Утильсбор пересчитали – теперь только отечественные грузовики? Мнения экспертов
Постановлением Правительства № 1065 в России изменился расчет утилизационного сбора для коммерческого транспорта. Базовая ставка не меняется (150 000 рублей для грузовой техники и 172 500 рублей для спецтехники), однако ежегодной индексации теперь подлежат коэффициенты, которые зависят от типа транспорта, его возраста, массы и объема двигателя. Новые значения утильсбора сильнее всего увеличат финансовую нагрузку владельцев тяжелых грузовиков и фургонов.
Примеры расчета
Суммы сбора для фургонов и рефрижераторов массой от 20 тонн:
– новые автомобили: 4 300 500 рублей (значительное повышение);
– машины до трех лет: 9 060 000 рублей (существенное увеличение).
С августа сбор для седельных тягачей массой свыше 20 тонн составит:
– новые автомобили: 4 300 500 руб.;
– машины до трех лет: 9 060 000 руб.
Но уже с 2026 года эти суммы увеличатся до 4 729 000 и 9 966 000 руб. соответственно.
Существенно для бизнеса с 1 августа вырастет сбор для грузовых шасси категории N3 (свыше 20 тонн):
– новые автомобили: 4 931 240 руб.;
– машины до трех лет: 10 388 800 руб.
Международные перевозчики, использующие тягачи с двигателями экологических классов Евро-5 и Евро-6, получат отсрочку. Ставка останется неизменной до 2030 года.
Аналитический центр ООО «Центр технического оборудования»
Повышение утильсбора в текущих рыночных условиях – не просто одномоментный рост фискальной нагрузки, но фактическое удорожание всей логистической цепочки, особенно в сегменте тяжелой техники, в долгосрочной перспективе. Допустим, перевозчик планирует приобрести новый (2025 г выпуска) тягач массой 20+ тонн. Тогда:
- Автомобиль – от 11 млн руб.;
- Утильсбор с 1 августа – 4,3 млн руб.;
- Регистрация, оснащение, страховка – еще ~1 млн руб.;
- Итого: от 16-17 млн рублей в базовую единицу парка.
При среднегодовой выручке ~7,5 млн руб. на машину (при рейсах по всей России) срок окупаемости растягивается до 3+ лет, что при текущей ставке ЦБ 18 % годовых делает такие вложения высокорисковыми без субсидий или господдержки. Кстати, обратим внимание, что покупка подержанных машин сегодня выглядит менее привлекательной, так как подержанные грузовики до трех лет облагаются утильсбором уже в 9 млн рублей, что составляет более 100 % стоимости самого автомобиля.
После 2022 года китайские бренды заняли до 80 % российского рынка новых тяжелых грузовиков. И это показательно – альтернатив по цене/качеству на рынке пока нет. Кроме того, до 2030 года сборы будут только расти.
К каким последствиям может привести повышение утильсбора
Доля техники, произведенной в России, будет расти. Российский автопром явно почувствует себя увереннее, имея за собой государственное субсидирование утильсбора. Для китайских производителей также доступны меры господдержки, при условии открытия в России своих заводов с высокой степенью локализации производства.
Интенсификация использования текущих ресурсов. По отзывам перевозчиков и сервисных компаний, до половины китайских тягачей первых партий пока испытывают эксплуатационные проблемы. Продолжительность ремонта часто составляет 3-5 недель. Дополнительную нагрузку создает низкая скорость послепродажного обслуживания. Около 30 % комплектующих – от кузовных деталей до коробок передач – доступны только по предзаказу, а срок поставки может достигать 90 дней, что на практике оборачивается длительным простоем техники.
С повышением утильсбора запланированные покупки перевозчикам придется отложить и опираться на уже имеющиеся мощности, которым будет необходимо сервисное обслуживание. Сложившейся ситуацией в полной мере смогут воспользоваться сервисные компании, профильные СТО, выездные спецавтосервисы и дочерние сервисные подразделения производителей.
Масштабирование логистики и обновление парков. Для кого-то кризис может стать временем новых возможностей. Законодательные изменения пока не касаются грузовиков стандартов Евро-5 и Евро-6, используемых в международных перевозках. Поэтому для внутренних перевозчиков это хороший шанс задуматься об экспансии бизнеса и параллельном расширении парка за счет высокоэкологичных авто по пока еще выгодным на общем фоне условиям.
Резюме. Однозначно говорить о невыгодности покупки зарубежных грузовиков после повышения утильсбора все же не стоит. Да, решение станет для участников рынка дополнительной нагрузкой. В то же время, оно может придать импульс для его качественного развития, стимулируя и смежные отрасли.
Александр Бударагин, руководитель группы «Юристы Бударагин А.А. и партнеры»
– Повышение утилизационного сбора на коммерческую автотехнику, введенное Постановлением Правительства РФ № 1118 от 7 июля 2023 г., действительно может сделать приобретение новых и подержанных иностранных грузовиков менее выгодным.
Основные изменения и их влияние:
- Индексация коэффициентов. С 1 августа 2023 года ежегодной индексации подлежат коэффициенты, используемые для расчета утилизационного сбора. Эти коэффициенты зависят от типа транспорта, его возраста, массы и объема двигателя.
- Значительное увеличение для тяжелых грузовиков и фургонов. Наибольшее увеличение финансовой нагрузки почувствуют владельцы тяжелых грузовиков и фургонов. Например, для фургонов и рефрижераторов массой от 20 тонн сбор для новых автомобилей составит 4 300 500 рублей, а для машин возрастом до трех лет – 9 060 000 рублей. Аналогичные суммы установлены для седельных тягачей массой свыше 20 тонн.
- Дальнейшее повышение с 2026 года. Планируется дальнейшее увеличение ставок. С 2026 года суммы для новых седельных тягачей массой свыше 20 тонн составят 4 729 000 рублей, а для машин до трех лет – 9 966 000 рублей.
- Грузовые шасси категории N3. Для грузовых шасси категории N3 (свыше 20 тонн) новые ставки сбора также существенны: 4 931 240 рублей для новых автомобилей и 10 388 800 рублей для машин до трех лет.
- Отсрочка для международных перевозчиков. Международные перевозчики, использующие тягачи с двигателями экологических классов Евро-5 и Евро-6, получат отсрочку: ставка утилизационного сбора для них останется неизменной до 2030 года.
Важно отметить
- Отечественные ТС. Постановление Правительства РФ № 1118 от 7 июля 2023 г. не предусматривает увеличение утилизационного сбора на автомобили, производимые на территории РФ. Указанное увеличение распространяется на автомобили, ввозимые на территорию РФ с 1 августа 2023 года (пункт 11.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 г., дополненный Постановлением Правительства РФ № 1118 от 7 июля 2023 г.).
- Приобретение у лиц, не уплачивающих сбор. Если вы приобретаете транспортное средство на территории РФ у лица, которое не уплачивает утилизационный сбор (например, у физического лица, ввезшего автомобиль для личного пользования, но продающего его менее чем через 12 месяцев после ввоза), то обязанность по уплате утилизационного сбора может возникнуть у вас как у покупателя. В таком случае взимание сбора осуществляет Федеральная налоговая служба (пункт 4 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства России от 17 октября 2023 г. № 1722). За неуплату предусмотрена пеня.
Правовые нормы, регулирующие ситуацию
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 7 июля 2023 г. № 1118 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291» (в части дополнения Правил пунктом 11.4).
- Статья 24.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в части утилизационного сбора).
- Комментарий
Какие изменения внесены в КоАП РФ или другие НПА, касаемо ответственности за перегруз ТС, за превышение установленных габаритов ТС?
Водителей и владельцев грузовиков могут начать наказывать штрафом 10 тысяч рублей и лишением прав на срок до полугода за отказ пройти весогабаритный контроль по требованию инспектора Ространснадзора. Соответствующие поправки в административный кодекс инициировал Минтранс.
Ранее за отказ от прохождения процедуры санкций предусмотрено не было. Максимум, что могло грозить водителю – 500-800 рублей за невыполнение требований сотрудника ГИБДД об остановке. Число водителей, уклоняющихся от проверки, по данным Ространснадзора, выросло с 15 тысяч в 2019 году до 21 тысячи в 2022 году. Вероятно, такой рост количества уклонистов связан с тем, что сейчас в случае, если перевес найдут, владельцу грузовика придется заплатить до 500 тысяч рублей штрафа. - Порядок весового и габаритного контроля транспортных средств будет действовать не до 1 января 2027 г., а до 1 сентября 2026 г. Меняются названия способов контроля на стационарных и передвижных пунктах. Будут проводиться осмотр, инструментальное обследование и документальный контроль. Предусматривается проверка соответствия мест установки оборудования автоматических пунктов.
Читайте также::
Клиенты компании «Альфа-Лизинг» до 15 июля текущего года могут приобрести любой вид автомобильной техники с выгодой из стоков компании.
Автомобилисты знают, что капотный грузовик «Урал» – это прежде всего проходимость. Топи, пески, косогоры, грязища – вот его вотчина. И новинки от автозавода традиционно ожидаются под лозунгом: «Дальше, глубже, грязнее». Тем более необычным оказался новый «Урал», который возвращает машины из Миасса если не на автобаны, то на более-менее ровные дороги
Завод не стоит на месте и активно осваивает новые модели компрессоров, предназначенных как для грузовиков и автобусов, так и для специальной сельскохозяйственной техники