Пассажирские перевозки. Безопасные автобусы Scania
Неутешительная статистика
В связи с временным закрытием границ пассажирские перевозки по территории нашей огромной страны и внутренний туризм получили мощный импульс развития, что повлекло за собой рост пассажиропотока. Чтобы удовлетворить спрос и сохранить свой бизнес, многие автотранспортные предприятия, которые ранее работали преимущественно на европейских маршрутах, переориентировались на российские направления, предлагая заказчикам перевозок современные комфортабельные автобусы. Конкуренцию им составили небольшие компании, на балансе которых часто стоят устаревшие машины с внушительными пробегами, находящиеся в неудовлетворительном техническом состоянии. Именно они портят статистику аварийности на пассажирском транспорте, показатели которой, благодаря ряду госпрограмм, постепенно улучшаются.
По данным ГУОБДД МВД РФ, только за январь-февраль 2021 года на лицензируемом пассажирском автотранспорте в Российской Федерации было зафиксировано 497 ДТП, которые произошли по вине водителей автобусов. Аварии унесли жизни 24 человек. Статистические данные за год будут еще более печальными. При этом мы говорим только о перевозчиках, которые получили соответствующие лицензии, и не учитываем тех, кто работает «в серую». И пусть в большинстве случаев травматизм и гибель людей напрямую связаны с ошибками, которые совершают водители, снизить показатели смертности можно заменой устаревших автобусов на современные машины, обладающие необходимым набором средств пассивной и активной безопасности.
Устойчивость при 40 градусах
Автобус – транспортное средство, которое одновременно перевозит большое количество пассажиров. Следовательно, безопасность перевозок должна быть на самом высоком уровне. Не случайно, создавая свои транспортные средства, автостроители решают вопрос безопасности комплексно, объединяя под общее управление различные системы автобусов. Например, шведская компания Scania, создавая модель Touring, пользующуюся сегодня популярностью у российских перевозчиков, предусмотрела возможность интеграции в конструкцию самых передовых решений, направленных на повышение безопасности перевозок.
Силовой каркас автобуса имеет значительный запас прочности, что сохраняет жизненное пространство даже при переворачивании машины. Да и чтобы довести ситуацию до переворота, водителю нужно очень «постараться». Шведские машины имеют эффективную систему защиты от опрокидывания Roll-over protection. При поперечном наклоне кузова примерно 23 градуса система быстро стравливает давление в баллонах пневматической подвески, понижая центр тяжести машины и улучшая ее устойчивость. Для справки, в соответствии с директивой Европейского Совета 2001/85/EC все автобусы должны сохранять устойчивость при поперечном наклоне 28 градусов. А как свидетельствуют результаты статических испытаний, Scania Touring сохраняет устойчивость практически при 40 градусах, что в полтора раза превосходит требования упомянутой выше директивы.
Но даже если у лихого водителя хватит таланта «уложить» машину, то минимизировать травматизм пассажиров помогут двух- и трехточечные (в зависимости от позиционирования кресла) ремни безопасности. Благодаря инерционному механизму, они не только удобны в пользовании, так как не требуют регулировки (например, как ремни в самолетах), но и надежно фиксируют тело человека при ускорениях, превышающих пороговые для срабатывания значения. Хорошим «смягчающим» фактором, значительно снижающим вероятность получения травм, стали мягкие зоны в задних частях кресел.
Лихой отряд борцов с огнем
Разумеется, в салоне предусмотрены аварийные выходы, которые позволят быстро покинуть автобус в критической ситуации. Например, при возгорании транспортного средства. Огонь не знает пощады, поэтому шведские конструкторы предприняли самые серьезные меры, чтобы исключить возможность распространения огня. В частности, в моторном отсеке автобусов монтируют автоматическую систему пожаротушения. Она включает в себя установленные в определенных зонах (у турбокомпрессора, генераторов, стартера, автономного жидкостного подогревателя и т. д.) датчики температуры и емкости с подавляющим огонь веществом, которое «выстреливают» форсунки-распылители. Они имеют строго определенную пространственную ориентацию. Каждая «обрабатывает» свою зону.
Автоматическую систему пожаротушения дополняет пассивная система контроля возгорания, которая информирует водителя о самом факте возгорания. Так как огонь может распространяться с большой скоростью, для принятия водителем решений и действий на спасение пассажиров важна каждая секунда. Так, если на приборной панели высветится сообщение «Пожар в моторном отсеке», капитан сухопутного лайнера обязан сразу выполнить ряд действий. В частности, при помощи аварийного выключателя обесточить все электрические цепи кроме аварийной сигнализации и подсветки прохода для эвакуации пассажиров.
Разумеется, и здесь есть свои нюансы. Например, электрические клапаны перекрывают подачу топлива на ДВС при снижении скорости автобуса ниже 10 км/ч. Это необходимо для того, чтобы помочь водителю сохранить контроль над машиной, так как при падении давления в контуре гидравлического усилителя руля, усилие на рулевом колесе значительно возрастает. Запаса воздуха в ресиверах для остановки автобуса гарантированно хватит. Но даже если предположить практически невозможное, и давление в ресиверах сразу двух контуров рабочей тормозной системы по каким-то причинам упадет до нуля, все равно сохраняется возможность затормозить автобус при помощи пружинных энергоаккумуляторов запасного (стояночного) тормозного контура. Система работает вне зависимости от наличия электрического питания. Безопасность пассажирских перевозок – важнейшая проблема.
Предлагаем нашим читателям принять участие в опросе, подготовленном журналом «Рейс».
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега