Галерея (35)


Спереди кабины – специальные петли, гасящие энергию удара при ДТП
Выхлопная труба «автономки» выведена назад. Очень хорошо!
Воздушный фильтр стоит за кабиной, практически на раме. Надежно!
Облицовка радиатора поделена на две части. Нижняя часть – бампер
Сверху ведущий мост держат две мощные реактивные штанги
Топливный фильтр-отстойник почему-то с непрозрачной колбой
Фонари выполнены на светодиодах – они яркие и не боятся вибраций
Сверху двигатель КАМАЗ-910 могут укрыть декоративной панелью
Гидроусилитель руля ZF могут дополнить контуром электроусилителя
В блок-фаре на дальний и ближний работает только одна линза
На КАМАЗе наладили производство алюминиевых топливных баков
Аккумуляторы расположены в заднем свесе рамы, как на Actros
Передние рессоры – трехлистовые, с серьгами и сайлентблоками
Ведущий мост – Daimler, со сварной балкой, тормоза с вентилируемыми дисками. Управление – электроннопневматическое
Воздушные ресиверы пришлось размещать и в заднем свесе тоже. Пневмоподвеска моста – двухбаллонная
Верхний ящик в кабине у Mercedes-Benz Actros
Камазовскую панель приборов сделают на одном каркасе с панелью Actros, отличия – в цвете и в некоторых деталях
У Mercedes-Benz Actros IV одна из лучших по дизайну панелей приборов в сегменте европейских магистральных грузовиков
От уровня земли до пола кабины – четыре ступени, как и на Actros
В кабине КАМАЗ-54901 с высокой крышей будет две спальные полки
Над лобовым стеклом разместят симпатичные ящики и ниши
Для КАМАЗа сделают полностью оригинальную комбинацию приборов
Пластиковая обивка дверей была и на КАМАЗ-5320, но не такая красивая
Верхние ящики в самой кабине у КАМАЗ-54901 и у Mercedes-Benz Actros – одинаковые, но у КАМАЗа нет ящиков в арках крыльев
На седельных тягачах К5 применяют гипоидные ведущие мосты
Объем двух топливных баков может составлять почти 1500 л
В колесных арках установлены пластиковые локеры – защита от коррозии
На фасаде есть две ступени для доступа к щеткам и мытья лобового стекла
Кронштейны зеркал «54901» конструктивно повторяют «мерседесовские»
Пока подвеска кабины будет на пружинных стойках, без пневмоподушек
Это пульт управления гидронасоса подъема и опускания кабины
Главная > Статьи > Автомобили > Грузовики > Седельный тягач КАМАЗ-54901 К5: первый российский тест-драйв

Седельный тягач КАМАЗ-54901 К5: первый российский тест-драйв

В конце мая нам удалось первыми прокатиться за рулем седельного тягача нового поколения КАМАЗ‑54901 К5. Рассказываем о первых предсерийных образцах и ездовых впечатлениях от нового автомобиля

Благодаря давнему сотрудничеству с пресс-службой ПАО «КАМАЗ» журнал «Рейс» пристально «отслеживал» все этапы создания и вывод на конвейер грузовиков КАМАЗ‑5490 семейства К4. Тому подтверждение – ​около 20 публикаций об этих автомобилях за последние девять лет. Не менее серьезно мы отнеслись и к началу разработки нового поколения седельных тягачей КАМАЗ‑54901 семейства К5. В последние годы мы неоднократно писали о разработке нового поколения рядных шестицилиндровых двигателей КАМАЗ‑910, об освоении новых «тяжелых» коробок передач СП «ЦФ КАМА» из Набережных Челнов, о строительстве и оснащении самым передовым технологическим оборудованием нового завода каркасов кабин. А сейчас этот «машиностроительный пазл» сложился в общую картинку – ​появлению первых предсерийных седельных тягачей нового поколения.
Премьера нового КАМАЗ‑54901 состоялась в сентябре 2017 года на выставке «КОМТРАНС». С того момента прошло почти два года, и  единственный выставочный экземпляр, как показывает история советского и российского автопрома, вполне мог остаться на уровне очередного лакированного прототипа. Однако, несмотря на кризис в стране, на рухнувший рубль и санкции, все получилось как надо и автомобиль все-таки «родился». По совокупности уровня конструкторских и технологических разработок, всех изменений, произошедших за эти годы, видно – ​получился действительно новый и очень перспективный отечественный седельный тягач. В истории Камского автозавода это событие не менее знаковое, чем выпуск первых КАМАЗ‑5320 в 1976 году!

Ищем отличия

На испытательном полигоне сборочного производства автозавода нас ожидали два седельных тягача белого цвета. Машины смотрелись, словно два белых лебедя на пруду. Один «лебедь» – ​уже ставший привычным на российских дорогах КАМАЗ‑5490, но в модернизированном исполнении NEO, и главное – ​газобаллонный, метановый, с двигателем Daimler OM457, работающим по газодизельному циклу. Благодаря низким расходам на топливо газодизельный КАМАЗ‑5490 становится очень популярным у российских перевозчиков. Второй – ​только что сошедший с конвейера, но все же предсерийный КАМАЗ‑54901. Год назад, будучи в командировке в Набережных Челнах, мы видели, как в Научно-техническом центре КАМАЗа собирают первые экземпляры новых тягачей для дорожных и стендовых испытаний. Тогда с десяток машин собирали «на постах», но сейчас сборка «54901» передана на конвейер. Можно вспомнить, что по схожей схеме запускали в производство и КАМАЗ‑5490. Но главная причина демонстрации такого «дуэта» тягачей – ​наглядное сравнение этих двух машин. Без преувеличения, это действительно два разных поколения КАМАЗов. Однако, по большому счету, для объективного сравнения рядом надо было бы поставить и Mercedes-Benz Actros четвертого поколения.
В первую очередь, видно, что кабина КАМАЗ‑5490 более узкая – ​шириной 2300 мм, в отличие от КАМАЗ‑54901 с его шириной 2500 мм. В основе кабины К4 – ​каркас и большинство внешних панелей кабины Mercedes-Benz Axor, которая, в свою очередь, создавалась на основе кабины среднетоннажника Mercedes-Benz Atego. Кабина КАМАЗ‑5490, главным образом, отличается от кабины Axor полностью оригинальным фасадом, колесными арками и ступенями, а также подвеской кабины. Причем весь пластиковый «обвес» сразу же был российского производства. Сварка, катафорезное грунтование и окраска кабины «5490» полностью локализована на линии основного завода кабин и собирается вместе с классическими «камазовскими» кабинами. Но штамповка деталей и весь интерьер «КАМАКСОРа» – ​импортные.
У кабины КАМАЗ‑54901 совсем по-другому оформлена решетка радиатора и весь «передок», другой интерьер, другие габариты. Одним словом – ​другая кабина. То, что у кабин «54901» и Mercedes-Benz Actros самого нового, четвертого поколения общий каркас, накладывает и определенную «наследственность» в дизайне. Самый яркий пример – ​вертикальный зазор между бампером и передней кромкой двери. Этот зазор шириной с два пальца, при прочих равных условиях его бы назвали «щелью». Еще только-только состоялась премьера КАМАЗ‑54901 на «КОМТРАНС‑2017», а в интернете уже начали активно критиковать «качество сборки» по единственной фотографии. Причем аналогичную «щель» у Actros никто не замечал. А она – ​есть! И по-другому сделать – ​сложно. Бампер жестко закреплен на раме, а кабина относительно рамы – ​подрессорена, у нее есть свои вертикальные перемещения и допустимые боковые крены. Кроме того, кабину надо поднимать, и с учетом этого делают свои разделительные линии. А издали и если не присматриваться, кабина кажется «вырубленной» из единого куска мрамора. Причем подвеска кабины осталась, похоже, «мерседесовской» – ​со специальными петлями впереди, которые в случае аварии позволяют кабине приподниматься вверх и, тем самым, гасят часть энергии удара. Это важный элемент пассивной безопасности. У КАМАЗ‑5490 подвеску кабины сделали свою, и она получилась даже лучше, чем на «чистопородном» Mercedes-Benz Axor. А в сравнении Mercedes-Benz Actros IV, вроде бы, ничего изменять не стали – ​только пока используют механические пружинные стойки вместо четырех пневмоподушек.
Блок-фары у КАМАЗ‑54901 тоже оригинальные, не «мерседесовские» и не от К4, выполнены с одним общим рефлектором для ближнего и дальнего света. Точнее – ​стоит «линза» за общим пластиковым колпаком. Там же размещены оранжевая линия светодиодов для указателей поворотов и ходовые светодиодные огни – ​очень большие по площади, где-то 120х80 мм. Днем, на солнце, ходовые огни были не особо видны, но в пасмурную погоду и, тем более, ближе к сумеркам должны отлично обозначать автомобиль. Таких ходовых огней, наверное, ни у кого нет. Однако линзы ближнего и дальнего света, то есть двухфарная схема освещения, все же заставили сомневаться в эффективности головного света. На КАМАЗ‑5490 за каждым пластиковым колпаком спрятано по два рефлектора и по две лампочки, то есть при дальнем свете на автомобиле работают четыре источника света, а не два, как на «54901». У Mercedes-Benz Actros тоже четырехфарная схема. Две фары в бампере КАМАЗа – ​это противотуманки. Неужели придется городить «люстру» с четырьмя фарами на лоб «54901»?
Некрашеная черная пластиковая облицовка практична, но, наверное, «белая на белом» смотрелась бы эффектнее. Пока других вариантов с окраской нет. После начала выпуска «КАМАКСОРа» кажется, что все новые модели в Челнах стартуют только в белом цвете. Потом уже появляются красные, зеленые, синие и прочие цвета. Кстати, прорези в решетке есть куда увеличить в ширину, но это в перспективе – ​для моторов Евро‑5 площади охлаждения пока должно хватать.
Двери у Actros и у КАМАЗ‑54901 все же отличаются, несмотря на то, что дверной проем у кабин одинаковый. Разница в нижней кромке двери, которая работает как дефлектор и помогает сбивать летящую дорожную грязь подальше от зеркал, а также разница в пластиковых нижних панелях. У Actros три части: сама дверь, нижняя основная пластиковая панель плюс небольшая панель в самом низу. Нижнюю панель можно не ставить – ​для некоторых, видимо, строительных и армейских модификаций Mercedes-Benz Actros. У КАМАЗ‑54901 две детали: дверь и пластиковая панель производства челнинской компании «РИАТ». То есть пока дверь «в сборе» у КАМАЗ‑54901 – ​только магистральная. Пластиковое обрамление арок колес тоже получилось разное не только по стилю, но и функционально. У Mercedes-BenzActros с каждого бока – ​по два багажных или инструментальных ящика. Один ящик размещен сверху пола кабины и закрывается большим квадратным люком, другой, поменьше объемом, смонтирован под полом, и его крышка – ​часть пластиковой арки. У КАМАЗ‑54901 есть верхние ящики, но нет нижних. Возможно, это навсегда, а может и нет.
Решетчатые накладки ступеней у обоих тягачей пластиковые. Вопрос в долговечности этих накладок, в их сопротивляемости абразивному износу и  истиранию… Быть может, для флагманского КАМАЗа надо использовать штампованную нержавейку или литую алюминиевую накладку? Было бы солиднее.

Дверь открывается и закрывается легко. И вопреки надеждам злопыхателей – ​ничего не отваливается! Забираться в кабину помогают поручни по обеим сторонам проема. Это полностью «мерседесовская» эргономика, как и в других решениях. Однако внутри, по интерьеру отличия КАМАЗ‑54901 и Mercedes-Benz Actros не менее масштабные, чем во внешнем дизайне оформления. Кстати, об этом говорили с самого начала: каркас кабин одинаковый, но дизайнерские изыски в интерьере и внешности должны быть разными. Но, похоже, «умный» руль делает один производитель. И ключ замка зажигания тоже одинаковый у КАМАЗа и Actros – ​складной, подобный же ключ используется на легковых Mercedes. Фактически, это брелок, который надо положить в особую ячейку на панели приборов. Рядом кнопка Start/Stop. Нажимаю на кнопку – ​мотор не реагирует. Надо ведь нажать на педаль тормоза! Здесь стоит новая автоматизированная коробка передач ZF Traxon, в результате «коллективный мозг» трансмиссии и двигателя не позволяет просто так «откликаться» на любое нажатие кнопок и клавиш. Мотор завелся. Поудобнее устроиться в кресле Grammer, которое делают в соседней к Челнам Елабуге, позволяют отличные регулировки сидения и рулевой колонки с пневмофиксатором. Рулевое колесо – ​многофункциональное, опции и контрольные функции, доступные теперь водителю КАМАЗ‑54901, в 1976 году водителям первых бортовых КАМАЗ‑5320 и тягачей КАМАЗ‑5410 не могли даже присниться. Сколько не читай в детстве Жюль Верна – ​такого не выдумать. Одна навигация чего стоит… Комбинация приборов – ​два больших круглых циферблата, цветной дисплей между ними и россыпь контрольных лампочек карамельных расцветок. Очень информативно. Правее от комбинации приборов установлена бортовая информационная система с 10-дюймовым сенсорным экраном. Это одновременно и мультимедийная система.


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

Производство грузовиков на АМТ N.V.

Производство грузовиков на АМТ N.V. – новая стратегия развития

После выхода IVECO из состава акционеров ООО «IVECO-AMT» у китайской компании SAIC-Hongyan появился хороший шанс закрепиться на нашем рынке. А что дает для АМТ N.V. партнерство с SAIC-Hongyan?

Муфты и другие комплектующие LUZAR

Муфты и другие комплектующие LUZAR – мнение производителя

На российском рынке Aftermarket комплектующие систем кондиционирования представлены брендом LUZAR

Галерея (35)

Спереди кабины – специальные петли, гасящие энергию удара при ДТП
Выхлопная труба «автономки» выведена назад. Очень хорошо!
Воздушный фильтр стоит за кабиной, практически на раме. Надежно!
Облицовка радиатора поделена на две части. Нижняя часть – бампер
Сверху ведущий мост держат две мощные реактивные штанги
Топливный фильтр-отстойник почему-то с непрозрачной колбой
Фонари выполнены на светодиодах – они яркие и не боятся вибраций

Комментировать





Поделиться