КАМАЗ. Мы помним, как все начиналось
В декабре 2019 года исполняется 50 лет с момента начала строительства Камского автозавода
Информация
- В Научно-техническом центре Камского автозавода стоит бортовой КАМАЗ‑5320 с номером 0000001 на облицовке радиатора. Осенью 2019 года этот автомобиль привезли в Москву на выставку «КОМТРАНС». Говорят, что это тот самый первый грузовик, сошедший с конвейера автозавода 16 февраля 1976 года. Конечно, оставить его как музейный экспонат на заводе тогда никому не пришло в голову. Так сделали только с двухмиллионным КАМАЗом, он тоже хранится в НТЦ. Первая машина лет двадцать отработала в Башкирии, потом ее выкупили, отреставрировали, и сейчас ценный экспонат стоит в НТЦ рядом с новейшими разработками челнинских инженеров. И, похоже, это единственный сохранившийся, живой автомобиль-олдтаймер из всей полувековой истории Камского автозавода. Музей на КАМАЗе существует, но это одна комната квадратов на 50, там кроме фотографий, газет и журналов ничего не разместить. То есть, для примера, музей Горьковского автозавода, хотя и не претендует на полный охват всех изготовленных на ГАЗе автомобилей, оснащен аутентичными экспонатами несопоставимо лучше, чем сейчас КАМАЗ. А ведь и здесь есть, что показать.
По нашей просьбе, для детальной съемки этот первый КАМАЗ выгнали из корпуса НТЦ во двор. Первое, что вызывает вопрос – почему бортовой КАМАЗ‑5320 имеет кабину красного цвета, а не серого, как было всегда. Ведь красными кабинами оснащались седельные тягачи КАМАЗ‑5410 или КАМАЗ‑54112. Оказывается, самая первая машина действительно была красной, это на черно-белых фотографиях той поры она кажется серой. Красный цвет в СССР – самый праздничный. Но все же есть некоторые сомнения по поводу оригинальности грузовика – находятся отклонения… На передних колесах используются крепежные клинья с выступающими закраинами, которые удерживают стопорное кольцо диска колеса в случае если колесо спустит. Такие клинья появились позже, в 80-х годах. В кабине на панели приборов воздуховоды для обдува стекол двери невысокие – с поворотными «башенками», а более поздние – плоские решетки. Хомуты на шлангах частично старые – ленточные, а частично – современные винтовые, типа «Norma». Домкрат на полу кабины, видимо, специально убрали, но так было и в жизни, водители сразу поняли, что ему там не место. Еще несколько странная расцветка и фактура кожзама на обивке сидений. И кабина с выбитым номером 518627 под облицовкой. Понятно, что кабину 1976 года выпуска автозаводу не было особого смысла восстанавливать – что там от нее осталось… Проще поставить новую. В принципе, на этом «ляпы» практически закончились, а по другим деталям, агрегатам видно, что машину реставрировали очень качественно. Во всяком случае, на «КОМТРАНСе 2019» в кабину первого КАМАЗа молодежь залезала охотно. А это дорогого стоит. - Присмотритесь при случае к советской кинохронике конца 70-х и начала 80-х годов – все-таки основной автомобильный фон составляли ЗИЛы и ГАЗоны. Среди водителей той поры КАМАЗ еще долго воспринимался как очень крутая машина, сложная, но удобная, мощная и скоростная. Достаточно вспомнить фильм «Из жизни начальника уголовного розыска», где водителя-дальнобойщика с непростой судьбой играет Леонид Филатов. А на каких грузовиках ездили персонажи в других фильмах? В «Единственной» Валерий Золотухин после службы в армии успешно работает вообще на «Колхиде». Вспомните Фрунзика Мкртчана в «Мимино» – с какой гордостью он рассказывает о КРАЗе! А теперь, попробуйте мысленно поставить эти три грузовика рядом, хотя бы приблизительно сравните. Представьте, что вам предстоит на одном из них крутить баранку по 8-10 часов, пять дней в неделю. Выбор очевиден – только КАМАЗ!
- Именно для КАМАЗа впервые в СССР была создана широкая сервисная сеть по обслуживанию и ремонту грузовиков. Централизованный ремонт важнейших агрегатов на специализированных производствах и ремзаводах, входящих в структуру КАМАЗа, обеспечивал высокое качество и уменьшение затрат.
- Сегодня перевозчик может легко купить любой приглянувшийся грузовик – любой марки и любой модели. Были бы деньги… А тогда вся автотехника распределялась по квотам и разнарядкам, которые надо было получать в министерствах и главках – предварительно доказав необходимость приобретения того или иного автомобиля. И не факт, что дадут то, что запрашивали. Грузовики КАМАЗ были в особом дефиците практически до начала 90-х годов. В АТП формировались отдельные автоколонны или автоотряды из КАМАЗов, на них сажали лучших, наиболее опытных и дисциплинированных водителей. Хотя практиковался и другой путь к рулю заветного грузовика – воспользоваться блатом, знакомствами. Интересно, что на строительстве Байкало-Амурской магистрали водители считали, что круче КАМАЗа только Magirus.
- Есть смысл напомнить про мировой топливный кризис 1973 года, когда арабские страны, а также Египет и Сирия, прекратили поставки нефти в Великобританию, Канаду, Нидерланды, США и в Японию. В результате мировые цены на нефть выросли в четыре раза. В таких условиях, по всему миру, жечь бензин в двигателях грузовиков стало невозможным. СССР от этого кризиса только выиграл – выросли экспортные поставки нефти, но стало абсолютно понятно, что все советские грузовики и автобусы надо оснащать дизелями.
- При разработке КАМАЗов, конечно же, учитывалась конструкция грузовиков-иномарок, а также опыт их эксплуатации в СССР. В начале 70-х в «СОВТРАНСАВТО» успешно работали тяжелые грузовики Volvo F88, и, по воспоминаниям водителей-международников, машины внимательно изучали специалисты НАМИ и ЗИЛа, порой даже забирая их на Дмитровский автополигон.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега