Дефицит водителей грузовиков – что делать?
Проблема нехватки водителей грузового транспорта сегодня стоит особенно остро. Логистическая отрасль развивается стремительно, объемы перевозок растут, а кадровый рынок не успевает удовлетворять запросы работодателей. Ситуацию усугубляет высокий средний возраст работающих водителей и сравнительно низкий приток молодежи в профессию.
Новые правила обучения водителей транспортных средств, утвержденные Министерством просвещения РФ, вступают в силу 1 марта 2026 года.
Позитивный сигнал
директор по персоналу сервиса «Грузовичкоф»
– В сервисе «Грузовичкоф» внимательно следят за изменениями и оценивают их как значимый шаг вперед.
Что меняется?
- Количество курсов обучения сокращено с 62 до 47. Это делает систему подготовки более компактной и удобной.
- Дистанционная теория. Будущие водители смогут проходить теоретическую часть в режиме онлайн при соблюдении стандартов качества.
- Упрощенная переквалификация. При открытии новой категории не нужно будет повторно изучать базовую теорию ПДД.
- Практика на площадках автотранспортных предприятий. Это создает условия для прямого взаимодействия работодателей и автошкол. Можно формировать целевые группы, готовые работать под конкретные задачи.
Плюсы для логистики
- Снижение барьера входа в профессию. Стать водителем будет проще и быстрее.
- Подготовка под нужды рынка. Работодатели смогут формировать группы для конкретных типов перевозок.
- Финансовая эффективность. Сервис готов рассматривать варианты частичного финансирования обучения с условием трудоустройства, что позволит снизить текучесть и выстраивать долгосрочные отношения.
Как усилить эффект?
При всей значимости реформы, чтобы профессия стала по-настоящему привлекательной, нужны дополнительные меры:
- Повышение престижа и социального статуса водителей.
- Развитие программ наставничества.
- Обновление автопарка и внедрение современных технологий для облегчения труда.
- Кампании по популяризации профессии среди молодёжи.
Мы оцениваем новые правила как позитивный сигнал для рынка. Возможность дистанционного обучения, упрощенной переквалификации и проведение практики на предприятиях действительно упрощают процесс подготовки кадров. При грамотной реализации и тесном взаимодействии государства и образовательных организаций эти изменения могут существенно сократить дефицит водителей.
Теория и практика
директор департамента транспорта брендов SDAC и Asiastar
– Прежде всего, стоит отметить, что дистанционное обучение и сокращение количества учебных курсов, безусловно, создают возможности для улучшения доступности профессии водителя. Такой подход позволит значительно снизить барьер для входа в профессию и упростит процесс получения необходимых знаний. Важно установить контроль за дистанционными курсами, чтобы они сохраняли высокий уровень качества, а теоретическая часть обучения была обязательно подкреплена практическими навыками.
Однако обучение – это только часть решения проблемы. Важно постепенно улучшать условия труда водителей и создать стимулы для их удержания. Так сложилось, что сама по себе профессия довольно сложная, поэтому повышение зарплат, улучшение социальных гарантий, создание безопасных условий работы в командировках и на стоянках – все это необходимо для того, чтобы работа водителя стала более привлекательной для молодых людей и специалистов, рассматривающих смену деятельности. Дополнительным стимулом должна стать возможность работать на современных, качественных и комфортных автомобилях. Ведь сегодня кондиционер, системы активной безопасности и даже продуманная эргономика салона – это базовый минимум.
Вместе с тем, создание системы государственной поддержки компаний, активно занимающихся обучением водителей, может сыграть важную роль в улучшении ситуации. Налоговые льготы, субсидии на обучение и сертификацию водителей, а также программы поддержки малого и среднего бизнеса в транспортной отрасли помогут не только компенсировать дефицит кадров, но и создать более устойчивую и эффективную систему подготовки работников. Если хотя бы часть этих мер будет комплексно реализована, можно ожидать значительное улучшение ситуации на рынке в ближайшие годы, при условии общей экономической стабильности.
Читайте также:
Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.
Где и сколько стоит топливо: 22 сентября
Беспилотные грузовики могут дольше работать, да и зарплату водителю платить не надо. Сплошная экономия. Но так ли все очевидно? Считаем, что выгоднее и насколько, выявляем скрытые затраты на «беспилотник»