Галерея (36)


Два ведущих моста, при формуле 6х4, обеспечивали хорошую проходимость на снегу и по грязи даже пустой машине
В дополнение к «восьмеркам» планировали выпускать моторы V6 и V10
Коробка с делителем удачно работала даже в паре с более мощным ЯМЗ-238
Управление коробкой было удобным, но рвались уплотнительные резинки
Если не «ломать» пневмоаппаратуру, то энергоаккумуляторы обеспечивают высокий уровень безопасности
Подвеска кабины с полурессорами была не совсем удачной
Сейчас центрифугу ставят на моторы с суровыми условиями эксплуатации
Осушитель воздуха постоянно требовал свою порцию спирта
Передний мост и подвеска выдерживали нагрузку около 4,5 тонн
Камазовская «восьмерка» стала не менее распространена, чем ЯМЗ-236/238
Реактивные штанги с шаровыми шарнирами надо было чаще смазывать
Очень удачно были сделаны стремянки – гайками вверх
Для очистки воздушного фильтра от пыли применялся эжектор в глушителе
Такие клинья крепления передних колес появились позже 1976 года
Так воздушный фильтр стоял не очень удачно – низко и за передним колесом
Расширительный бачок был сделан из латуни – практически вечный
Кроме КАМАЗов задние фонари потом ставили и на ЗИЛы
Семейство ЗИЛ-170 несколько отличалось от будущих КАМАЗов
Этот «перчаточный» ящик был по-сиротски мал, но другого не было...
Нынешние флагманы Камского автозавода – седельные тягачи КАМАЗ-5490 К4 и КАМАЗ-54901 К5
Если не знать, что вся панель приборов – «жестяная», то вроде вполне нормальный дизайн... Главное – все удобно!
Каждый прибор в комбинации можно было легко заменить. Щиток был на петлях – откидывался, крепился винтами
Люк в крыше и целых два плафона освещения – в 1976 году это круто!
Обивку дверей почему-то не продлили до низу. Зимой шел холод от дверей
Лучших зеркал и кронштейнов, чем на КАМАЗе – не было
Стойки облицовки конструктивно схожи с держателем капота ГАЗ-51
Каркас сидения водителя – одна из самых прочных деталей КАМАЗа
Запуск производства нового грузовика стал одним из важнейших событий в СССР в середине 70-х годов
Большинство реле, предохранителей размещалось за крышкой панели приборов
Рядом с резервуаром омывателя обычно ставили гидравлический домкрат
Стальная бортовая платформа, отличный каркас тента и сам тент-ПВХ были очень удобны для перевозки различных народнохозяйственных грузов
Стальной шнур тента можно было даже опломбировать для сохранности груза
Бортовой КАМАЗ-5320 был сразу ориентирован на работу с прицепом
Отверстие под дополнительную фару так и осталось невостребованным
Проводка с фишками была удобна и для завода, и для перевозчиков
Напольные педали тормоза и газа со временем заменили подвесными
Главная » Статьи » Страница 6Автомобили » Грузовики » » Страница 6

КАМАЗ. Мы помним, как все начиналось

В декабре 2019 года исполняется 50 лет с момента начала строительства Камского автозавода

Информация

  •         В Научно-техническом центре  Камского автозавода стоит бортовой КАМАЗ‑5320 с номером 0000001 на облицовке радиатора. Осенью 2019 года этот автомобиль привезли в Москву на выставку «КОМТРАНС». Говорят, что это тот самый первый грузовик, сошедший с конвейера автозавода 16 февраля 1976 года. Конечно, оставить его как музейный экспонат на заводе тогда никому не пришло в голову. Так сделали только с двухмиллионным КАМАЗом, он тоже хранится в НТЦ. Первая машина лет двадцать отработала в Башкирии, потом ее выкупили, отреставрировали, и сейчас ценный экспонат стоит в НТЦ рядом с новейшими разработками челнинских инженеров. И, похоже, это единственный сохранившийся, живой автомобиль-олдтаймер из всей полувековой истории Камского автозавода. Музей на КАМАЗе существует, но это одна комната квадратов на 50, там кроме фотографий, газет и журналов ничего не разместить. То есть, для примера, музей Горьковского автозавода, хотя и не претендует на полный охват всех изготовленных на ГАЗе автомобилей, оснащен аутентичными экспонатами несопоставимо лучше, чем сейчас КАМАЗ. А ведь и здесь есть, что показать.
    По нашей просьбе, для детальной съемки  этот первый КАМАЗ выгнали из корпуса НТЦ во двор. Первое, что вызывает вопрос – ​почему бортовой КАМАЗ‑5320 имеет кабину красного цвета, а не серого, как было всегда. Ведь красными кабинами оснащались седельные тягачи КАМАЗ‑5410 или КАМАЗ‑54112. Оказывается, самая первая машина действительно была красной, это на черно-белых фотографиях той поры она кажется серой. Красный цвет в СССР – ​самый праздничный. Но все же есть некоторые сомнения по поводу оригинальности грузовика – ​находятся отклонения… На передних колесах используются крепежные клинья с выступающими закраинами, которые удерживают стопорное кольцо диска колеса в случае если колесо спустит. Такие клинья появились позже, в 80-х годах. В кабине на панели приборов воздуховоды для  обдува стекол двери невысокие – ​с поворотными «башенками», а более поздние – ​плоские решетки. Хомуты на шлангах частично старые – ​ленточные, а частично – ​современные винтовые, типа «Norma». Домкрат на полу кабины, видимо, специально убрали, но так было и в жизни, водители сразу поняли, что ему там не место. Еще ​несколько странная расцветка и фактура кожзама на обивке сидений. И кабина с выбитым номером 518627 под облицовкой. Понятно, что кабину 1976 года выпуска автозаводу не было особого смысла восстанавливать – ​что там от нее осталось… Проще поставить новую. В принципе, на этом «ляпы» практически закончились, а по другим деталям, агрегатам видно, что машину реставрировали очень качественно. Во всяком случае, на «КОМТРАНСе 2019» в кабину первого КАМАЗа молодежь залезала охотно. А это дорогого стоит.
  •          Присмотритесь при случае к советской кинохронике конца 70-х и начала 80-х годов – ​все-таки основной автомобильный фон составляли ЗИЛы и ГАЗоны. Среди водителей той поры КАМАЗ еще долго воспринимался как очень крутая машина, сложная, но удобная, мощная и скоростная. Достаточно вспомнить фильм «Из жизни начальника уголовного розыска», где водителя-дальнобойщика с непростой судьбой играет Леонид Филатов. А на каких грузовиках ездили персонажи в других фильмах?  В «Единственной» Валерий Золотухин после службы в армии успешно работает вообще на «Колхиде». Вспомните Фрунзика Мкртчана в «Мимино» – ​с какой гордостью он рассказывает о КРАЗе! А теперь, попробуйте мысленно поставить эти три грузовика рядом, хотя бы приблизительно сравните. Представьте, что вам предстоит на одном из них крутить баранку по 8-10 часов, пять дней в неделю. Выбор очевиден – ​только КАМАЗ!
  •         Именно для КАМАЗа впервые в СССР была создана широкая сервисная сеть по обслуживанию и ремонту грузовиков. Централизованный ремонт важнейших агрегатов на специализированных производствах и ремзаводах, входящих в структуру КАМАЗа, обеспечивал высокое качество и уменьшение затрат.
  •         Сегодня перевозчик может легко купить любой приглянувшийся грузовик – ​любой марки и любой модели. Были бы деньги… А тогда вся автотехника распределялась по квотам и разнарядкам, которые надо было получать в министерствах и главках – ​предварительно доказав необходимость приобретения того или иного автомобиля. И не факт, что дадут то, что запрашивали. Грузовики КАМАЗ были в особом дефиците практически до начала 90-х годов. В АТП формировались отдельные автоколонны или автоотряды из КАМАЗов, на них сажали лучших, наиболее опытных и дисциплинированных водителей. Хотя практиковался и другой путь к рулю заветного грузовика – ​воспользоваться блатом, знакомствами. Интересно, что на строительстве Байкало-Амурской магистрали водители считали, что круче КАМАЗа только Magirus.
  •         Есть смысл напомнить про мировой топливный кризис 1973 года, когда  арабские страны, а также Египет и Сирия, прекратили поставки нефти в Великобританию, Канаду, Нидерланды, США и в Японию. В  результате мировые цены на нефть выросли в четыре раза. В таких условиях, по всему миру, жечь бензин в двигателях грузовиков стало невозможным. СССР от этого кризиса только выиграл – ​выросли экспортные поставки нефти, но стало абсолютно понятно, что все советские грузовики и автобусы надо оснащать дизелями.
  •         При разработке КАМАЗов, конечно же, учитывалась конструкция грузовиков-иномарок, а также опыт их эксплуатации в СССР. В начале 70-х в «СОВТРАНСАВТО» успешно работали тяжелые грузовики Volvo F88, и, по воспоминаниям водителей-международников, машины внимательно изучали специалисты НАМИ и ЗИЛа, порой даже забирая их на Дмитровский автополигон.  

«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.

Насосы «КОММАШ»

Насосы широкого применения «КОММАШ» – ответственность перед потребителем

Успешный опыт производства вакуумных насосов стал отправной точкой для дальнейшего развития насосного направления на заводе «КОММАШ Арзамас»

Средние ставки на грузоперевозки – август 2025

По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов

Галерея (36)

Два ведущих моста, при формуле 6х4, обеспечивали хорошую проходимость на снегу и по грязи даже пустой машине
В дополнение к «восьмеркам» планировали выпускать моторы V6 и V10
Коробка с делителем удачно работала даже в паре с более мощным ЯМЗ-238
Управление коробкой было удобным, но рвались уплотнительные резинки
Если не «ломать» пневмоаппаратуру, то энергоаккумуляторы обеспечивают высокий уровень безопасности
Подвеска кабины с полурессорами была не совсем удачной
Сейчас центрифугу ставят на моторы с суровыми условиями эксплуатации

Комментировать





Поделиться