Беспилотные грузовики – где они могут работать уже сегодня. Мнение эксперта

Производитель роботизированных транспортных решений EvoCargo и компания «Элинар-Бройлер» внедрили автономные грузовики на фабрике в Подмосковье. Автомобили оснащены искусственным интеллектом и способны передвигаться без водителей, работая круглосуточно. Они имеют грузоподъемность 2 тонны и пробег 200 км на одной зарядке.
Использование автономных машин позволяет сократить расходы на персонал, ускорить процессы транспортировки и повысить общую производительность предприятия. Ожидается, что данная технология повысит безопасность перевозок, снизит влияние человеческого фактора и станет новым стандартом внутризаводской логистики.
Мечтать не вредно

– Станут ли внутризаводские перевозки первым местом работы беспилотников? Абсолютно точно. Заводы, склады, портовые терминалы – «рай» для беспилотников. Почему? Во-первых, это все закрытые территории, на них нет случайных пешеходов, велосипедистов, светофоров и «левых» машин. Маршруты – как рельсы.
Во-вторых, при внутризаводских перевозках проще контролировать среду. Датчики можно вшить в инфраструктуру (маяки на стенах, ИИ-камеры на кранах). А погодные риски при эксплуатации в крытых цехах минимальны.
Третье: это очень выгодно. Один грузовик EvoCargo заменяет 3-4 водителей, а работает с графиком 24/7. Ни больничных, ни перекуров, ни Трудовой инспекции. Мечта для бизнеса. Кейс «Элинар-Бройлера» – только начало. Беспилотники уже тестируют на КАМАЗе, ГАЗе, в порту Усть-Луга. Скоро такое авто будет как погрузчик-электрокар – без него стыдно.
Когда выйдут на открытые дороги? А вот тут, увы, хейт-реализм: автономные грузовики уровня L4 (то есть полностью без водителя) на трассах появятся не раньше 2030+ года. Почему так долго? Потому что в этой сфере у нас пока что законодательный вакуум. Кто виноват в ДТП: производитель софта, владелец груза, оператор? ОСАГО для ИИ не существует. ГИБДД просто не готово. К тому же, всему проекту пока необходимы «технические костыли». Даже в Подмосковье грузовики EvoCargo ездят по специально подготовленной территории с 5G-покрытием. А что будет на разбитой трассе М5 в гололед с туманом?
Останавливает появление автономных авто и цена вопроса: лидар (главный «глаз» беспилотника) стоит как Lamborghini. Пока дешевле нанять 10 водителей из Таджикистана. К тому же, «взломать» такой грузовик – как украсть кошелек. Груз – хоть золото, хоть оружие. Страховщики в ужасе.
Про кейс EvoCargo/«Элинар-Бройлер». Да, получается экономия на зарплатах (ночные водители – это дорого) плюс точность: робот не запьет и не проспит рейс. 200 км на заряде для завода очень хороший показатель. А вот о минусах все молчат, хотя они есть. Так, грузоподъемность этих машин 2 тонны, обычный грузовик берет 10-20 т. Круглосуточность это тоже спорный вопрос, потому что из 24 часов придется вычесть часы простоя на зарядке (аккумуляторы греются, емкость падает). И, наконец, как все это будет работать зимой? Гололед и снежные заносы – ИИ в ступоре! Все равно будут нужны резервные водители.
Прогноз по дорогам общего пользования. Думаю, к 2027 году появятся «пилоты» на закрытых трассах (типа М11 «Москва-Петербург»). Это будет дорого, только для премиальных грузов – фарма, чипы. Зато безопасно. К 2028-2030 годам появятся первые «коридоры» между хабами (логистические парки, порты). При этом перевозки будут только днем, только в идеальную погоду, с дистанционным контролем (человек, который смотрит в монитор). И не раньше 2035 года эти перевозки станут массовыми, и то, если лидары подешевеют в 5 раз, будет принят федеральный закон об ИИ-водителях и будут построены «умные дороги» с датчиками. А это триллионы рублей.
Но даже не техника – главный барьер. Сложнее всего с людьми. В США профсоюзы водителей уже бастуют против беспилотников. В России более 5 миллионов водителей, и это рабочие места, которые могут быть потеряны. Социальный взрыв гарантирован. Плюс к этому, должно пройти много лет, прежде чем люди научатся доверять беспилотной технике. Представьте: 40-тонный КАМАЗ без водителя мчится по «встречке». Хотите ли вы быть в соседней машине?
На некоторых заводах беспилотники уже эксплуатируются, и скоро распространятся везде. А вот на трассах… Пока это дорогие игрушки для пресс-релизов. Как говорится, «мечтать не вредно», но груз надо везти уже сегодня.
Читайте также:
По примеру западных стран, аренда коммерческой техники существовала в России в виде оперативного лизинга. Но лизинговые компании данную услугу не продвигали. Так может ли аренда получить развитие в нынешних условиях?
Шины марки Simpeco относятся к среднему ценовому диапазону, но по своим свойствам и качествам близки к аналогам премиум-класса. Появившись на российском рынке лишь в прошлом году, они за короткий срок завоевали доверие наших перевозчиков. Приводим мнения специалистов о грузовых покрышках Simpeco и особенностях их эксплуатации
