Главная > Статьи > Экономика > Утилизационный сбор. Повышение ставок и колебания спроса

Утилизационный сбор. Повышение ставок и колебания спроса

В ожидании грядущего повышения ставок утилизационного сбора мы попросили поделиться своим мнением представителей компаний-производителей спецтехники
Утилизационный сбор

Коэффициенты для спецтехники изначально планировалось проиндексировать в несколько раз. Однако Правительство приняло решение отменить увеличение сбора для бульдозеров, экскаваторов мощностью более 65 л. с., колесных погрузчиков, вилочных и фронтальных погрузчиков от 50 л. с., катков и асфальтоукладчиков мощностью более 100 л. с.

Прямая речь

Андрей Комов,

генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и СНГ

– Если посмотреть на весь объем спецтехники, поставляемой в Россию, порядка 30 % приходится на гусеничные экскаваторы и еще 30 % – на экскаваторы-погрузчики. Покупатели этих машин в наибольшей степени ощутят последствия повышения утилизационного сбора. Стоимость самых ходовых импортных экскаваторов – массой от 20 до 30 тонн – вырастет минимум на 15-25 %: утильсбор, сейчас составляющий 690 тыс. руб., повысится до 2 млн 800 тыс. руб. К тому же, учитывая тот факт, что клиенты приобретают такие машины в основном с помощью различных финансовых инструментов, их финальная стоимость будет еще выше. При этом российские производители, предлагающие более дешевую технику, не смогут удовлетворить спрос, даже если в два раза увеличат свои мощности, поскольку выпускают лишь 5 % от общего объема рынка экскаваторов в РФ и 15 % – рынка экскаваторов-погрузчиков.

В 2020 году российские производители выпустили всего шесть асфальтоукладчиков (в 2019 году было произведено восемь единиц). Конечно же, стране нужно намного больше таких машин. С повышением сбора цена техники зарубежных брендов увеличится примерно на 2,5-3,7 млн руб. Таким образом, стоимость ходовых моделей вырастет на 15-20 %.

Китайские погрузчики, доля которых в сегменте импортируемых машин данного типа составляет целых 85 %, тоже значительно вырастут в цене – более чем на 15 %. Утильсбор на наиболее популярные модели уже сейчас составляет 776 250 руб., а теперь может повыситься до 2 млн руб. Российские производители выпускают всего 4 % погрузчиков от общего объема рынка. Как они смогут удовлетворить спрос – вопрос открытый.

Повышение стоимости техники из-за утилизационного сбора негативно повлияет не только на те отрасли, в которых она задействована напрямую (строительство, горную и лесную промышленность и пр.), но и на смежные. Увеличится себестоимость строительства дорог, возведения жилых и коммерческих помещений, подорожают жилищно-коммунальные услуги и т. д. Следует добавить, что не все российские производители получают субсидии от государства: это очень непростой и долгий процесс. Помимо этого, они сталкиваются с проблемами при модернизации своей продукции. Например, на одном предприятии решили установить на некоторые модели более совершенные узлы и агрегаты импортного производства. После чего эти машины регулятор исключает из списка техники, на которую распространяются субсидии, поскольку данные модели перестали соответствовать всем требованиям по локализации. Таким образом, из-за введения утильсбора российские производители техники также немало испытывают сложностей.

Юта Кацушима,

директор подразделения по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia

– Мы ожидаем, что российский рынок дорожно-строительной и специальной техники по итогам первого квартала 2021 года покажет рост на 30 %, и показатели продаж нашей продукции также повысятся. Такое стремительное развитие рынка связано, прежде всего, с ожиданием значительного повышения ставки утилизационного сбора. Потребители техники стараются закупить ее как можно раньше, до того, как она существенно подорожает. Также оказывают влияние санкционные риски, из-за которых мы наблюдаем волатильность курса рубля. Снижение курса российской валюты по отношению к иностранным также отрицательно скажется на стоимости спецтехники, что является еще одним фактором, побуждающим игроков рынка закупать машины как можно раньше.

Если ставку утильсбора в итоге повысят, то мы будем наблюдать увеличение рынка спецтехники до этого момента. Затем в течение короткого времени возможна стабилизация за счет обеспечения отгрузок техники по старым контрактам или по прежним ценам со стоков. Далее ожидаем период значительного спада рынка, после которого у потребителей наступит принятие сложившейся ситуации и новых цен на технику. Затем спрос может начать постепенно восстанавливаться.

В целом мы не ожидаем, что уровень рынка в 2021 году будет соответствовать прошлогоднему. В лучшем случае показатели окажутся аналогичными, даже возможно некоторое падение в пределах 5-10 %. Рост рынка, который наблюдается сейчас, будет нивелирован падением спроса после вероятного увеличения ставок утилизационного сбора.

Читайте также на Рейс.РФ:

Повышение утилизационного сбора. Коснется всех

Повышение утилизационного сбора. Чего ждать рынку

ПЭК прогнозирует отрицательные последствия новых ограничений для грузовиков

Почему аннулируют пропуска на въезд в Москву и как этого избежать


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

Новые автобусы КАМАЗ

Новые автобусы КАМАЗ – с заботой о водителе и пассажирах

На выставке COMTRANS 2023 Камский автомобильный завод представил новые и обновленные модели грузовых автомобилей и автобусов

Производство грузовиков на АМТ N.V.

Производство грузовиков на АМТ N.V. – новая стратегия развития

После выхода IVECO из состава акционеров ООО «IVECO-AMT» у китайской компании SAIC-Hongyan появился хороший шанс закрепиться на нашем рынке. А что дает для АМТ N.V. партнерство с SAIC-Hongyan?

Комментировать





Поделиться