Исследовательская система Total ANAC
Компании-произ-
водители смазочных материалов уже достаточно давно предлагают услуги по оценке свойств своих продуктов во время их эксплуатации в различных машинах и механизмах. Компания Total поставила данную услугу на поток, выработав четкий алгоритм действий.
Исследованиями проб масел с целью изучения динамики происходящих в них процессов компания Total занимается достаточно давно. Так, первые пробы были исследованы в лаборатории, работающей с 1967 года при одном из крупнейших заводов марки Total в городе Эртвельд (Бельгия). По сути, именно данную дату и стоит считать точкой отсчета истории системы ANAC (ANAlysis Compared – «Сравнительные анализы»). За прошедшие 48 лет инженерами фирмы накоплена статистика на основе более чем трех миллионов анализов масел, отобранных из картеров машин и механизмов, работавших в самых разных точках земного шара. Сегодня сеть филиалов компании охватывает 130 стран мира. В России услуги системы ANAC доступны с 2012 года.
В исследовательский комплекс ANAlysis Compared входят более двух десятков приборов, обладающих высокой точностью измерения и минимальной погрешностью. Речь идет не только об установке для спектрального анализа масла. Данный метод, как известно, уже несколько десятилетий успешно применяется по всему миру, в частности, в ряде российских научных организаций. Бельгийская лаборатория обладает более широкими в инструментальном плане возможностями для всестороннего анализа. Отметим, что за последние десятилетия аналитическая химия сделала существенный шаг вперед, и приборы, задействованные в цепи исследований проб, имеют точность, составляющую 0,03%. Это очень высокий показатель. Первоначально система ANAC задумывалась всего лишь как инструмент, позволяющий в динамике отслеживать скорость изменения физико-химических показателей смазочных материалов, и на основании данной информации предоставлять клиенту данные о состоянии масла. Сегодня ANAC – это глобальная система мониторинга смазочных материалов, которая показывает, что происходит с маслом в период его работы, в каком состоянии находится оборудование, в картер которого оно залито.
Анализ масла в современной интерпретации процесса идет в три этапа. На первом – оценивается изменение основных показателей продукта. Здесь мы говорим в первую очередь о срабатывании присадок и старении базового масла. Проводимые исследования, в частности, все тот же спектральный анализ позволяет показать степень окисления масла, оценить, насколько деградировали те или иные присадки, которые являются соединениями определенных металлов: натрия, хлора, бора и так далее. Именно процентное содержание активных присадок определяется по цветовому спектру, улавливаемому датчиками установки. На основании полученных данных вычисляется остаточный ресурс масла. Для наглядности приведем такой пример. У перевозчика есть некий грузовик с регламентным пробегом масла согласно плану ТО 30 000 километров. При проведении анализа пробы смазочного материала при указанной наработке (пробеге), допустим, выясняется, что щелочное число находится в пределах нормы, с показателем вязкости также полный порядок, а вот пакет присадок снизил свою активность на 25%. В этом случае правильной с точки зрения экономики автопредприятия рекомендацией будет доливка свежего масла. Данная мера позволит восстановить физико-химический баланс в смазочном материале и продлить срок его службы до некоторого, большего, чем указан в регламенте по ТО, интервала, скажем, 45 000 километров.
Второй этап диагностики заключается в выявлении наличия в масле тех или иных продуктов износа мотора или иных компонентов, а точнее, различных металлов. Применительно к двигателям внутреннего сгорания по составу продуктов износа, которые содержатся в масле, можно судить об износе цилиндро-поршневой группы, подшипников скольжения (вкладышей), турбокомпрессора, элементов газораспределительного механизма и т. д. Как это работает на практике? Судите сами, группы деталей двигателя выполнены из разных сплавов, химический состав которых известен. Следовательно, по наличию того или иного компонента в масле можно судить об износе той или иной части ДВС. Например, если среди продуктов износа фиксируется высокое содержание хрома и алюминия, то наибольшему износу подвержены поршневые кольца и юбки поршней. Другой вариант. Наличие в масле большого содержания меди и свинца говорит об износе коренных и/или шатунных подшипников скольжения. Высокие показатели наличия пары железо/хром свидетельствует о том, что имеются проблемы в сопряжении кулачков и толкателей привода системы газораспределения.
Третий этап анализа предусматривает выявление прочих компонентов, которые теоретически могут попасть в масло. Если опять брать за точку отсчета мотор, то в первую очередь проверяется наличие в смазочном материале кремния. Высокое его содержание говорит о том, что в системе впуска есть брешь, через которую происходит подсос неочищенного воздуха. Также анализируется количество воды. Обводнение масла – процесс естественный. Он происходит при повторяющихся циклах нагрева и остывания масла (двигателя). Большое значение в интенсивности обводнения имеет продолжительность работы мотора и температура окружающего воздуха, его влажность. Замечено, что при сильных морозах и кратковременных поездках (развозной цикл работы грузовика) в картере двигателя конденсируется наибольшее количество воды. Чем опасно наличие воды в масле для мотора? Во-первых, это риск возникновения коррозии на внутренних поверхностях ДВС. Во-вторых, вода является пусть и не самым лучшим, но абсорбентом, «вытягивающим» из пакета присадок его компоненты. В группе риска значатся моющие, диспергирующие и антиокислительные композиции. Это означает, что свойства масла по данным составляющим будут ухудшаться особенно интенсивно. Помимо содержания воды лаборантами вычисляется процентное соотношение топлива в масле и производится анализ на наличие охлаждающей жидкости. ОЖ может попасть в картер при прогорании прокладки головки блока цилиндров.
А теперь самое интересное. Имея на руках результаты анализа масел, работавших в однотипных моторах, инженеры бельгийской лаборатории могут провести сравнение уже имеющихся результатов с конкретно взятым и сделать заключение об имеющих место быть процессах износа в двигателе, из которого был произведен забор пробы. Именно это и является одним из главных преимуществ системы ANAlysis Compared фирмы Total. Так, получаемые данные позволяют определить коэффициент и скорость износа ДВС. Мало того, имеющая место быть статистика, полученная из разных регионов, позволяет также прогнозировать срок службы масла в зависимости от качества топлива, в частности, наличия в дизельном топливе серы. Данный химический элемент, контактируя с водой при высоких температурах, образует серную кислоту. Она, в свою очередь, приводит к интенсивному окислению пакета присадок. Чем выше щелочное число масла, тем эффективнее оно будет нейтрализовывать кислоту. Следовательно, по изменению данного параметра лаборанты могут прогнозировать и срок службы масла.
Что касается отбора проб, то он проводится конечным потребителем услуги – перевозчиком, а вернее, службой главного механика автопредприятия. Масло отбирается в фирменную емкость, предоставляемую российским представительством компании Total. Она представляет собой некое подобие шприца, к которому подсоединяется пластиковая трубка, опускаемая в отверстие масляного щупа мотора. Как видим, никакой сложности по доступу к содержимому картера двигателя нет. При этом исключается попадание в пробу посторонних веществ. Для проведения всестороннего анализа масла достаточно всего тридцати миллилитров его объема. После взятия образца он пересылается в московский офис компании Total, где на него оформляется необходимый для отправки в бельгийскую лабораторию пакет документов. Доставка пробы из России в Бельгию занимает примерно два дня. Столько же времени требуется на проведение анализа продукта и формирование итогового отчета.
Разумеется, любая услуга стоит денег, поэтому озвучим некоторые ориентиры по стоимости исследования проб масла. Если речь идет об одной-единственной пробе, то затраты клиента составят около 7000 рублей. Если речь идет о серии проб, например, от нескольких грузовиков разных марок и моделей, принадлежащих одному перевозчику, то стоимость исследования одной единицы уменьшается вдвое – до 3,5 тысячи рублей. Почему имеет место быть столь большая разница в цене на одну и ту же услугу? Дело в том, что большая доля финансовых затрат составляет оплату пересылки образцов масла на территорию Европейского Союза. Следовательно, чем больше проб идет одной доставкой, тем меньше итоговая стоимость.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Где и сколько стоит топливо: 25 ноября
Грузовики с эмблемой в виде двух ласточек (а были это самосвалы) появились в нашей стране два десятка лет назад. В последние годы стали активно завозить седельные тягачи GX и KX. Серия GX – не только топовая модель Dongfeng, но и машина, практически полностью сделанная на заводах китайского производителя