HINO 500 с колесной формулой 6х4
Трансмиссия
Более мощный двигатель, два ведущих моста вместо одного, возможность работать с прицепом – все это заставляет применять на HINO FM 6х4 совсем другую трансмиссию, чем использовалась на двухосных «пятисотках». В первую очередь, здесь однодисковое сцепление большего диаметра: если на 18-тонном HINO 500 GH 1826 устанавливали сцепление диаметром 380 мм, то на трехоснике стоит около 420-430 мм. При этом корзина не диафрагменная, а с периферийными нажимными пружинамии четырьмя лапками. Удивительно, что японцы сейчас используют вот такое древнее, почти «зиловское» сцепление – со временем обязательно начнут болтаться выжимные лапки, которые в свою очередь не дают «покоя» выжимному подшипнику. Причем в интернете нашлись фотографии моторов A09 на которых стоит диафрагменная корзина – сцепление для грузовиков и автобусов HINO делает японская компания Exedy. Те, кто использовал сцепления Exedy на других автомобилях, как альтернативу «родному» – хвалят и корзины, и диски. На HINO FM 6х4 применен гидропривод сцепления – с пневмоусилителем, благодаря чему педаль при сравнительно небольшом ходе очень мягкая.
На HINO 500 даже с полной массой 18 тонн с двигателем J08E устанавливают одну из двух коробок. Первая – 6-ступенчатая HINO MX06 с диапазоном чисел от 6,5 до 0,7, то есть шестая передача – повышающая. Вторая – 9-ступенчатая коробка ZF 9S 1110, которую изготавливают в Германии. У нее диапазон – от полноценной «черепахи» с 12,73 и до «единицы», тем самым грузовик с такой коробкой становится потенциально ближе к тягачу, чем к «одиночке». У «трехосника» 500-й серии тоже стоит 9-ступенчатая коробка, но производства HINO, модели М009OD. Это коробка с повышающей передачей, с диапазоном чисел от 10,18 на первой, 6,98 на второй, далее разрыв идет где-то через 1,5. Прямая передача – восьмая, а на девятой – 0,72. По разрыву чисел между первой и второй в три единицы, видно, что первая передача – «черепаха» – очень удобная при маневрировании. Кроме того, есть версия коробки М009DD – с прямой передачей, тогда первая скорость имеет число около 12.
Коробка собрана в алюминиевом корпусе с двумя вертикальными разъемами. Основная коробка – 4-ступенчатая, в этом же корпусе размешена и «черепаха». В два раза увеличивает количество передач планетарный четырехсателлитный демультипликатор, пристыкованный к основной коробке. То есть в этой коробке 8+1 передача. Валы вращаются на конических роликовых подшипниках. В коробке применены синхронизаторы на всех передачах, кроме заднего хода. На промежуточном валу установлен масляный насос и есть масляный фильтр. Шестерни на валах здесь вращаются на иголках, и подача масла под давлением, хорошая фильтрация масла в коробке просто необходимы… Есть смысл напомнить про буксировку машины – даже за 20 км езды «на веревке» в коробке вполне могут «свариться» большинство шестерен и подшипников. Водитель при буксировке должен снимать кардан!
Конструктивно М009 можно сравнивать с коробками ZF Ecomid, допустим, с ZF 9S 1310. И здесь есть интересное замечание: с учетом особенностей местного рынка, для США и Канады на HINO FM 6х4 устанавливают «автоматы» с ГМП Allison 3000 или 10-ступенчатую «механику» EatonFAO 14810C. Нам эти коробки – не нужны. В России была бы предпочтительна коробка ZF Ecomid – аналогичную ZF 9S 1110 делают в Набережных Челнах, на СП «ЦФ КАМА», ее ставят на КАМАЗы и на «Уралы». По ней налажен сервис, есть все запчасти, обучены специалисты. А это дорогого стоит. Управление коробкой сделано дистанционным – тросами, а не сложной системой тяг, рычагов и шарниров. Потому и нет «дыры» в кабине под рычаг переключения, лишних шумов тоже нет. Ходы рычага при переключении – минимальны, и существенных усилий к нему прилагать не требуется. Схема переключения повышающего/понижающего рядов демультипликатора – клавишей. То есть управлять этой КП почти так же, как 5-ступенчатой – алгоритм сопоставимый с коробками на легковых автомобилях. А для предотвращения включения нижнего ряда на высокой скорости, которая может привести к поломке КП, есть хитрая блокировка – замок с электро-пневматическим управлением.
На коробке имеется возможность отбора мощности под гидронасосы надстроек, именно от ее КОМ будет работать гидронасос самосвальной установки. Кроме того, допустим, бортовую платформу на Hino FM 6х4 можно дополнить гидроманипулятором, смонтировать на шасси какое-либо другое оборудование, допустим, коммунальное или крановую установку.
На дорестайлинговой версии HINO 500 на фланцах карданных валов не было торцевых шлицов разгружающих болты от крутящего момента. На нынешних «пятисотках» такие шлицы есть. Кроме того, изменился способ фиксации чашек крестовин в вилках. Раньше применялась знакомая всем российским перевозчикам схема: пластина с двумя болтиками М6. Сейчас используют стопорные кольца – чуть сложнее, но все равно изношенную крестовину заменить вполне можно.
Ведущие мосты с одноступенчатыми редукторами, первый ведущий мост с проходным редуктором, поэтому здесь всего два кардана – это «прожиточный» минимум для схемы 6х4. В главных передачах используется гипоидное зубчатое зацепление – экономичное и надежное. Если сравнивать с «камазовскими» мостами, то одноступенчатые гипоидные HINO экономичнее по расходу топлива, чем двухступенчатые «классические» редукторы КАМАЗ‑65115 и мосты со ступичными планетарными редукторами КАМАЗ‑6520. Недостаток у HINO один – картер главной передачи более громоздкий, но для магистрального грузовика это некритично, а для самосвала – придется тщательнее выбирать маршрут перевозки. Клиренс под картером редуктора – 245 мм. Кстати, что важно для проходимости – здесь есть блокировки всех дифференциалов – и межосевого, и межколесных. Есть четыре варианта чисел редукторов ведущих мостов: 4,87; 5,25; 5,43 и 5,86, это достаточно хороший набор. Передаточные числа редукторов зависят от назначения автомобиля и условий эксплуатации. Самый «большой» редуктор оптимален для самосвала и автопоезда, самый «малый» – для грузовика-одиночки.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Компания «Кистоун Авто», образованная в 2021 году, представила различные шасси и грузовые автомобили китайского производства, которые она предлагает в России под маркой Altai. Модельный ряд включает в себя грузовики с максимальной разрешенной массой от 3,5 до 50 тонн и 120 тонный автопоезд
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным