КАМАЗ. Мы помним, как все начиналось
Находясь в V-классе
На первом конвейерном КАМАЗ‑5320 установлен двигатель с номером 000003. Делать поправку на возраст мотора не будем – в НТЦ автозавода в состоянии классно отремонтировать и 100-летний мотор, но в данном случае из выхлопной трубы работающего на холостом ходу дизеля немного клубится сизый дымок. А что вы хотите, это мотор уровня Евро‑0, с механическим ТНВД! В середине 70-х ничуть не лучше работали непрогретые дизели автобусов Ikarusс лицензионными двигателями MAN, а также строители БАМа – самосвалы Magirusс «воздушниками» Deutz. Причем на тех двигателях стояли насосы и форсунки Bosch, а не ЯЗДА, Ярославского завода топливной аппаратуры. У моторов КАМАЗ‑740 родословная попроще, хотя в интернете можно наткнуться на самые невообразимые легенды. А правда в том, что Завод имени Лихачева, конечно же, готовил для своих прототипов ЗИЛ‑169 и ЗИЛ‑170 дизель, но свой, потом его назвали ЗИЛ‑645. Когда в правительстве СССР приняли решение отдать бескапотную версию грузовика в Набережные Челны, то мотор для будущего КАМАЗ‑5320 уже был почти готов в Ярославле. Причем перспективным дизелем на ЯМЗ начали заниматься даже раньше, чем ЗИЛ приступил к своей работе – в 1966 году! Уже в тот момент ярославские инженеры могли создать двигатель с любой компоновкой: и рядную «шестерку», и V-образный дизель, хоть – оппозит, но остановились именно на схеме V‑8 с углом развала 90 градусов. В период с 1966 по 1970 годы было подготовлено около 60 образцов различных вариантов двигателей, в различных исполнениях. Проводился комплекс серьезнейших стендовых испытаний, как самого двигателя, так и его важнейших компонентов. Несколько опытных образцов дизелей были переданы на УРАЛАЗ и ЗИЛ, где их установили на автомобили и начались реальные дорожные испытания.
ЯМЗ‑740, став фактически «младшим братом» ЯМЗ‑238, как по дате «рождения», так и по объему, имел ряд концептуальных отличий. Впервые были применены индивидуальные алюминиевые головки цилиндров, что существенно упрощало их изготовление на заводе и ремонт в процессе эксплуатации. Тем самым, ЯМЗ со своим новым мотором становился в один ряд со такими сторонниками раздельных головок, как MAN, Mercedes-Benz и Scania. Еще одно новшество – газовый стык головки и гильзы уплотняла деформируемая стальная прокладка, а водяные и масляные каналы – резиновые втулки-«бочата» и кольца. Применили заднее расположение шестерен газораспределения – благодаря этому, с учетом бескапотной компоновки уменьшился уровень шума внутри кабины. Впоследствии водители говорили: КАМАЗ тише МАЗа. Но все же потенциал заднего привода ГРМ использовали не полностью – если бы смонтировали отбор мощности для гидронасосов надстроек, получили вообще суперсовременную конструкцию. От шестерен ГРМ сделали привод пневмокомпрессора и насоса гидроусилителя руля – тем самым избавились от лишних приводных ремней в передней части двигателя. Тоже вполне актуальное решение и сегодня. В приводе вентилятора также обошлись без ремней и применили гидромуфту с датчиком включения. Это положительно сказалось на экономичности, уменьшился шум от вентилятора, сократилось время прогрева мотора в холода. В конце 60-х, в СССР не было альтернативы гидромуфте на двигателе грузовика. Вязкостные муфты вентилятора только-только появлялись в мировом автопроме. А электромагнитной муфтой вентилятора, впервые в СССР, планировали оснастить только «Волгу» ГАЗ‑24, которую поставили на конвейер в 1968 году. Зато всю систему охлаждения впервые сразу же спроектировали под работу с антифризом. А название марки антифриза «Тосол» стало нарицательным. Специально для этого двигателя спроектировали более компактный V-образный ТНВД, а топливные форсунки, вынесли из-под клапанных крышек головок.
Изначально КАМАЗы выпускались с одним и тем же атмосферным двигателем рабочим объемом 10,85 л, размерностью 120х120 мм, мощностью 210 л.с., с крутящим моментом 670 Н.м. Сейчас кажется – немного, но это сравнительно неплохой мировой уровень той поры, причем без турбонаддува. Мотор за счет оборотов получил большую мощность, чем сопоставимый по объему 180-сильный ЯМЗ‑236. Кроме того, мотор V‑8 всегда лучше уравновешен, чем V‑6, и это стало еще одним достоинством нового ярославского двигателя.
Еще в середине 80-х годов было понятно, что традиционные для КАМАЗа дизели серии «740» придется не один раз модернизировать, создавать новые модификации двигателей, развивать новую компонентную базу. Мало кто знает, что в то время на основе «восьмерки» были созданы еще два двигателя: V6 ЯМЗ‑642, 8,14 л, 160 л.с., 480 Н.м. и V10 ЯМЗ‑741 13,56 л, 260 л.с., 794 Н.м. То есть, фактически формировалась гамма моторов, схожая с ярославскими (V6, V8 и V12) или с мерседесовскими V-образными дизелями. У Mercedes-Benz семейство моторов ОМ 440 (V6, V8, V10 и V12) начали выпускать в 1965 году, к середине 90-х они постепенно трансформировалось в широко известные моторы V6 ОМ 501 и V8 ОМ502. КАМАЗ‑642, мотор-«шестерку» потом даже запустили в мелкую серию – для семейства сельскохозяйственных грузовиков «Колхида» КАЗ‑4540, которые для Кутаисского автозавода разработал НАМИ. А из дюжины выпущенных на опытном производстве десятицилиндровых, три или четыре мотора попали на спортивные грузовики, тогда еще никому неизвестной команды «КАМАЗ-Мастер». В 1990 году три автомобиля с этими моторами впервые отправились на ралли-рейд Париж-Дакар. Кстати, в 1991 году со спортивной версии «восьмерки» снимали 430 л.с., и это на фоне серийного «атмосферного» мотора объемом 10,85 л, в 210 «лошадей». Эти спортивные моторы стали основой для «конвейерных» двигателей с турбонаддувом в 240-260 л.с., которые выпускались вплоть до 2000 года. Не обошлось без автоспорта и при создании семейства длинноходных моторов объемом 11,76 л, размерностью 120х130 мм. Они также впервые появились именно на грузовиках «КАМАЗ-Мастер», и в 1992 году развивали 380 лошадиных сил, но до конвейера и, соответственно, до перевозчиков дошли только в середине 2000-х под индексом 740.50 и 740.60. Самые первые версии седельных тягачей КАМАЗ‑5460 начала 2000-х годов оснащались двигателем КАМАЗ‑740.50-360 мощностью 360 лошадиных сил.
О многом говорит тот факт, что начиная с 210 л.с., с момента 670 Н.м, с экологических норм Евро‑0, современные турбомоторы КАМАЗ‑740-735-400 теперь имеют почти в два раза большую мощность – 400 л.с. и до 1764 Н.м, то есть в 2,7 раза вырос момент – очень важный показатель для грузовика. И при этом дизели «740-735» соответствуют нормам Евро‑5! Моторы стали экономичнее и долговечней. В СССР и в России двигатели ЯМЗ‑740/КАМАЗ‑740 просто бестселлер, сопоставимый с семейством ЯМЗ‑236/238, и вопреки утверждениям злых языков о бесперспективности дожили до наших дней. Все это, конечно же, благодаря работе конструкторов КАМАЗа и «фундаменту», заложенному ярославцами. Даже сейчас, имея возможность приобрести камский грузовик с двигателями CumminsISB 6,7 л или CumminsISL 8,9 л с 12-литровым DaimlerMercedes-BenzOM457, многие российские автоперевозчики все же отдают предпочтение современной версии «восьмерки».
Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.
Успешный опыт производства вакуумных насосов стал отправной точкой для дальнейшего развития насосного направления на заводе «КОММАШ Арзамас»
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов