Грузовики для экстрима
Новое семейство «Урал Next» очень серьезно отличается от «Уралов» предыдущих поколений. Здесь применены более совершенные, современные агрегаты, проведена масштабная модернизация традиционных для наших автомобилей узлов и компонентов. Сейчас характеристики «Урала Next» сопоставимы с лучшими вездеходами-иномарками. И об этом как нельзя лучше знают водители-испытатели, участвующие в соревнованиях по автоспорту.
Вот что об этом говорит Владимир Найман, водитель-испытатель автозавода «Урал» с 1989 по 2018 годы, мастер спорта РФ по автоспорту, победитель двух чемпионатов СНГ по трак-триалу, обладатель Кубка России по трак-триалу:
— На протяжении более чем десяти лет, с середины 90-х и вплоть до середины 2000-х годов заводская команда «АЗ «Урал» успешно выступала в соревнованиях по трак-триалу, как в России, так и за рубежом. Трак-триал – это соревнования по преодолению препятствий на полноприводных грузовых автомобилях: приходится ездить по косогорам, преодолевать траншеи, форсировать специально созданные водные препятствия, маневрировать в ограниченном пространстве. Трассу для соревнований, как правило, обустраивают в бывших карьерах, условия соревнований очень сложные. Победителем становится экипаж с наименьшей суммой штрафных баллов, которые начисляются за неудачное преодоление преграды или сбитые контрольные стойки при проезде «секций». Отличие российского трак-триала от европейских соревнований – у нас есть так называемая карусельная гонка. Это один из самых зрелищных этапов программы. Каждый экипаж должен пройти несколько колец экстремальной трассы, суммарно преодолеть около 40-50 километров на время. В чемпионатах Европы карусельная гонка не проводится из-за запредельных нагрузок на автомобили, а в российском триале «карусель» стала главной изюминкой соревнований.
Основными машинами были «Уралы‑4320» 6х6 и четырехосные бескапотные «Уралы‑5323» 8х8, а также «Уралы» 4х4. Для большей надежности спортивные «Уралы» с 2000 года стали дорабатывать в экспериментальном цехе автозавода. Изменения в конструкции грузовиков проводили с учетом технических требований к спортивным автомобилям для трак-триала. Так на двухосный «Урал‑43206» 4х4 мы установили дизель Deutz BF6M1015. Это V-образная «шестерка» водяного охлаждения, объемом 12 литров. Взяли мотор относительно невысокой мощности и настроили ТНВД на 325 л. с. Установили однодисковое диафрагменное сцепление ZF Sachs MFZ 430 и импортную коробку передач – сначала 9-ступенчатые Eaton, потом 9-ступенчатые ZF Ecomid 9S1310. Причем в ходе соревнований самую низшую передачу мы практически не использовали. Раздаточная коробка была обычная, «ураловская», с пневматическим управлением. На спортивных «Уралах» были установлены мосты с блокировкой межколесных дифференциалов, раньше миасские грузовики оснащались только блокировкой межосевого дифференциала. Причем оснащали блокировкой дифференциала даже передний мост, хотя она не особо нужна – с ней сложнее управлять автомобилем.
Когда в программе трак-триала появилась карусельная гонка, выяснилось, что на двухосном автомобиле «Урал‑43206» 4х4 при движении на высокой скорости по пересеченной местности из-за сильных прыжков на трамплинах возникли проблемы с рамой и подвеской. В реальной эксплуатации, конечно же, таких нагрузок не бывает. Нам пришлось усиливать раму – вставлять дополнительный лонжерон в переднюю часть. Изменили крепление двигателя, коробки передач и раздатки. Передние рессоры тоже не выдерживали ударов при прыжках, поэтому на их место установили более длинные задние рессоры, обеспечивающие увеличение хода подвески, но с уменьшенным количеством листов. Для таких рессор пришлось переделывать кронштейны. Стандартные полуоси и ШРУСы тоже не выдерживали и ломались при преодолении труднопроходимых участков соревнований с включенной межколесной блокировкой. Приняли решение увеличить диаметр валов полуосей и применить сталь с более высокой ударной вязкостью.
В России и в СНГ мы тогда соревновались с вездеходами ГАЗ, КАМАЗ и МАЗ. В Европе у нас были другие конкуренты, но интересно, что там некоторые спортсмены из Германии, Австрии и Франции выступают именно на «Уралах», причем как на переоборудованных 375-х, так и на «Уралах‑4320». Это грузовики, списанные из армии ГДР. В Европе на основе «Урала» делают очень интересные триальные машины. В частности, в категории «прототипы» выступает полноприводный и полноуправляемый «Урал» 6х6, у которого вместо среднего и заднего ведущих мостов установлены передние управляемые мосты. Приезд россиян на первые соревнования в Европу очень удивил местных спортсменов, для них такие конкуренты оказались неожиданными. Особого уважения команда автозавода заслужила и тем, что на соревнования машины приходили своим ходом, порой более 4000 километров, выступали и возвращались домой. Команда «АЗ «Урал» в 2002-м выиграла Чемпионат Europa Truck-Trial в категории машин 6х6 и 8х8.
В новом семействе «Урал Next» применены более совершенные, современные агрегаты, проведена масштабная модернизация традиционных для наших автомобилей узлов и компонентов. Мотор ЯМЗ‑536 объемом 6,67 л для нынешних «Уралов» – почти в два раза меньшего объема, чем 12-литровый Deutz, но новый ЯМЗ получился с хорошей литровой мощностью и крутящим моментом. Кроме того, он экономичный и легкий. Особенно это видно на фоне применяемых ранее ярославских двигателей V6 и V8. Тяжелый двигатель избыточно загружал передний мост, что негативно сказывалось на прохождении пустого автомобиля или с неполной нагрузкой на слабых грунтах, на песке, в снегу. Но в начале 2000-х у автозавода не было выбора, других подходящих моторов для «Урала» просто не существовало. И, конечно же, кабина «ГАЗели на «Урале», если сравнивать ее со старой капотной кабиной – просто небо и земля. В ширине не особо выиграли, но в длину и высоту разница ощутимая. Здесь совсем другого уровня отделка интерьера, отличные сиденья, лучше обзор. Современная комбинация приборов, но хотелось, чтобы воздушные манометры были не на дисплее, как сейчас, а отдельным прибором. Наверное, и «Урал Next» будет успешно выступать в соревнованиях, защищать честь автозавода.
Один из крупнейших перевозчиков России приобрел крупную партию китайских седельных тягачей
Тольяттинский «Завод кондиционеров «Август» взял курс на импортозамещение, поэтапно переводя продукцию на отечественные комплектующие.
Спасибо, ваш сайт очень полезный!
Не знал что Уралы на столько мощные)