Главная » Статьи » Экономика » Беспилотные грузовики – где они могут работать уже сегодня. Мнение эксперта

Беспилотные грузовики – где они могут работать уже сегодня. Мнение эксперта

Беспилотные автомобили – от экспериментов к внедрению. Станут ли внутризаводские перевозки первым местом работы беспилотников? Когда автономные грузовики будут работать на дорогах?

Производитель роботизированных транспортных решений EvoCargo и компания «Элинар-Бройлер» внедрили автономные грузовики на фабрике в Подмосковье. Автомобили оснащены искусственным интеллектом и способны передвигаться без водителей, работая круглосуточно. Они имеют грузоподъемность 2 тонны и пробег 200 км на одной зарядке.

Использование автономных машин позволяет сократить расходы на персонал, ускорить процессы транспортировки и повысить общую производительность предприятия. Ожидается, что данная технология повысит безопасность перевозок, снизит влияние человеческого фактора и станет новым стандартом внутризаводской логистики.

Мечтать не вредно

Егор Оболенский, руководитель компании Molbier

– Станут ли внутризаводские перевозки первым местом работы беспилотников? Абсолютно точно. Заводы, склады, портовые терминалы – «рай» для беспилотников. Почему? Во-первых, это все закрытые территории, на них нет случайных пешеходов, велосипедистов, светофоров и «левых» машин. Маршруты – как рельсы.

Во-вторых, при внутризаводских перевозках проще контролировать среду. Датчики можно вшить в инфраструктуру (маяки на стенах, ИИ-камеры на кранах). А погодные риски при эксплуатации в крытых цехах минимальны.

Третье: это очень выгодно. Один грузовик EvoCargo заменяет 3-4 водителей, а работает с графиком 24/7. Ни больничных, ни перекуров, ни Трудовой инспекции. Мечта для бизнеса. Кейс «Элинар-Бройлера» – только начало. Беспилотники уже тестируют на КАМАЗе, ГАЗе, в порту Усть-Луга. Скоро такое авто будет как погрузчик-электрокар – без него стыдно.

Когда выйдут на открытые дороги? А вот тут, увы, хейт-реализм: автономные грузовики уровня L4 (то есть полностью без водителя) на трассах появятся не раньше 2030+ года. Почему так долго? Потому что в этой сфере у нас пока что законодательный вакуум. Кто виноват в ДТП: производитель софта, владелец груза, оператор? ОСАГО для ИИ не существует. ГИБДД просто не готово. К тому же, всему проекту пока необходимы «технические костыли». Даже в Подмосковье грузовики EvoCargo ездят по специально подготовленной территории с 5G-покрытием. А что будет на разбитой трассе М5 в гололед с туманом?

Останавливает появление автономных авто и цена вопроса: лидар (главный «глаз» беспилотника) стоит как Lamborghini. Пока дешевле нанять 10 водителей из Таджикистана. К тому же, «взломать» такой грузовик – как украсть кошелек. Груз – хоть золото, хоть оружие. Страховщики в ужасе.

Про кейс EvoCargo/«Элинар-Бройлер». Да, получается экономия на зарплатах (ночные водители – это дорого) плюс точность: робот не запьет и не проспит рейс. 200 км на заряде для завода очень хороший показатель. А вот о минусах все молчат, хотя они есть. Так, грузоподъемность этих машин 2 тонны, обычный грузовик берет 10-20 т. Круглосуточность это тоже спорный вопрос, потому что из 24 часов придется вычесть часы простоя на зарядке (аккумуляторы греются, емкость падает). И, наконец, как все это будет работать зимой? Гололед и снежные заносы – ИИ в ступоре! Все равно будут нужны резервные водители.

Прогноз по дорогам общего пользования. Думаю, к 2027 году появятся «пилоты» на закрытых трассах (типа М11 «Москва-Петербург»). Это будет дорого, только для премиальных грузов – фарма, чипы. Зато безопасно. К 2028-2030 годам появятся первые «коридоры» между хабами (логистические парки, порты). При этом перевозки будут только днем, только в идеальную погоду, с дистанционным контролем (человек, который смотрит в монитор). И не раньше 2035 года эти перевозки станут массовыми, и то, если лидары подешевеют в 5 раз, будет принят федеральный закон об ИИ-водителях и будут построены «умные дороги» с датчиками. А это триллионы рублей.

Но даже не техника – главный барьер. Сложнее всего с людьми. В США профсоюзы водителей уже бастуют против беспилотников. В России более 5 миллионов водителей, и это рабочие места, которые могут быть потеряны. Социальный взрыв гарантирован. Плюс к этому, должно пройти много лет, прежде чем люди научатся доверять беспилотной технике. Представьте: 40-тонный КАМАЗ без водителя мчится по «встречке». Хотите ли вы быть в соседней машине?

На некоторых заводах беспилотники уже эксплуатируются, и скоро распространятся везде. А вот на трассах… Пока это дорогие игрушки для пресс-релизов. Как говорится, «мечтать не вредно», но груз надо везти уже сегодня.

Читайте также:

Беспилотник сбил человека. Кто пойдет под суд?

Как они «видят» дорогу

Льготы для беспилотников


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Клиенты компании «Альфа-Лизинг» до 15 июля текущего года могут приобрести любой вид автомобильной техники с выгодой из стоков компании.

Полуприцепы-цистерны SEVEREST

Полуприцепы-цистерны SEVEREST – к решению задач готовы

Безрамная конструкция полуприцепов-цистерн SEVEREST для перевозки пищевых продуктов позволяет снизить их собственную массу и обеспечить максимальную грузоподъемность

ТОЛВО

«ТОЛВО Системы для Коммерческого Транспорта» – ставка на развитие

Рост потребности в комплектующих и запчастях для коммерческого транспорта стал одной из причин строительства нового завода компании «ТОЛВО Системы для Коммерческого Транспорта». На предприятии появилась возможность расширить номенклатуру производимых пневматических систем для коммерческого транспорта

Галерея (1)

Егор Оболенский

Комментировать





Поделиться