Моторное масло: синтетика или полусинтетика?
Мнения
Андрей Кудимов
руководитель отдела технической поддержки «Шелл»
Существует два основных типа базовых масел: минеральные и синтетические. Третий тип, занимающий промежуточное положение, – полусинтетические моторные масла. Они получаются путем смешения двух первых типов базовых масел. Минеральные базовые масла производят из сырой нефти, из которой в ходе технологических процессов на нефтеперерабатывающих заводах выделяют фракции со смазывающими свойствами и удаляют нежелательные компоненты (например, нормальные парафины). Синтетические базовые масла обладают лучшими свойствами, поскольку при их производстве используется более дорогостоящий, чем при производстве минеральных масел, химический синтез. Их структура более однородна и стабильна. За счет этого синтетические масла существенно превосходят полусинтетические и минеральные по низкотемпературным характеристикам (имеют повышенную текучесть при температурах холодного пуска), термической стабильности и стойкости к окислению, обеспечивая лучшую защиту двигателя на всем интервале работы. На российском рынке высококачественные моторные масла всегда пользовались спросом. Поэтому в продуктовом портфеле «Шелл» синтетические и полусинтетические моторные масла занимают особое, приоритетное место.
На сегодняшний день самой современной технологией в производстве синтетических масел является используемая «Шелл» технология газожидкостной конверсии (англ. Gas-to-Liquids, GTL). Она заключается в преобразовании природного газа в кристально чистое базовое масло, которое практически не содержит примесей, характерных для сырой нефти, и используется для создания высококачественных синтетических смазочных материалов. Преимуществами всех моторных масел на базовой основе из природного газа являются высокая прокачиваемость при сверхнизких температурах, крайне незначительный расход на угар и сохранение рабочих свойств на протяжении всего срока использования масла в двигателе. Использование синтетического моторного масла способствует сохранению деталей двигателя в чистоте, эффективно защищая от износа, что, в свою очередь, способствует увеличению ресурса двигателя.
Одним из примеров может служить полевое испытание синтетического моторного масла Shell Rimula R6 M 10W-40, которое «Шелл» проводила в 2014 году совместно с ассоциацией «Дальнобойщик». Для теста был выбран «обычный» тягач, 2007 года выпуска, с 6-цилиндровым двигателем объемом 13 литров, развивающий мощность 460 л. с. и имеющий масляный картер объемом 33 литра. Общий пробег грузовика на момент замены масла составлял 736 000 километров. За время теста общий пробег транспортного средства на моторном масле Shell Rimula R6 M составил 80 000 километров. Несмотря на достаточно большой пробег, масло не полностью выработало свой ресурс, при этом концентрация элементов износа была в норме, что подтверждает отличную способность моторного масла Shell Rimula R6 M защищать двигатель в различных условиях эксплуатации. Кроме того, синтетические моторные масла отличаются меньшей испаряемостью по сравнению с минеральными и полусинтетическими продуктами, а значит, их расход на угар значительно ниже. В ходе теста было долито всего 4 л масла, тогда как средний межсменный долив моторного масла может достигать 20 и более литров. Также важно отметить, что «Шелл» является одним из мировых лидеров в области разработки масел, обеспечивающих снижение расхода топлива. Например, в результате дорожных испытаний было выявлено, что при использовании синтетического моторного масла Shell Rimula R6 LME экономия топлива может достигать 2% по сравнению со стандартными моторными маслами вязкостью SAE 10W-40. Данное масло положительно зарекомендовало себя при использовании в различной технике на российских дорогах.
С учетом особенностей эксплуатации транспортных средств в сложных условиях российских дорог, высокого уровня запыленности, работы с перегрузками, частых «перепробегов» между заменами масла, сезонных перепадов температур и других неблагоприятных условий двигателю необходима дополнительная защита. Использование полностью синтетических моторных масел обеспечивает двигателю максимальную защиту и позволяет оптимизировать эксплуатационные затраты. Например, моторное масло Shell Rimula R6M, предназначенное специально для мощных дизельных двигателей, обеспечивает активную защиту двигателя по трем направлениям: защита от окисления, защита от отложений и защита от износа. Кислоты, образующиеся при сгорании топлива, вызывают коррозию двигателя, а специальные присадки в масле позволяют улучшить устойчивость к окислению до 30% согласно лабораторному моделированию. Защита от отложений позволяет сохранить чистоту двигателя, его эффективность и длительный срок службы. Масло Shell Rimula R6M также не позволяет движущимся металлическим деталям двигателя соприкасаться друг с другом, тем самым защищает их от износа. Кроме того, использование Shell Rimula R6 M позволяет увеличить интервал замены масла и обеспечить экономию топлива. Также если говорить об эксплуатации двигателей с большим пробегом, то требования к моторным маслам для них не понижаются, а наоборот, повышаются! Поэтому применение более технологически совершенных синтетических масел становится необходимостью для двигателя, позволяет избежать многих неприятностей.
Что касается такого вопроса, как «недопробег» моторного масла (невыработка его ресурса) при сокращенных интервалах ТО и потери, которые при этом несет перевозчик, скажу следующе. У нас накоплен обширный опыт применения моторных масел «Шелл» в российских условиях эксплуатации – как синтетических, так и полусинтетических, с различными интервалами замены. При определении интервала замены моторного масла следует учитывать целый ряд факторов: качество применяемого топлива, дорожные условия, в которых эксплуатируется техника, характер перевозимых грузов, особенности вождения. Чтобы сделать вывод – выработало моторное масло свой ресурс или нет, необходимо провести серьезную работу. В некоторых случаях названные выше факторы комбинируются так, что интервал замены моторного масла действительно возможно увеличить. Но для подтверждения такой рекомендации необходимо провести полную программу испытаний (на протяжении нескольких межсервисных интервалов), в рамках которой контролируется состояние работавших смазочных материалов, состояние агрегатов до и после испытаний, особенности эксплуатации техники. И результат в каждом случае может различаться.
Есть случаи, когда условия эксплуатации настолько жесткие, что интервал замены необходимо сокращать, по сравнению с рекомендованным, а не увеличивать! Вполне можно себе представить, что эта работа требует больших трудозатрат, вовлечения и ответственности всех вовлеченных сторон (производитель смазочных материалов, владелец техники, производитель техники). Если предприятие готово к реализации таких проектов, специалисты «Шелл» и специалисты официальных дистрибьюторов «Шелл» готовы оказать поддержку.
Скажу больше: в России был успешно проведен ряд испытаний моторных масел «Шелл» в различных регионах, с использованием техники различных производителей. При прочих равных условиях синтетические моторные масла всегда демонстрировали преимущество перед полусинтетическими маслами. В ряде случаев только применение синтетических моторных масел позволяло достигать межсервисного интервала, рекомендованного производителем техники.
Не стоит забывать также о том, что производитель техники определяет интервал замены не просто так, а на основании опыта практической эксплуатации и результатов полевых испытаний в локальных условиях. При переходе с синтетического на полусинтетическое моторное масло, в первую очередь, необходимо проверить соответствие его спецификациям и наличие одобрений производителей техники. Затем контролировать состояние работавшего масла в ходе эксплуатации и не забывать про необходимость контроля состояния агрегатов.
Еще раз подчеркну: подбор оптимального смазочного материала зависит от рекомендаций производителя автомобиля и условий его эксплуатации. Важно обращать внимание на спецификации и допуски моторного масла, которые указаны на этикетке продукта и в техническом описании.
Однако важно помнить, что использование высококачественных синтетических смазочных материалов может принести ощутимую экономическую выгоду, обеспечив более надежную защиту двигателя и продлив его ресурс.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.