован, края которого размыты кипятком – вполне реальная опасность, учитывая небольшой радиус копания универсальных двухковшовых машин. Другое дело если на объект оперативно, своим ходом, прибыл полноповоротный экскаватор с кубометровым ковшом – заняв удобную позицию и не переезжая с места на место, он обнажит прорванную трубу за считанные минуты. Столь же эффективен полноповоротник, если надо выкопать котлован для цокольного этажа здания, а грунт вывезти. Максимальный диаметр окружности, которую описывает ковш экскаватора TVEX 180W, составляет 18 метров, а значит, поставить самосвал под загрузку можно на почтительном расстоянии, например, на твердом покрытии за пределами участка застройки. Десяток взмахов рукоятью, и кузов заполнен.
Как и все модели марки TVEX, новый 18-тонник создали не с нуля – это модернизированная (а можно сказать, и «люксовая») версия давно известной тверской машины ЕК-18, освоенной еще в 2001 году. Основные отличия: современная высокоэргономичная кабина объемом 2,7 м3 с кондиционером и фильтром в системе приточной вентиляции, а также внушительный перечень импортных агрегатов. В частности, гидравлика от Bosch-Rexroth представлена не отдельными узлами, а комплектом (аксиально-поршневой гидронасос, пневмогидроаккумуляторы, блоки управления, рулевой насос-дозатор) – все его составляющие подобраны к друг другу по характеристикам, и именно такие наборы немецкая фирма поставляет на сборку экскаваторов ведущих европейских марок. Для охлаждения рабочей жидкости применена установка Bondioli&Pavesi (Италия), фильтр тоже от уважаемой фирмы – английской Parker.
Коробку передач (гидромеханический 2-ступенчатый «автомат» вместо прежней механической на ЕК-18) поставляет фирма ZF. Ее же производства мосты – в отличие от отечественных, что с барабанными пневматическими тормозами, немецкие оборудованы дисковыми гидравлическими. Трансмиссия комбинированная: чисто механическая от КП до ведущих мостов (пара обычных карданных валов, редукторы главных передач, полностью разгруженные полуоси и ступичные планетарные редукторы), а от двигателя до КП – гидравлическая. Поскольку на полноповоротных экскаваторах по-другому и не сделаешь – силовой агрегат расположен не на шасси, как, скажем, у танков, а в «башне», то есть на поворотной платформе, где установлены рабочее оборудование и кабина. Обе эти части машины соединены через опорно-поворотное устройство, обеспечивающее круговое движение без каких-либо ограничителей. А значит, «башню» можно не только поворачивать, но и просто вращать без остановки, не задумываясь о количестве сделанных оборотов. Очевидно, что такая конструкция требует особого решения для подвода жидкости от гидромотора, пристыкованного к двигателю, на гидронасос, закрепленный на КП. Просто шлангами, точнее, РВД тут не обойтись. Задачу успешно выполняет специальный гидравлический узел – центральный коллектор. В упрощенном описании он состоит из двух деталей: гильзы, закрепленной на раме шасси, и колонки, соединенной с поворотной платформой. Колонка вставлена в гильзу с минимальным зазором и представляет собой сплошную цилиндрическую деталь с просверленными в ее толще продольными каналами – их может быть несколько, но, как минимум, два: для нагнетающей и обратной гидролиний. Каналы выходят радиально на разных уровнях колонки по высоте, причем не просто на ее цилиндрическую поверхность, а в специально сделанные кольцевые проточки достаточной для заданного проходного сечения ширины и глубины. Напротив каждой проточки в гильзу коллектора вкручен штуцер соответствующей гидролинии, соединенный рукавом высокого давления с исполнительным механизмом – в частности, гидромотором, дисковыми тормозами и пр.
Весьма остроумно решена проблема соосности опорно-поворотного устройства и центрального коллектора. Благодаря тому, что «башня» вращает колонку коллектора отнюдь не через шлицы и даже не посредством какой-либо резиновой муфты, а просто штырем, вставленным в избыточно широкий паз поводка, нет необходимости обеспечить соосность при сборке. Остается добавить, что центральный коллектор для экскаваторов марки TVEX завод покупает у итальянской фирмы ALA.
Коробка передач выполняет и функции «раздатки», причем фланцы крепления переднего и заднего карданных валов насажены на единый вторичный вал, поэтому оба ведущих моста жестко и неотключаемо соединены друг с другом. При повороте управляемые колеса переднего моста проходят путь больший, чем колеса заднего, что неизбежно вызывает проскальзывание шин даже на сухом асфальте. При этом в деталях трансмиссии 18-тонной машины возникают колоссальные скручивающие нагрузки. Однако прочность всех элементов силовой линии выбрана с таким запасом, что поломок не происходит, а вся паразитная мощность уходит на нагрев протекторов шин и срезание частиц резины абразивной поверхностью асфальта.
Учитывая, что на обоих мостах установлены одинаковые двускатные колеса (тоже, кстати, отличие от ЕК-18, где управляемые – односкатные), а ориентация «башни» относительно шасси может быть произвольной, то при движении по стройплощадке не имеет значения, каким мостом вперед ехать. К тому же при желании заказчика на машину вместо переднего отвала могут поставить такую же аутригерную балку, как и сзади, что увеличивает площадь опорного контура. Тогда разворачивать шасси при работе вообще не требуется – подъезжай к котловану любым торцом. В транспортном режиме, то есть при движении по дорогам общего пользования, теоретически тоже можно ехать как угодно, ведь фары и фонари расположены на поворотной платформе, а ориентация управляемых колес спереди или сзади правового значения не имеет, поскольку в перечне основных понятий и определений, перечисленных в ПДД, четкое разъяснение, что такое «задний ход», отсутствует. Следовательно, мнение машиниста, что это понятие означает «ехать спинкой сиденья вперед», оспорить невозможно. Другое дело – неудобство управления. Ведь в отличие от вилочных погрузчиков с «зеркальным» рулевым механизмом, экскаватор TVEX потребует от машиниста поистине цирковой координации движений – когда управляемые колеса сзади, то при повороте направо руль надо крутить налево…
Силовой агрегат для машины такого класса – элемент второстепенный, особой мощности от него не требуется, а режим работы на постоянных оборотах минимизирует износ. Вот почему дизель Д-245.2S2 минского завода ММЗ вполне устроил тверских конструкторов – зачем переплачивать за громкий бренд? Штанговый 8-клапанный агрегат с механическим ТНВД развивает 122 л. с. и стоит всего около 160 тыс. рублей. Это сущий мизер в составе цены самого экскаватора – 4 млн рублей. Найти такой мотор в хорошем состоянии (как и запчасти к нему) можно в запасниках множества автодормехбаз и сельских МТС. Из рабочего оборудования на выбор заказчика – рукояти длиной 2200, 2800 и 3400 мм и ковши объемом 0,65, 0,8 и 1,0 м3 из износостойкой шведской стали Hardox. В списке опций – контуры для подключения гидромолота или грейфера.
Техобслуживание и ремонт экскаваторов TVEX организовано во множестве авторизованных сервисных центров – дилерская сеть компании RM-Terex достаточно широка и раскинулась от Санкт-Петербурга на западе до Петропавловска-Камчатского на востоке. Серьезный ремонт, включая капитальный, можно провести непосредственно на заводе в Твери. Залог долговечности дорогостоящих узлов экскаватора – ежесменное ТО силами эксплуатационника (осмотр узлов и механизмов, проверка органов управления и т. п.), а также сезонное обслуживание с заменой масел и рабочих жидкостей. Как и прочие работы, включая плановое ТО и ремонт, его можно заказать с выездом сервисной бригады к месту дислокации техники.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.