Галерея (36)


Два ведущих моста, при формуле 6х4, обеспечивали хорошую проходимость на снегу и по грязи даже пустой машине
В дополнение к «восьмеркам» планировали выпускать моторы V6 и V10
Коробка с делителем удачно работала даже в паре с более мощным ЯМЗ-238
Управление коробкой было удобным, но рвались уплотнительные резинки
Если не «ломать» пневмоаппаратуру, то энергоаккумуляторы обеспечивают высокий уровень безопасности
Подвеска кабины с полурессорами была не совсем удачной
Сейчас центрифугу ставят на моторы с суровыми условиями эксплуатации
Осушитель воздуха постоянно требовал свою порцию спирта
Передний мост и подвеска выдерживали нагрузку около 4,5 тонн
Камазовская «восьмерка» стала не менее распространена, чем ЯМЗ-236/238
Реактивные штанги с шаровыми шарнирами надо было чаще смазывать
Очень удачно были сделаны стремянки – гайками вверх
Для очистки воздушного фильтра от пыли применялся эжектор в глушителе
Такие клинья крепления передних колес появились позже 1976 года
Так воздушный фильтр стоял не очень удачно – низко и за передним колесом
Расширительный бачок был сделан из латуни – практически вечный
Кроме КАМАЗов задние фонари потом ставили и на ЗИЛы
Семейство ЗИЛ-170 несколько отличалось от будущих КАМАЗов
Этот «перчаточный» ящик был по-сиротски мал, но другого не было...
Нынешние флагманы Камского автозавода – седельные тягачи КАМАЗ-5490 К4 и КАМАЗ-54901 К5
Если не знать, что вся панель приборов – «жестяная», то вроде вполне нормальный дизайн... Главное – все удобно!
Каждый прибор в комбинации можно было легко заменить. Щиток был на петлях – откидывался, крепился винтами
Люк в крыше и целых два плафона освещения – в 1976 году это круто!
Обивку дверей почему-то не продлили до низу. Зимой шел холод от дверей
Лучших зеркал и кронштейнов, чем на КАМАЗе – не было
Стойки облицовки конструктивно схожи с держателем капота ГАЗ-51
Каркас сидения водителя – одна из самых прочных деталей КАМАЗа
Запуск производства нового грузовика стал одним из важнейших событий в СССР в середине 70-х годов
Большинство реле, предохранителей размещалось за крышкой панели приборов
Рядом с резервуаром омывателя обычно ставили гидравлический домкрат
Стальная бортовая платформа, отличный каркас тента и сам тент-ПВХ были очень удобны для перевозки различных народнохозяйственных грузов
Стальной шнур тента можно было даже опломбировать для сохранности груза
Бортовой КАМАЗ-5320 был сразу ориентирован на работу с прицепом
Отверстие под дополнительную фару так и осталось невостребованным
Проводка с фишками была удобна и для завода, и для перевозчиков
Напольные педали тормоза и газа со временем заменили подвесными
Главная » Статьи » Страница 4Автомобили » Грузовики » » Страница 4

КАМАЗ. Мы помним, как все начиналось

В декабре 2019 года исполняется 50 лет с момента начала строительства Камского автозавода

Инновации середины 70-х годов

В середине 70-х годов, в момент запуска КАМАЗ‑5320 в производство, главным его достоинством были комфорт для водителя, легкость управления и при этом  высокая пассивная безопасность. Быть может сейчас это утверждение у кого-то вызовет ироничную улыбку, но тогда эту оценку машине давали советские водители и инженеры. К примеру: гидроусилитель руля уже широко применялся на советских грузовиках, но пневмогидравлический усилитель привода сцепления массово начал использоваться именно на КАМАЗ‑5320. Вспомните, даже на капотных  «американцах», которые в 90-х – ​2000-х годах завозили в Россию – ​не было ПГУ сцепления! И это при довольно жесткой педали. На КАМАЗ‑5320 в 5-ступенчатой, полностью синхронизированной коробке передач впервые был применен повышающий ряд, то есть это не одна повышающая передача, как это было давным-давно сделано еще на послевоенных коробках ЗИС‑150 и ЯАЗ‑204, а свою повышающую передачу имела каждая из 5 передач. Теперь-то мы привыкли видеть на КАМАЗах 16-ступенчатые коробки ZF с делителем и демультипликатором, вплоть до электронноуправляемых «автоматов» ZFAsTronic, а тогда на заводе 10-ступенчатые коробки с делителем сначала ставили только на бортовые грузовики и на седельные тягачи. Водителям настолько понравились эти КП, что их начали сами «городить» и на самосвалы. Благодаря делителю нужную передачу можно было подобрать более тонко, добиться одновременно хорошей экономичности и динамики.
Удачно оказалось сделаны «камазовские» крепления колес клиньями – ​лучше, чем на МАЗе. Когда в стране появились «лишние» запчасти к КАМАЗам, водители приноровились ставить на ЗИЛы ступицы с клиньями взамен ступиц с надоевшими футурками. Так использовали унификацию осей, которые разрабатывали конструкторы Завода имени Лихачева.
На камских грузовиках впервые была применена бортовая платформа с долговечными и надежными стальными бортами. Щели в кузовах были минимальны, и КАМАЗы очень хорошо работали на уборке урожая, возили не только картошку, но и зерно. Появление надежных синтетических тентов с ПВХ покрытием, в дополнение к грузоперевозкам в различных промтоварных и изотермических фургонах или на открытых бортовых платформах, позволило создать в СССР новый тип подвижного состава – ​бортовой грузовик с тентом. Да, в России с брезентом ездили еще на лошадях, но такого качественного тента до КАМАЗа – ​не было.
И есть еще одно «камазовское» новшество той поры, которому надо просто поставить памятник (иначе не скажешь) – ​пневматические тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами. Сейчас уже не надо никому объяснять, что на КАМАЗе тормозные колодки разжимает не воздух, а пружина, но тогда эти лицензионные тормоза были в диковинку. В СССР до КАМАЗа даже на автобусах максимум, что обеспечивало безопасность в тормозной системе – ​раздельные контуры, но они работали после тормозного крана. Если обрывало трубку компрессора или ресивера – ​машина оставалась без тормозов…  Оборотная сторона прогресса в тормозной системе – ​при около минусовых температурах и ниже обмерзал конденсат во многочисленных пневмоклапанах. Именно с появлением КАМАЗов мы начали наблюдать на зимних дорогах такие «картинки» – ​водитель самодельным факелом отогревает ту или иную ветвь пневмосистемы, пневмоклапаны. При этом для борьбы с водяным конденсатом на КАМАЗ‑5320 все было предусмотрено – ​впервые в СССР начали устанавливать осушитель воздуха, тогда еще спиртовой. Однако этот спирт порой «не доходил» до пневмосистемы… В АТП появились журналы со строгой отчетностью по выдаче спирта для автомобилей – ​еще одна причина головной боли для завгаров. Но это уже другая история…
В целом, в середине 70-х годов КАМАЗ‑5320 был очень современным грузовиком, не только для СССР, но и для Европы, причем не только для Восточной и соцстран, но находился на хорошем уровне и среди западноевропейских грузовиков. Добавьте сюда построенный абсолютно с нуля огромный автозавод и его самое современное оборудование.  Было закуплено и смонтировано более 30 тыс. единиц технологического оборудования ведущих мировых фирм и заводов СССР. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе, около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении «КАМАЗа» приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы, США, Канады и Японии, а также 2 тыс. заводов из 500 городов Советского Союза.       
Вообще, значимость этого события – ​открытие нового автозавода, выпуск первых КАМАЗ‑5320 в тот момент оказалась недооцененной как минимум в Европе. Если бы конкурс InternationalTruckoftheYearтогда не только-только зарождался, а существовал хотя бы с десяток лет, велика вероятность, что объективные европейские автомобильные журналисты назвали «Грузовиком 1977 года» не британский SeddonAtkinson 200, а наш КАМАЗ. Посмотрите при случае в интернете материалы о грузовиках SeddonAtkinson вообще и про серию «200» в частности. А пока для понимания вот его характеристики: колесная формула 4х2, полная масса 14-16 тонн, дизель – ​рядная «шестерка» 5,9 литра, 134 л.с., 5-ступенчатая коробка, узкая кабина с внешней шириной около 2300 мм. Объемы производства всего завода, то есть не только по модели SeddonAtkinson 200, в 1979 году достигли 5 тысяч грузовиков. Прямо скажем – ​этот британский завод и его грузовик тогда ходили далеко не в лидерах.


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Обновление автопарка с помощью СберЛизинга позволяет получить более низкую процентную ставку по сравнению с банковским кредитом, а также воспользоваться государственной субсидией, доступной для отечественной техники.

С Днем народного единства!

С Днем народного единства!

День народного единства – сравнительно молодой праздник. Он ежегодно отмечается 4 ноября начиная с 2005 года

Средние ставки на грузоперевозки – октябрь 2025

По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов

Галерея (36)

Два ведущих моста, при формуле 6х4, обеспечивали хорошую проходимость на снегу и по грязи даже пустой машине
В дополнение к «восьмеркам» планировали выпускать моторы V6 и V10
Коробка с делителем удачно работала даже в паре с более мощным ЯМЗ-238
Управление коробкой было удобным, но рвались уплотнительные резинки
Если не «ломать» пневмоаппаратуру, то энергоаккумуляторы обеспечивают высокий уровень безопасности
Подвеска кабины с полурессорами была не совсем удачной
Сейчас центрифугу ставят на моторы с суровыми условиями эксплуатации

Комментировать





Поделиться