Главная > Статьи > Автобаза > Масла > Допуск или класс? Что важнее при выборе моторного масла. Часть I

Допуск или класс? Что важнее при выборе моторного масла. Часть I

Допуск производителя техники или параметр вязкости и класс качества? На что нужно опираться при выборе моторного масла. Давайте обменяемся мнениями

Большой вопрос

Практика свидетельствует, что после окончания заводской гарантии многие перевозчики обслуживают технику либо своими силами, либо заключают договоры с мультибрендовыми СТО, стоимость услуг которых заметно ниже, чем у официальных сервисных центров. Истечение гарантийного срока развязывает владельцу грузовиков руки и в отношении выбора расходных материалов и запасных частей, которые используются при обслуживании и ремонте подвижного состава. Это также дает существенную экономию и снижение эксплуатационных расходов автопредприятия.
   Одним из самых острых вопросов при выборе расходных материалов является подбор оптимального по соотношению цена/качество моторного масла. При самостоятельном обслуживании негарантийных машин перевозчики нередко меняют моторное масло, которое заливали на дилерской станции технического обслуживания, на то, что рекомендует им их поставщик ГСМ. При этом выгода по цене может составлять более 25 %.  Однако у масла, на которое было принято решение перейти, может не быть нужного допуска автопроизводителя. В связи с этим возникает вопрос: так ли важен для моторного масла допуск производителя ТС или двигателя, если у выбранного продукта есть нужные соответствия по вязкости и классу качества? Иными словами, можно ли при выборе моторного масла ориентироваться только на параметр вязкости и класс качества?

Доводы сторон

Данная тема вызывает бурное обсуждение среди представителей перевозчиков, накопивших определенный опыт перевода машин на моторные масла, не имеющие соответствующего допуска производителя техники и их оппонентов – конструкторов двигателей. Свою точку зрения на применение масел без соответствующих допусков автопроизводителей имеют и производители смазочных материалов.
   Одним из доводов перевозчиков является следующий: если масло изготовлено с соблюдением технологии, на качественной основе и современном пакете присадок, то оно априори будет обладать требуемыми свойствами и характеристиками, обеспечит надежную защиту мотора и его чистоту, гарантирует охлаждение силового агрегата.
   Вторые упирают на то, что только испытанные на моторах и получившие соответствующий допуск масла, могут служить гарантией надежной работы, топливной экономичности и максимального ресурса силовых ДВС.
   А что же «масленщики»? Они, с одной стороны, вынуждены играть по правилам, установленным производителями техники, то есть получать допуски на свои продукты, затрачивая на это немалые средства. В то же время они утверждают, что их масла, созданные на высококачественной основе с применением современных присадок, могут не только соответствовать, но и перекрывать требования производителей двигателей. И это, как мы знаем, довольно часто подтверждается испытаниями в специализированных независимых лабораториях.
    Мы открываем обсуждение этой темы. Приглашаем принять участие в дискуссии представителей перевозчиков, мотористов, производителей масел. Делитесь с нами информацией, оставляйте свои комментарии. Сегодня мы публикуем мнение представителя производителя техники.    

Слово предоставляется

Андрей Куликов,
главный конструктор по двигателям ПАО «КАМАЗ»

– Моторное масло – важный элемент конструкции двигателя. Многообразие типов, конструкций, назначений и условий эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) предопределяет необходимость использования в их смазочных системах моторных масел с существенно различными физико-химическими характеристиками и уровнями эксплуатационных свойств. ДВС – самые сложные объекты смазывания, а моторные масла – самые сложные по составу и выполняемым функциям смазочные материалы.
   Моторные масла применяют для смазывания двигателей внутреннего сгорания с целью уменьшения трения, снижения износа и предотвращения задира контактирующих поверхностей. Одновременно масло отводит тепло от трущихся деталей и уплотняет зазоры, в первую очередь, в зоне цилиндропоршневой группы. Условия работы моторного масла даже в одном двигателе резко различаются в зависимости от типа смазываемого узла трения. Кроме того, необходимо смазывать зубчатые и цепные передачи, подшипники турбокомпрессора и т. д. Удельная нагрузка на моторные масла очень велика. Она характеризуется отношением объема масла в смазочной системе к номинальной мощности двигателя. На 1 кВт мощности часто приходится лишь от 0,05 до 0,3 л масла.
   Моторные масла, в отличие от других смазочных материалов, подвергаются в каждом рабочем цикле прямому воздействию продуктов сгорания топлива. Большая часть поверхности масла контактирует с кислородом воздуха, масло подвергается воздействию газов, прорывающихся из камеры сгорания в картер, а также контактирует с различными металлами, водой и разбавляется топливными фракциями, не успевшими сгореть. Характер и интенсивность таких взаимодействий зависят от вида и качества применяемого топлива. Воздействие горячих газов и нагретых поверхностей на пленку масла на деталях цилиндропоршневой группы приводит к образованию высокотемпературных углеродистых отложений (нагаров и лаков). Это особенно опасно для поршневых канавок. При их закоксовывании теряется подвижность поршневых колец, что приводит к поломке поршневых колец, задиру цилиндра и выходу из строя двигателя в целом.
   Кроме того, очень широк диапазон температур, в котором работают моторные масла. Нижний предел – это температура холодного пуска двигателя зимой при безгаражной стоянке автомобилей (до минус 30 – 35 оС). Верхний предел – температура наиболее нагревающейся смазываемой детали при работе летом на режиме максимальной мощности (до 300 – 315 оС в зоне первого компрессионного кольца). При этом температура стенки цилиндра в зоне верхней мертвой точки достигает 210 – 240 оС, кулачков распределительного вала 190 – 230 оС, подшипников коленчатого вала 150 – 175 оС.
   Моторное масло может длительное время выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым оно подвергается в системе смазки конкретного типа двигателя.
   Кроме того, моторное масло не должно образовывать зольные отложения в камере сгорания, вызывающие преждевременное воспламенение рабочей смеси, что очень характерно для двигателей, работающих на газе. Поэтому каждое моторное масло, прежде чем получить допуск производителя, проходит целый комплекс лабораторно-стендовых испытаний. Применение моторных масел только по классу вязкости и группе эксплуатации не дает в полной мере гарантии работоспособности двигателя в объеме интервала технического обслуживания.

 

Следите за публикациями на сайте Рейс.РФ и в журнале «Рейс».


Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

КМУ «Чайка-NR816 2S»

Крано-манипуляторная установка «Чайка-NR816 2S» – комбинация достоинств

В производственной программе завода «Чайка-Сервис» ранее были автомобили с импортными КМУ разных типов, включая тросовые с L-образной стрелой

Новинки КАМАЗа

Новинки КАМАЗа – от эвакуатора до самосвала

Одно из направлений развития продуктовой линейки «КАМАЗа» – мало- и среднетоннажные грузовики «Компас»

Комментировать





Поделиться