Как работает кондиционер для грузовика
Как известно, транспортные (то есть, предназначенные для подвижной техники) кондиционеры, в отличие от стационарных, работают в гораздо более жестких условиях. Тряска, воздействие противогололедных реагентов, зарастание радиаторов грязью с дороги, мошкарой и тополиным пухом… Вибрация, особенно, если речь о крупнокубатурном дизеле, исключает применение трубопроводов из медных трубок с развальцовкой. В общем, «поставил и забыл» – это про кондиционер в квартире. А на машине климатическая установка требует внимания, обслуживания, а иногда и ремонта. Есть и конструктивные особенности, например, трубопроводы с резиновыми уплотнениями, производство которых уже локализовано в России, ну и, конечно, механический ременный привод компрессора от двигателя – на подавляющем большинстве моделей автомобилей и спецтехники. Испаритель транспортного кондиционера, как правило, имеет интегрированную с отопителем кабины конструкцию, где в отдельном радиаторе циркулирует горячий антифриз – ничего подобного у стационарных систем нет и быть не может.
Напомним, любой кондиционер работает по принципу теплового насоса – отнимает тепло у воздуха в кабине и рассеивает его в воздухе снаружи. Перекачкой теплоносителя – в данном случае он называется хладагентом или фреоном – занимается компрессор. Как правило, этот узел выполнен по аксиально-поршневой схеме с «револьверным» расположением цилиндров, которых может быть пять или семь, в зависимости от требуемой мощности охлаждения. Объем кабины крупнотоннажного грузовика или, например, тяжелого трактора, комбайна и т. п., как правило, диктует применение семицилиндрового компрессора рабочим объемом (а фактически, производительностью на один оборот) около 150 см3. Например, модели SD7H15 производства ведущей в своей области японской фирмы Sanden. Это довольно сложное высокотехнологичное изделие, и производство сопоставимого по характеристикам и надежности агрегата еще предстоит освоить в Тольятти.
Зато уже полностью освоено изготовление корпусов испарительно-отопительных и конденсаторных блоков, моноблоков кондиционеров, а также теплообменников (конденсаторов, испарителей, радиаторов отопителей), пультов управления, трубопроводов. В ассортименте «Завода кондиционеров «Август» десятки моделей комплектов климатического оборудования для грузовиков и автобусов КАМАЗ, «УРАЛ», ЛиАЗ, НЕФАЗ, КАВЗ и пр., а также тракторов и комбайнов ПТЗ, МТЗ, ВМТЗ, «Ростсельмаш», «Брянсксельмаш» и др. Производители дорожностроительной и прочей спецтехники («Дормаш», «АМКОДОР», «Тверской экскаватор», ЧСДМ, и пр.) также ставят на свои машины кондиционеры завода «Август».
Довольно обширна и география поставок климатического оборудования за рубеж: Азия, Латинская Америка и даже Европа. При достаточном уровне качества (а точнее, привлекательном соотношении цена/качество) даже избалованный западный покупатель выбирает кондиционеры российской марки. Многие из выпускаемых заводом моделей представляют собой системы с традиционной компоновкой: компрессор с приводом от двигателя шасси, испаритель, устанавливаемый в кабине, как отдельно, так и с отопителем и конденсатор, устанавливаемый в пакете с радиатором охлаждения двигателя. Кстати, последний довольно часто (например, на спецтехнике) располагают вдали от двигателя и его радиатора системы охлаждения с антифризом. Просто в удобном месте снаружи кабины или в любом отсеке, где фреон в теплообменнике будет эффективно охлаждаться потоком воздуха от собственных осевых электровентиляторов. Но по техзаданию заказчиков, то есть, производителей автомобилей и спецтехники, завод «Август» выпускает также и моноблоки, монтируемые на крышу кабины или кузова. В этом случае компрессор выполнен в едином корпусе с приводным электродвигателем на 24 вольта, а питание подводится проводами достаточного сечения, рассчитанными на ток минимум 40 ампер. Есть в ассортименте и модели с более специфичным разнесением узлов, например, компрессор с электроприводом может быть установлен в общем корпусе с конденсатором, а испаритель – отдельно.
Читайте также:
Чем кондиционер для спецтехники отличается от бытового
Дизель для «Урала» – «шестерка» с миллионным ресурсом!
Если метан самое выгодное топливо, почему его так мало?
Теперь нас можно читать в Telegram
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Легкий китайский фургон Foton Toano представлен на российском автомобильном рынке в двух вариантах колесной базы (L2, L3) и высоты кузова (H2, H3)