Полноприводный самосвал КАМАЗ‑65959 – некоторые конструктивные особенности
Отечественные вместо баварских
Раздаточная коробка модели 6522, предназначена именно для «полноприводников» тяжелой серии. Как видно из обозначения, этот агрегат впервые появился на самосвале КАМАЗ‑6522 образца 2004 года. Но не сразу. Вначале внедрили импортную раздаточную коробку марки ZF – с завода бывшей фирмы Steyr-Daimler-Puch в баварском городе Пассау. И только в 2010‑м на «КАМАЗе» освоили сборку аналогичных по конструкции собственных «раздаток» модели 6522, взаимозаменяемых (в сборе) с баварскими. Так же как и прототип, отечественный агрегат имеет трехвальную схему и две передачи с числами 1,536 и 0,89. Встроенный межосевой планетарный дифференциал на пяти прямозубых сателлитах делит силовой поток несимметрично: на заднюю тележку поступает 73 % мощности, на переднюю – 27 %.
Ведущие мосты для вездехода тяжелой серии должны быть соответствующими. Восьмитонные, без ступичных редукторов от более легких армейских моделей явно не подойдут. Освоить собственное производство 13-тонных мостов под односкатные колеса на «КАМАЗе» смогли только в 2016 году – до этого на машины 6х6 и 8х8 шли агрегаты марок Madara (Болгария) и RABA (Венгрия). В отличие от импортных, наши мосты собраны не на литых, а на штампованно-сварных балках, но прочность (благодаря толщине стенок аж в 14 мм) сомнений не вызывает. Главные передачи – одноступенчатые конические, от которых крутящий момент передается полуосями на пятисателлитные ступичные редукторы.
Межколесные дифференциалы на мостах задней тележки можно заблокировать электропневмоприводами. Во втором (проходном) мосту установлен межосевой дифференциал (также с принудительной блокировкой), благодаря которому не возникает циркуляция паразитной мощности при криволинейном движении самосвала по асфальту. Что значительно повышает ходимость шин. В поворотных кулаках переднего ведущего моста применены ШРУСы на сдвоенных крестовинах.
Качаясь вправо-влево
Система автоподкачки шин – а без нее полноценным вездеходам, включая КАМАЗ‑65959, не обойтись – устроена по схеме «цапфа-ступица». А значит, не имеет выпирающих и легкоуязвимых на бездорожье центральных штуцеров. Воздух к крану, размещенному в углублении колесного диска, подведен трубкой через привалочный фланец ступицы. Утечку воздуха из межподшипникового пространства ступицы предотвращают два сальника, скользящие рабочими кромками по цапфе диаметром 120 мм.
Снизить давление в шинах вплоть до 0,5 бар можно прямо на ходу, существенно повысив проходимость автомобиля на мягком грунте. Кстати, сами шины размером 16.00 R20 – высокопрофильные, вездеходные. В заводской комплектации – Нижнекамского завода, модели NU404 с цельнометаллическим кордом. Паспортная нагрузка по 6,5 тонны на каждую как раз соответствует технически допустимой нагрузке на мосты.
Коробка передач – 16-ступенчатая механическая модели ZF 16S2520TO с повышающей высшей передачей. Аббревиатура именитой фирмы пусть не вводит в заблуждение – этот агрегат уже давно выпускают на ставшим полностью российским предприятии «ЦФ Кама» в Набережных Челнах. Коробка собрана по стандартной схеме с четырьмя передачами в основном блоке, двухдиапазонным планетарным демультипликатором и двухступенчатым повышающим делителем. Переключение передач по схеме 2Н, то есть понижающим демультипликатором управляет сам рычаг переключения передач – качаясь вправо-влево, а чтобы щелкать «половинками» предусмотрен отдельный флажок делителя.
Читайте также:
Подбираем радиаторы из каталога компании ПРАМО на замену оригинальным.
Цены на бензин и дизтопливо в различных регионах
Тяжелыми китайскими грузовиками сегодня уже никого не удивить. Разве что очередная новая марка появится. За последние пару лет они буквально заполонили наши дороги. А вот специальная техника на шасси китайского производства у нас по-прежнему встречается довольно редко