Низкопольный городской автобус НЕФАЗ-5299-40-52
Практически у каждого производителя автомобилей и тем более у производителя грузовиков существовало ранее или действует поныне свое автобусное производство. Мировых примеров этому – множество. В СССР самые массовые автобусы делали на агрегатах или шасси ЗИЛа и ГАЗа. Так появились Ликинский, Павловский и Львовский автобусные заводы, но кроме них, все же в меньших масштабах, выпускали автобусы другие российские и украинские автозаводы, а также в Прибалтике, Закавказье и в Средней Азии. Однако ни у Минского автозавода, ни у КАМАЗа во времена СССР своего автобусного производства не было. Причем вклад Камского автозавода в обеспечение населения страны автобусными перевозками практически ограничивался поставками на заводы в подмосковное Ликино и украинский Львов дизельных двигателей V8 КАМАЗ‑740 и в меньшей степени – механических 5-ступенчатых коробок передач. Хотя в 1981 году на Нефтекамском заводе по производству автосамосвалов начали выпуск автобусов-вахтовок на шасси КАМАЗов, с мощностью производства до 3000 таких автобусов год. НЕФАЗ построили, как спутник Камского автозавода. Этот завод в Башкирии, в Нефтекамске, работает с 1977 года, но основной продукцией долгое время являлось производство самосвальных установок и различных цистерн, а также прицепов.
С развалом СССР, при явном дефиците автобусов в России, было решено начать выпуск городских автобусов большой вместимости и на КАМАЗе. В 1993 году в Набережных Челнах создано акционерное общество «КАМАЗАвтобусПром», где разработали опытный образец городского автобуса КАМАЗ‑5262, на 120 пассажиров. Причем в разработке участвовали конструкторы из Украинского автобусного промышленно-проектного института, находящегося во Львове. Напомним, что этот институт ранее назывался НИИавтобуспром СССР, подчинялся МинАвтопрому и работал плечом к плечу с НАМИ, но только по автобусной тематике.
Однако планы по выпуску своего автобуса были перечеркнуты пожаром на заводе двигателей в апреле 1993 года, но КАМАЗ все же продолжил разработку прототипов автобусов на собственном шасси. В 1997 году автозавод подписал соглашение о сотрудничестве со словенской фирмой Avtomontaza. Подписанное соглашение предусматривало создание в Набережных Челнах производственных мощностей по выпуску автобусов КамАЗ‑5297. А этим планам помешал уже финансовый кризис 1998 года.
В конце 2000 года состоялась премьера первого автобуса в линейке Нефтекамского автозавода – «НЕФАЗ‑5299», и с той поры этот индекс не меняется. Смену поколений нефтекамских автобусов надо отслеживать по цифрам идущим вслед за «5299» – 10 или 20 и 30, плюс цифры, обозначающие модификацию. Получается длинный индекс, почти как телефонный номер в Москве… В середине 2006 года началось сотрудничество КАМАЗа и НЕФАЗа с широко известным голландско-бельгийским концерном VDL, производящим обширную гамму автобусов, от малого класса до сочлененных особо большого класса и роскошных туристических версий. В результате с 2007 года началось производство новых городских автобусов НЕФАЗ. С конца 2012 года на НЕФАЗе действует совместное предприятие «КАМАЗ-Марко», созданное КАМАЗом и бразильской компанией Marcopolo S.A., специализирующееся на выпуске на шасси «КАМАЗа» автобусов малого класса Bravis, рассчитанных на 25 пассажирских мест.
Сегодня самые современные городские автобусы НЕФАЗ – это 5299-40-52, поставляемые в Москву, причем на его основе сделан и электробус НЕФАЗ‑6282, который тоже работает в столице. Кроме того, выпускается и троллейбус НЕФАЗ‑62825. Кстати, обратите внимание на то, что на автобусе теперь не пишут НЕФАЗ, а стоит логотип КАМАЗа с «конем». Дело в том, что с 2013 года все функции по продвижению, продаже и сервисному сопровождению автобусов НЕФАЗ осуществляет ОАО «КАМАЗ». Все централизованно. Примерно аналогичная ситуация произошла и с автобусами «Группы ГАЗ» – на ЛИАЗах, ПАЗах и курганских автобусах на облицовку прикручивают эмблему с оленем.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Компания «Кистоун Авто», образованная в 2021 году, представила различные шасси и грузовые автомобили китайского производства, которые она предлагает в России под маркой Altai. Модельный ряд включает в себя грузовики с максимальной разрешенной массой от 3,5 до 50 тонн и 120 тонный автопоезд
Преимуществами запасных частей Haffen являются их идентичность оригинальным компонентам и ряд технических решений, которые облегчают ремонт дизелей Cummins, делают его менее затратным