Главная > Статьи > Автобаза > Масла > Исследовательская система Total ANAC

Исследовательская система Total ANAC

Благодаря обширной базе данных система ANAC (ANAlysis Compared) фирмы Total позволяет с высокой точностью диагностировать состояние масел и агрегатов, в которых они работают

Компании-произ-
водители смазочных материалов уже достаточно давно предлагают услуги по оценке свойств своих продуктов во время их эксплуатации в различных машинах и механизмах. Компания Total поставила данную услугу на поток, выработав четкий алгоритм действий.
Исследованиями проб масел с целью изучения динамики происходящих в них процессов компания Total занимается достаточно давно. Так, первые пробы были исследованы в лаборатории, работающей с 1967 года при одном из крупнейших заводов марки Total в городе Эртвельд (Бельгия). По сути, именно данную дату и стоит считать точкой отсчета истории системы ANAC (ANAlysis Compared – «Сравнительные анализы»). За прошедшие 48 лет инженерами фирмы накоплена статистика на основе более чем трех миллионов анализов масел, отобранных из картеров машин и механизмов, работавших в самых разных точках земного шара. Сегодня сеть филиалов компании охватывает 130 стран мира. В России услуги системы ANAC доступны с 2012 года.
В исследовательский комплекс ANAlysis Com­pared входят более двух десятков приборов, обладающих высокой точностью измерения и минимальной погрешностью. Речь идет не только об установке для спектрального анализа масла. Данный метод, как известно, уже несколько десятилетий успешно применяется по всему миру, в частности, в ряде российских научных организаций. Бельгийская лаборатория обладает более широкими в инструментальном плане возможностями для всестороннего анализа. Отметим, что за последние десятилетия аналитическая химия сделала существенный шаг вперед, и приборы, задействованные в цепи исследований проб, имеют точность, составляющую 0,03%. Это очень высокий показатель. Первоначально система ANAC задумывалась всего лишь как инструмент, позволяющий в динамике отслеживать скорость изменения физико-химических показателей смазочных материалов, и на основании данной информации предоставлять клиенту данные о состоянии масла. Сегодня ANAC – это глобальная система мониторинга смазочных материалов, которая показывает, что происходит с маслом в период его работы, в каком состоянии находится оборудование, в картер которого оно залито.
Анализ масла в современной интерпретации процесса идет в три этапа. На первом – оценивается изменение основных показателей продукта. Здесь мы говорим в первую очередь о срабатывании присадок и старении базового масла. Проводимые исследования, в частности, все тот же спектральный анализ позволяет показать степень окисления масла, оценить, насколько деградировали те или иные присадки, которые являются соединениями определенных металлов: натрия, хлора, бора и так далее. Именно процентное содержание активных присадок определяется по цветовому спектру, улавливаемому датчиками установки. На основании полученных данных вычисляется остаточный ресурс масла. Для наглядности приведем такой пример. У перевозчика есть некий грузовик с регламентным пробегом масла согласно плану ТО 30 000 километров. При проведении анализа пробы смазочного материала при указанной наработке (пробеге), допустим, выясняется, что щелочное число находится в пределах нормы, с показателем вязкости также полный порядок, а вот пакет присадок снизил свою активность на 25%. В этом случае правильной с точки зрения экономики автопредприятия рекомендацией будет доливка свежего масла. Данная мера позволит восстановить физико-химический баланс в смазочном материале и продлить срок его службы до некоторого, большего, чем указан в регламенте по ТО, интервала, скажем, 45 000 километров.
Второй этап диагностики заключается в выявлении наличия в масле тех или иных продуктов износа мотора или иных компонентов, а точнее, различных металлов. Применительно к двигателям внутреннего сгорания по составу продуктов износа, которые содержатся в масле, можно судить об износе цилиндро-поршневой группы, подшипников скольжения (вкладышей), турбокомпрессора, элементов газораспределительного механизма и т. д. Как это работает на практике? Судите сами, группы деталей двигателя выполнены из разных сплавов, химический состав которых известен. Следовательно, по наличию того или иного компонента в масле можно судить об износе той или иной части ДВС. Например, если среди продуктов износа фиксируется высокое содержание хрома и алюминия, то наибольшему износу подвержены поршневые кольца и юбки поршней. Другой вариант. Наличие в масле большого содержания меди и свинца говорит об износе коренных и/или шатунных подшипников скольжения. Высокие показатели наличия пары железо/хром свидетельствует о том, что имеются проблемы в сопряжении кулачков и толкателей привода системы газораспределения.
Третий этап анализа предусматривает выявление прочих компонентов, которые теоретически могут попасть в масло. Если опять брать за точку отсчета мотор, то в первую очередь проверяется наличие в смазочном материале кремния. Высокое его содержание говорит о том, что в системе впуска есть брешь, через которую происходит подсос неочищенного воздуха. Также анализируется количество воды. Обводнение масла – процесс естественный. Он происходит при повторяющихся циклах нагрева и остывания масла (двигателя). Большое значение в интенсивности обводнения имеет продолжительность работы мотора и температура окружающего воздуха, его влажность. Замечено, что при сильных морозах и кратковременных поездках (развозной цикл работы грузовика) в картере двигателя конденсируется наибольшее количество воды. Чем опасно наличие воды в масле для мотора? Во-первых, это риск возникновения коррозии на внутренних поверхностях ДВС. Во-вторых, вода является пусть и не самым лучшим, но абсорбентом, «вытягивающим» из пакета присадок его компоненты. В группе риска значатся моющие, диспергирующие и антиокислительные композиции. Это означает, что свойства масла по данным составляющим будут ухудшаться особенно интенсивно. Помимо содержания воды лаборантами вычисляется процентное соотношение топлива в масле и производится анализ на наличие охлаждающей жидкости. ОЖ может попасть в картер при прогорании прокладки головки блока цилиндров.
А теперь самое интересное. Имея на руках результаты анализа масел, работавших в однотипных моторах, инженеры бельгийской лаборатории могут провести сравнение уже имеющихся результатов с конкретно взятым и сделать заключение об имеющих место быть процессах износа в двигателе, из которого был произведен забор пробы. Именно это и является одним из главных преимуществ системы ANAlysis Compared фирмы Total. Так, получаемые данные позволяют определить коэффициент и скорость износа ДВС. Мало того, имеющая место быть статистика, полученная из разных регионов, позволяет также прогнозировать срок службы масла в зависимости от качества топлива, в частности, наличия в дизельном топливе серы. Данный химический элемент, контактируя с водой при высоких температурах, образует серную кислоту. Она, в свою очередь, приводит к интенсивному окислению пакета присадок. Чем выше щелочное число масла, тем эффективнее оно будет нейтрализовывать кислоту. Следовательно, по изменению данного параметра лаборанты могут прогнозировать и срок службы масла.
Что касается отбора проб, то он проводится конечным потребителем услуги – перевозчиком, а вернее, службой главного механика автопредприятия. Масло отбирается в фирменную емкость, предоставляемую российским представительством компании Total. Она представляет собой некое подобие шприца, к которому подсоединяется пластиковая трубка, опускаемая в отверстие масляного щупа мотора. Как видим, никакой сложности по доступу к содержимому картера двигателя нет. При этом исключается попадание в пробу посторонних веществ. Для проведения всестороннего анализа масла достаточно всего тридцати миллилитров его объема. После взятия образца он пересылается в московский офис компании Total, где на него оформляется необходимый для отправки в бельгийскую лабораторию пакет документов. Доставка пробы из России в Бельгию занимает примерно два дня. Столько же времени требуется на проведение анализа продукта и формирование итогового отчета.
Разумеется, любая услуга стоит денег, поэтому озвучим некоторые ориентиры по стоимости исследования проб масла. Если речь идет об одной-единственной пробе, то затраты клиента составят около 7000 рублей. Если речь идет о серии проб, например, от нескольких грузовиков разных марок и моделей, принадлежащих одному перевозчику, то стоимость исследования одной единицы уменьшается вдвое – до 3,5 тысячи рублей. Почему имеет место быть столь большая разница в цене на одну и ту же услугу? Дело в том, что большая доля финансовых затрат составляет оплату пересылки образцов масла на территорию Европейского Союза. Следовательно, чем больше проб идет одной доставкой, тем меньше итоговая стоимость.


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Снижаем затраты на эксплуатацию грузовых шин. Какие сервисные программы доступны перевозчикам в 2024 году.

Подержанный Peugeot Boxer

Подержанный Peugeot Boxer – стоит ли брать?

Peugeot Boxer – один из самых распространенных в России переднеприводных «малотоннажников». Его братья-близнецы Citroen Jumper и итальянский FIAT Ducato по объемам парков уступают в разы

Гидравлические масла Strong Oil

Гидравлические масла Strong Oil – идентичны лидерам, привлекательны по цене

В феврале 2024 года продуктовый портфель смазочных материалов Strong Oil пополнился линейкой гидравлических масел

Комментировать





Поделиться