Что привлекает перевозчиков в подержанных автобусах – мнение эксперта
О текущем состоянии рынка и перспективах его развития рассказывает Александр Анкушин, руководитель отдела по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг».
Ключевой фактор
Продажи новых автобусов в январе 2025 года снизились на 45,9 % по сравнению с январем 2024 года. В тоже время автобусов с пробегом было реализовано на 78,9 % больше. Среди автобусной техники с пробегом лидируют ПАЗ (доля рынка 48,2 %) и НЕФАЗ (11,8 %). Что же привлекает автоперевозчиков в автобусах с пробегом?
Рынок автобусных перевозок претерпевает структурные изменения. В 2024 году были достигнуты рекордные показатели реализации – около 19 000 единиц новой техники. Общий объем превысил результаты 2023 года на 15 %. Начало 2025 года демонстрирует принципиально иной тренд. На рынке автобусов с пробегом еще в прошлом году был зафиксирован значительный прирост – реализовано 20 300 единиц транспорта, что превысило показатели 2023 года на 29 %.
Ключевой фактор сокращения закупок новых автобусов – уменьшение финансирования государственных программ. Объем выделенных бюджетных средств сократился приблизительно в 10 раз относительно предыдущего периода, и в 2025 году их хватит на покупку не более 1000 автобусов. Значимым препятствием стало увеличение ключевой ставки до 21%. Данное обстоятельство обусловило удорожание кредитных и лизинговых инструментов, существенно ограничив их доступность для транспортных предприятий. В результате, возможности автопарков по обновлению новыми автобусами снизились.
Рациональная альтернатива
Дополнительным фактором выступает увеличение утилизационного сбора и ужесточение сертификационных требований к импортируемой технике. Эти нормативные изменения повысили стоимость автобусов, особенно зарубежного производства. В комбинации с ожидаемым повышением налоговой нагрузки в 2025 году формируются дополнительные ограничения для рынка. В текущих экономических условиях автобусы с пробегом представляют рациональную альтернативу. Основное ее преимущество – экономическая эффективность. Ценовые параметры такой техники существенно ниже, при этом качественно обслуженная техника сохраняет значительную часть эксплуатационного ресурса.
Наибольшим спросом пользуются автобусы ПАЗ. В 2024 году реализовано 8900 единиц, что составляет 44 % от совокупного объема продаж автобусов с пробегом. Наиболее востребованы модели 3205 (3900 ед.) и 3204 (3300 ед.). Их популярность обусловлена техническими характеристиками и ремонтопригодностью. Лидирующие позиции также занимают ЛиАЗ (2200 ед.), НЕФАЗ (1300 ед.), Hyundai (1100 ед.) и МАЗ (1000 ед.).
Несмотря на финансовые ограничения, действуют определенные механизмы государственной поддержки. Национальный проект «Инфраструктура для жизни» и федеральная программа «Развитие общественного транспорта» предусматривают обновление примерно 30 тысяч автобусов к 2030 году. В 2025 году функционируют программы льготного лизинга с бюджетом 11 млрд рублей. Сохраняются механизмы стимулирования для газомоторной техники и электробусов. Однако масштаб данных мер недостаточен для поддержания рыночной динамики 2024 года.
Аналитические прогнозы указывают на возможное сокращение рынка новых автобусов на 25-40 % в 2025 году. Средний эксплуатационный возраст автобусной техники в регионах достигает 17 лет, что свидетельствует о необходимости обновления парка. Однако краткосрочная потребность будет закрываться преимущественно техникой с пробегом. К 2027-2030 годам прогнозируется восстановление спроса на новую технику, преимущественно в сегменте общественного транспорта. Перспективные направления развития отрасли связаны с расширением применения газомоторных и электрических транспортных средств.
Читайте также:
Компания ЧЕТРА объявляет о радикальном пересмотре ценовой политики на экскаваторы. Теперь цены реализации клиентам находятся на уровне себестоимости приобретения техники из Китая.
Патенты на услуги перевозчиков для ИП хотят отменить. Как это повлияет на рынок автоперевозок?
Где и сколько стоит топливо: 13 октября