Карьерный самосвал MAN
Ходовая
В сравнении с обычным строительным самосвалом у «карьерника» под увеличенную грузоподъемность больше всего модернизирована именно рама и подвеска. И не мудрено: грузоподъемность «трехосника» выросла на 5 т – до 25 тонн, а «четырехосника» – почти на 7 т (до 32 тонн). Конечно же, рама такого самосвала должна быть в наиболее прочном исполнении. Между тем у самосвалов TGS не применяется схема «лонжерон в лонжероне», зато есть локальные усилители и применена высокопрочная сталь. Высота лонжеронов постоянная по всей длине: снаружи 270 мм, с полкой 85 мм – это технологический прием, позволяющий без особых проблем создавать различные варианты колесной базы. Толщина профиля лонжеронов сравнительно небольшая – 9,5 миллиметра. Как дополнительный усилитель рамы можно рассматривать и надрамник самосвальной установки. Он выполнен коробчатым – то есть это прямоугольная труба в сечении размерами 250х88х8. Кронштейны и траверсы рамы закреплены болтами и гайками из высокопрочной стали, но есть и заклепки, обжатые «на холодную». Такая технология удобна не только в производстве, но и в эксплуатации: в случае необходимости любой поврежденный элемент можно легко заменить новым или снять для ремонта. Впереди есть три (!) буксировочных проушины: две прикручены к лонжеронам рамы и потому являются самыми прочными, а средняя крепится к траверсе №1. Поневоле вспомнилось «соревнование» в несущей способности передних буксирных устройств у самосвалов Scania и Volvo. Где-то два года назад они, независимо друг от друга, довели этот показатель до 35 тонн и говорили об этом как о конкурентном преимуществе. Похоже, эти TGS с тремя петлями должны составить «шведам» конкуренцию.
Напомним, на БЕЛАЗ-7540 применяют пневмогидравлическую подвеску (с закаченным внутрь азотом) на стойках оригинальной конструкции. Устройство подвески самосвалов MAN менее экзотично: она традиционна для подобных европейских тяжелых грузовиков – рессорная для всех осей. Но с учетом специфики эксплуатации «майнингового» TGS здесь применяется сочетание легких малолистовых параболических рессор впереди и толстого пакета из 16 листов на полуэллиптических 20-тонных рессорах в балансирной подвеске. Если на строительных самосвалах MAN TGS впереди используется трехлистовая рессора, то на «майнинге» – четыре листа. Номинальная нагрузка на них – по 9,5 тонны. Шины – еще прочнее: у них номинальная нагрузка 10 тонн. В задней балансирной 13-тонной подвеске строительного самосвала применены пятилистовые параболические рессоры с более толстыми листами, чем передние, а у «майнинга», повторимся, надежнее оказались 16 листов. Мосты балансирной подвески рассчитаны на нагрузку 16 тонн каждый – здесь усиленные балки, подшипники, ступицы. На тележку приходится 32 тонны, при этом ступица балансира работает не на втулках, а на больших сайлентблоках. Передний мост здесь ведущий, а давно известно, что на таких осях сложно сделать прочным шкворневой узел. Все же два коротких шкворня слабее, чем один длинный. Несмотря на это, передний мост выдерживает нагрузку 9 тонн – большую, чем у распространенных в России строительных самосвалов 6х4 (обычно это 7,5-8,0 тонны). Если у «майнингового» MAN колесная формула 8х4, то используются передние мосты со спрямленными балками, без выгнутых ушей в районе шкворневого узла, тоже выдерживающие нагрузку 9,0 тонн.
В рулевом управлении применяется ГУР производства ZF. Главное отличие рулевого привода четырехосных самосвалов от «трехосников» – в дополнительной продольной тяге, идущей от сошки интегрального ГУРа к маятнику. А от него уже идет еще одна тяга к поворотной цапфе второго моста. Параллельно этой тяге четырехосника смонтирован дополнительный силовой гидроцилиндр, который помогает основному ГУРу. Это традиционная для Европы схема рулевого привода. Одна из проблем в эксплуатации «четырехосников» многих других производителей связана именно с маятником: быстро появляется люфт, машина начинает рыскать при торможении или на неровной дороге, идет повышенный износ шин. По отзывам перевозчиков, у MAN 8х4 маятник долговечен.
На грузовиках MAN TGS строительного назначения, поставляемых в Россию, применяются только барабанные тормоза. Разумеется, они оборудованы электронно-пневматическим приводом с ABS, колодки самоцентрирующиеся, с автоматической регулировкой зазоров. На ведущих мостах тормозные камеры с энергоаккумуляторами спрятаны высоко в лонжеронах рамы. Повредить их, даже на стройплощадке, довольно сложно. В отличие от трехосных самосвалов на задней тележке 8х8 используют энергоаккумуляторы увеличенного диаметра – тем самым повышается эффективность тормозов. В помощь рабочей тормозной системе у MAN есть хитрая дополнительная. Это еще одна особенность двигателей D2676: вместо компрессионного моторного тормоза здесь применяют гидродинамическую систему PriTarder, в которой используется охлаждающая жидкость двигателя, а теплота рассеивается радиатором системы охлаждения. Фактически это устройство схоже с гидротрансформатором классических автоматических коробок. Система PriTarder эффективна и компактна – устанавливается на переднем конце коленчатого вала, а весит всего около 70 кг. По тормозной мощности (до 600 кВт) замедлитель специально рассчитан на низкие или средние диапазоны скоростей, при этом, конечно же, есть традиционная заслонка на выхлопе, а на коробке может быть установлен трансмиссионный замедлитель.
В поставках шин MAN сотрудничает с наиболее крупными производителями, компаниями мировой известности – Bridgestone, Continental, Pirelli, Michelin. Размеры шин для самосвалов могут быть разными, но на этих вездеходах применены Michelin 14,00R20. При одноосной ошиновке их индекс грузоподъемности 164, при двускатной – 160. Но уже на 14-дюймовых шинах MAN TGS выходит за отведенные габариты 2550 мм – получается ширина 2800 мм. Кстати, у БЕЛАЗ-7540 шины 18,00-25 нормой слойности 32.
Важная особенность карьерного самосвала MAN: здесь есть система дистанционного контроля за давлением в шинах. Одна из существенных статей расходов на эксплуатацию автомобиля в майнинге – расходы на шины. С одной стороны, шины сами по себе недешевые, с другой – самосвал с пробитым баллоном может перегородить проезд другим а/м в карьере. Весь процесс перевозок, в лучшем случае, собьется с ритма. Поэтому важно знать ситуацию с давлением в шинах. На каждом вентиле установлен датчик, который передает информацию на дополнительный дисплей в кабине. Водитель видит значения давления во всех колесах, а если за каким-то колесом и упустил контроль – сработает звуковой сигнализатор. Как выход из положения, чтобы добраться до места разгрузки, можно подкачать колесо – для этого есть 20-метровый шланг. Запасного колеса на карьерном самосвале может и не быть: плечо перевозок небольшое, но при правильной организации на маршруте есть автомобиль технической поддержки. Такая «техничка» быстро доставит резервное колесо к остановившемуся самосвалу.
Кабина
Конечно, есть множество примеров, когда даже в не самой симпатичной внешне кабине созданы все условия для водителя. В том же БЕЛАЗ есть кондиционер, сиденье на пневмоподвеске, мощное отопление, и внутренние размеры кабины более чем достаточны для одного водителя. Но спальник на карьерном самосвале как-то не попадался… Между тем кабина «майнингового» MAN TGS одинаково хороша и снаружи, и внутри.
Напомним, у грузовиков MAN разная ширина кабин: у TGS внешний габарит 2300 мм, а у TGХ – 2500 миллиметров. Основная кабина для самосвалов TGS – короткая, естественно, с низкой крышей. По «мановской» классификации она называется S, задняя стенка приварена практически за стойкой двери, но есть кабина получше – М, средней длины. Внутри, от ветрового стекла до задней стенки, 170 см, ширина по стеклам дверей – 213 сантиметров. Как и принято в подобных кабинах, потолок здесь невысокий – 163 см, тоннель двигателя выступает вверх на 25 сантиметров. При внешней длине 188 см за спинками сидений остается более 30 сантиметров пространства. Здесь водителю уже можно разместить необходимый в рейсе скарб. Хотя бы теплую куртку есть куда положить. Кроме того, если сдвинуть кресла вперед до упора, а спинки откинуть к панели приборов, то можно разложить спальную полку. Она здесь откидная, это опция. Спальник получается узковатый, где-то 65 см, но хорошо что есть хотя бы такой.
Сиденье водителя на пневмоподвеске, пассажирское привинчено к полу, но тоже может быть подрессорено. Рулевая колонка с пневмофиксатором, его кнопку разместили на панели приборов. Комбинация приборов с черно-белым дисплеем понимает русский язык (обучили ее еще на TGA), второй – конечно же, немецкий. На некоторых самосвалах управление аудиосистемой и темпоматом (так на MAN называют круиз-контроль) выведено на руль. У TGX/TGS очень красивая и удобная панель приборов. MAN стал первым производителем грузовиков, спрямившим панель – от этого места в кабине только прибавилось. Несмотря на схожий дизайн, при ближайшем рассмотрении интерьер TGX и TGS различается. В TGS та консоль, что в середине панели, не идет до низу и в созданном немцами «комоде» имеет на один ящик меньше.
В кабине «майнингового» MAN есть особенности. Для обеспечения подачи чистого воздуха, в дополнение к обычному фильтру отопительно-вентиляционной установки, за облицовкой радиатора смонтирован особый фильтр-циклон. Лабиринтные воздуховоды проложены вертикально, а в нижней точке смонтирован резиновый патрубок-клапан. Основная масса пыли собирается внизу, и если нажать двумя пальцами на «резинку», вся пыль и песок высыпаются наружу. Как говорят специалисты, дело не только в заботе о здоровье водителя (хотя и этого немало), но еще и в обеспечении сохранности многочисленных электронных приборов, расположенных внутри кабины. А для того, чтобы навести порядок, за спинкой водителского кресла есть пневморозетка и пневмопистолет. Всегда можно «сдуть» пыль с панели или песок с пола.
Подвеска кабины мягкая, четырехточечная, на пружинных стойках. Впереди особые опоры-петли, при ДТП они смещаются вверх и назад, тем самым существенно гасят энергию удара. У самосвалов MAN TGS образцовый бампер: трехэлементный стальной, такой же, как на TGA. Даже на шинах 315/80R 22,5 от земли до нижней кромки бампера 70 см! А у «майнингового» – больше 80 см. Снизу есть стационарная ступенька (иначе ветровое стекло не протереть), а кроме того, выдвижная ступень-дуга. Радиатор тоже находится высоко, при этом снизу он прикрыт стальным листом – явно армейский подход к обеспечению необходимых углов свеса.
Информация
- Карьерные самосвалы, в том числе и «майнинговые», предназначены для перевозки горной массы и сыпучих грузов на открытых разработках полезных ископаемых, при сооружении крупных промышленных и гидротехнических объектов, для эксплуатации на специальных технологических дорогах, в различных климатических условиях. Наибольшая эффективность у карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-40 тонн достигается при работе в комплексе с экскаваторами и погрузчиками с ковшом вместимостью 6м3. Плечо перевозки на маршруте: от одного до 15-20 километров. Однако не стоит сравнивать «майнинговые» самосвалы со специализированными карьерными самосвалами сверхбольшой грузоподъемности. К примеру, БЕЛАЗ-75306 перевозит 220 тонн породы, а созданный в 2005 году БЕЛАЗ-75600 имеет грузоподъемность 320 тонн. В Америке карьерные самосвалы выпускают известные компании Caterpillar и Terex, в Японии – Komatsu и компания Euclid, которая входит теперь в состав Hitachi. В Европе – германская Liebherr, причем самосвал Liebherr-T282 был просто «чемпионом мира в тяжелом весе» с грузоподъемность 363 тонны, пока не появился БЕЛАЗ-75710 на 450 тонн.
- Особенность кузовов для «майнинга» – большой и прочный козырек над кабиной. Вторая особенность – увеличенная толщина панелей кузова. При этом самая «тонкая», но высокопрочная сталь применяется для углевозов: днище – около 10 мм, стенки – около 6-8 мм. Уголь легкий, поэтому и объем кузовов может доходить до 32 м3. Более толстые панели применяют на кузовах под перевозку песка, грунта, отсева, щебня и гравия. Здесь на стенки идет 8-миллиметровая сталь, а на днище – около 12 мм. Самые прочные кузова предназначены для вывоза горных пород: стенки 10 мм, днище 15 мм, кроме того, этим кузовам добавляют прочности различные усилители. В России распространены «майнинговые» кузова производства германской компании MEILLER GmbH&Co, польские KH-Kipper и красногорского завода БЕЦЕМА.
Мнения
Михаил Гришко
менеджер по продаже и продвижению специальной техники ООО «МАН Трак энд Бас РУС», Санкт-Петербург
Чтобы понять, в каком сегменте самосвальных перевозок в России могут работать «майнинг»-самосвалы MAN, мы провели их сравнительные испытания на одном из отечественных металлургических комбинатов. Там на перевозке отходов металлургического производства эксплуатируются несколько десятков БЕЛАЗ-7540 и БЕЛАЗ-7547. Эти самосвалы возят сталеплавильный шлак на шлакоотвалы – плечо перевозки от 1 до 5 км. Автомобили работают круглосуточно, поскольку металлургический комбинат это предприятие непрерывного цикла работы.
Практика показала, что из-за отсутствия заднего борта БЕЛАЗ сложно загрузить на 100% от его расчетной нагрузки, если только это не большие куски скальной породы. При погрузке шлака образуется угол естественного откоса, что не позволяет полностью заполнить внутренний объем кузова. В результате БЕЛАЗы фактически недогружены на 15…40% от их заявленной грузоподъемности. Майнинговые же самосвалы MAN, благодаря наличию заднего борта, позволяют максимально использовать внутренний объем кузова и перевозить грузы более эффективно. Особая конструкция заднего борта позволяет также перевозить крупную скальную породу. Задний борт имеет механический привод и при подъеме кузова, когда достигается угол ссыпания груза, задний борт уже открыт.
Интересно сравнить цены на сопоставимые по грузоподъемности БЕЛАЗы и наши MAN. Если не ошибаюсь, стоимость БЕЛАЗ 7540 с Ярославским мотором в районе 15 млн руб., а если с импортным двигателем, к примеру, Cummins или Deutz – существенно выше. При этом БЕЛАЗы приходят к месту работы в разобранном виде, и потому требуется время на проведение шеф-монтажа, сборки-отладки. Стоимость автомобилей MAN (в Евро, по курсу ЦБ РФ на день оплаты): трехосный самосвал 6х6 – 170 000 Евро (включая НДС) 57 руб./евро х 170 000= 9,69 млн рублей, четырехосный самосвал 8х8 – 200 000-205 000 Евро, 57 руб./евро х 205 000=11,685 млн рублей.
Тесты показывают, что средний расход топлива на наших самосвалах при работе на коротком плече 1-2 км составляет в районе 65 литров. Расход топлива на БЕЛАЗе существенно выше, официально указывается контрольный расход на 100 км пробега: БЕЛАЗ-7540А – 115 л, БЕЛАЗ-75404 – 119 л, БЕЛАЗ-7548А и БЕЛАЗ-75481 по 142 литра. Но расход топлива там указан без норм на подъем/опускание кузова. В зависимости от модели машины и организации перевозок эти нормы составляют 0,8-0,9 литра. Таким образом получается, если машина работает на коротком плече и за смену делает 40 ходок, т. е. 40 циклов подъема/опускания кузова, расход увеличивается еще на 36 литров. Расход топлива для MAN мы даем уже с учетом норм на подъем и опускание кузова, т. е. наш автомобиль как минимум в два раза более эффективен по топливной экономичности. За счет чего достигается экономия? Полагаю, на такой эффект работают несколько факторов. Первый – снаряженная масса БЕЛАЗа почти на 10 тонн превышает массу нашего самосвала. Второй – видимо, наш двигатель и трансмиссия имеют более высокий КПД.
Сергей Пыхов
коммерческий директор ООО «Вита», Ростов Великий (Ярославская область)
В нашей организации самосвалы используются для доставки клиентам песка и щебня, добытого с карьера Дертники, а также как внутренний, технологический транспорт. Машины, работающие на доставке, в день проходят по 350-500 километров. Раньше, начиная с 2003 года, это были DAF CF 85 8×4, сейчас у нас 16 самосвалов DAF CF 2014 года выпуска и 17 самосвалов Volvo FMX 8х4 2015 года. Технологический транспорт работает круглосуточно, плечо перевозки от 7 до 10 км. Здесь мы используем 8 а/м БЕЛАЗ-7322 грузоподъемностью 30 тонн и по мере необходимости привлекаем свои «четырехосники»-иномарки. БЕЛАЗы у нас старые, еще времен СССР, конца 80-х годов выпуска, купленные из вторых рук. И только в нашей компании они работают более 10 лет. Какая у них суммарная наработка моточасов, мы не знаем. Моторы V12 ЯМЗ-240 без наддува, мощностью 360 л. с., автоматические коробки трехдиапазонные, хотя более современные – «белазовские» «автоматы» ГМП с пятью передачами. Для интенсивной работы в карьере, на мой взгляд, они очень неплохие, хотя, если применять более современные агрегаты, было бы лучше. Конечно, сказывается возраст машин – ломаются, но мы давным-давно приноровились их обслуживать и ремонтировать. Главное достоинство наших БЕЛАЗов – недорогие запчасти, особенно в сравнении с иномарками. К примеру, радиатор системы охлаждения двигателя на БЕЛАЗ стоит 70 тыс. руб., а на иномарку – все 300 тысяч. А в карьере, хотя они все разные, на круглосуточной работе можно сломать все что угодно: летят сцепления, редукторы мостов, детали подвески, сворачиваются карданные валы. Есть и другие поломки. Дорого обходится и диагностика иномарок. И на фоне этих затрат БЕЛАЗу можно простить большой расход топлива.
Я все-таки не сторонник прямого сравнения этих автомобилей: они разные по назначению. Обычный самосвал 8х4 более универсален в применении, очень выгоден на дорогах с твердым покрытием, но в карьере не заменит специализированный самосвал. Если в перспективе решим обновлять парк БЕЛАЗов, то будем покупать или сочлененные Volvo, или новые БЕЛАЗы.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Легкий китайский фургон Foton Toano представлен на российском автомобильном рынке в двух вариантах колесной базы (L2, L3) и высоты кузова (H2, H3)