Главная » Статьи » Экономика » Дистанционный предрейсовый медосмотр – плюсы и минусы

Дистанционный предрейсовый медосмотр – плюсы и минусы

Как добиться того, чтобы за руль садились здоровые и трезвые водители? Способ понятен – обязательный предрейсовый медицинский осмотр. Слово эксперту
Предрейсовый медосмотр

В поиске инноваций

Алексей Штрейт, генеральный директор ООО «КЕФИ Логистика»

– Наша компания работает в перевозках довольно давно. Помимо накопленного опыта, мы находимся в постоянном поиске инноваций в сфере транспорта, улучшаем процессы текущие, избавляемся от утративших актуальность. В компании более трехсот водителей – люди разные, многие уже далеко не юноши, пышущие здоровьем.

Но вот вопрос: проводить медосмотры по старинке, с «живым» доктором, или попробовать новацию – дистанционный (он же телемедицинский) осмотр? С одной стороны, заманчиво – вроде бы есть возможность и деньги сэкономить, и время не тратить на лишнюю бумажную волокиту. С другой – подспудно понимаешь, что любая новация потенциально может «выйти боком», а то и «влететь в копеечку». Попробуем разобраться с плюсами и минусами обоих вариантов.

Что такое дистанционный предрейсовый медосмотр?

Если кто еще не в курсе, суть проста: водители самостоятельно с помощью специального терминала измеряют основные показатели состояния своего здоровья – давление, пульс, температуру, а также наличие/отсутствие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Данные этих измерений в онлайн-режиме передаются в медицинскую организацию, где медработник в течение нескольких секунд анализирует полученную информацию и выносит вердикт: либо водитель допущен к рейсу, либо ему нельзя садиться за руль. При этом терминал и медицинская организация могут находиться за тридевять земель друг от друга, главное – наличие устойчивого интернета с обеих сторон.

Далее вердикт возвращается на терминал и печатается в виде наклейки на путевой лист. Забирай и, если допущен, в дорогу. Руководителю же остается только получать отчет, кто из водителей и по какой причине сегодня не прошел осмотр и не вышел на смену. Ну, и оплачивать услугу.

Попробуем сравнить плюсы и минусы (как это представляется на первый взгляд), а заодно и посчитать.

Медперсонал и место проведения осмотра

Обычный (очный) осмотр

Постоянное содержание врача или фельдшера с надбавками за «ночные бдения». Отдельное помещение, соответствующее всем санитарным требованиям.

Считаем. Допустим, фельдшер или врач ежедневно «пропускает через руки» полсотни водителей. Средняя его зарплата может составлять 40-60 тысяч рублей в месяц (если в штате) плюс налоги. И если проводить осмотры качественно и в полном объеме, нужно шесть таких специалиста. Если привлечен сторонний медик, то стоимость одной проверки может обойтись примерно в 80-100 рублей с человека, а при 300 водителях в день это уже 24 000-30 000 рублей ежедневно. Не забудем первичные расходы на оборудование помещения, плюс текущие расходы на его содержание (причем, большую часть дня оно не используется), плюс оплата «расходников» для медизделий.

В итоге, если считать по 80-100 рублей с водителя в сутки, то за месяц на 300 водителей при нашем графике работы и соблюдении РТО «набегает» 360-450 тысяч рублей (только на проведение осмотров).

Дистанционный осмотр

Оплата услуг телемедицинского центра (абонентская плата) никак не зависит от времени суток. Помещение с нормальными влажностью, температурой и освещенностью – вообще не проблема. И не обязательно отдельное, можно использовать имеющиеся на предприятии площади, предназначенные для других целей.

Считаем. Затраты на приобретение или лизинг медизделия плюс затраты на обслуживание и «расходники». Есть альтернатива – оборудование предоставляет медицинская организация. Тогда и этих затрат нет, но несколько дороже стоимость самих осмотров. Первоначальная плата за подключение к медорганизации, плюс плата за каждое измерение. Пусть это будет 40-50 рублей за дистанционный осмотр одного человека (в зависимости от объема может быть дешевле). На 150 человек в день – 6000-7500 рублей. За месяц – 180-225 тыс. руб.)

Таким образом, телемедицина выгоднее. Ставим «плюс» телемедицине.

Документооборот

Обычный (очный) осмотр

Бумажные журналы, бланки, хранение архивов. Плюс делопроизводитель в штате с этой локальной задачей или дополнительная нагрузка на должностное лицо в компании.

Дистанционный осмотр

Все в электронном виде, надо только наладить ИТ и соблюдать дисциплину хранения метаданных. При необходимости можно получить от медицинской организации информацию не только о конкретном осмотре, но и о состоянии того или иного водителя на каком-либо временном горизонте (неделя, месяц, квартал и т. д.). А для руководителя это очень важная информация. И получить ее из информационной системы гораздо проще, чем выискивать в бумажных архивах.

Еще один «плюс» телемедицине.

Организация процесса осмотров

Предположим, поменяется график выезда транспорта (сместится на одно и то же время для большого количества водителей). Или количество водителей заметно увеличится. Что тогда?

Обычный (очный) осмотр

Очевидно, что может потребоваться дополнительный медицинский кабинет, а также дополнительный медперсонал. Или существенно вырастет время прохождения осмотра всех водителей.

Дистанционный осмотр

В этом случае можно обойтись только установкой дополнительного медицинского изделия, не задумываясь о дополнительных помещениях (соответствующих всем санитарным нормам) и медперсонале. Время осмотра с использованием медизделий каждым водителем не изменится. Да, придется считать, сколько этих медизделий понадобится (но их предоставит уже работающая с компанией медорганизация).

Пусть и не большой, но тоже «плюс» телемедицине.

Психологический фактор

Обычный (очный) осмотр

При всем уважении и доверии к водителям и медикам, нельзя исключать ситуацию, когда они могут договориться, и доктор «закроет глаза» на некоторые вчерашние прегрешения моего «джигита» или поверит тому на слово, что завышенный на двадцать пунктов пульс только потому, что тот торопился на осмотр и пробежался пешком на третий этаж. Как итог – водитель может сесть за руль, скажем так, «не совсем здоровым».

Дистанционный осмотр

Тут, как говорится, не забалуешь. Оценивающему результаты осмотра медику, сидящему за сотни, а то и тысячи километров, особо не подмигнешь, чаем с тортиком не задобришь. Появляется обоснованная надежда, что водитель будет «абсолютно в норме».

Снова «плюс» телемедицине.

Ложка дегтя

Каковы основные опасения?

Первое, что приходит в голову – а вдруг «упадет» интернет, как и куда отправлять результаты осмотров? Конечно, интернет-провайдер обещает счастье 24/7/365, но, возможно, стоит подумать и о запасном варианте – предусмотреть возможность пройти осмотр у «живого» медика. Понятно, что это повлечет некоторые дополнительные расходы.

Есть опасения, что медицинское изделие может «соврать», и что-то померять неправильно. Но медицинские организации, которые предлагают дистанционный вариант осмотра водителей, с серьезными бумагами в руках утверждают, что их приборы поверены, соответствуют всем требованиям, хорошо обслуживаются и потому надежны. В принципе, в это можно поверить, в конце концов, мы же верим обычному тонометру в руках штатного медика. 

Что на первый взгляд наиболее неприятно с точки зрения бизнеса? Существующая вероятность того, что в одно прекрасное утро критичное для логистики количество водителей будет забраковано «бездушной машиной». А это потребует подменных шоферов, и, в свою очередь, дополнительных расходов… Все так, но с другой стороны не сядут за руль те, кто может нанести на дороге вред и самому себе, и кому-то из тех, кто тоже идет или едет по этой дороге.

Правильный выбор

Принимая во внимание плюсы и минусы, можно утверждать:

Дистанционный формат – очень хорошая идея, если все правильно настроить. Имеете качественного провайдера, надежную технику, обученных водителей, плюс налаженную схему быстрого решения спорных случаев. Тогда да, можно заметно снизить затраты на проведение предрейсовых медосмотров.

Очные осмотры – проверенный метод. Но обходится дороже, требует помещения и медработника в штате или «по договору». Вероятность сбоев меньше, зато выше постоянные затраты.

Золотая середина – возможно, комбинированный подход: дистанционный осмотр для большинства водителей и дежурный врач (или фельдшер) для критических случаев. Но и тут все упирается в расчеты и штатное расписание.

Читайте также:

Новые правила для водителей

Процедура оформления нетрезвых водителей

Два месяца испытаний позади


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.

КДМ 100Г

Комбинированная дорожная машина 100Г на шасси «ГАЗон-Next» – и зимой, и летом

Для эффективного содержания городских улиц и проселочных дорог, закрытых производственных комплексов, парковок и дворов, где крупногабаритные машины не справляются из-за ограниченного пространства, разработана комбинированная дорожная машина (КДМ) 100Г на шасси «ГАЗон-Next»

Коммерческий транспорт 2025

Коммерческий транспорт 2025 – на чем возить, чем ремонтировать?

На каких грузовиках работают отечественные транспортные компании? Какие сложности им приходится преодолевать при обслуживании и ремонте подвижного состава? Как поменялась структура рынка транспортных средств, расходных материалов и запасных частей? Смогли ли новые игроки полностью заместить ушедших? На эти и многие другие вопросы отвечают эксперты отрасли

Галерея (1)

Комментировать





Поделиться