Галерея (29)


Главный узел трансмиссии шасси 6х6 – раздаточная коробка
В продольном направлении мосты фиксируют тяги с сайлентблоками
Подвеска кабины – на пружинно-гидравлических амортизаторах
В балансирной подвеске задней тележки предусмотрен стабилизатор
В подвеске передней оси стоят трехлистовые параболические рессоры
Отверстия с пробками нужны для заливки жидкого масла в ступицы
Шарниры рессор надо регулярно смазывать. Тогда они служат долго
На всех колесах вездеходов 6х6 барабанные тормозные механизмы
Сменный фильтр типа «спин он» – фирменная особенность мостов грузовиков Scania. Чище масло – медленнее износ
Межосевой дифференциал задней тележки расположен на картере редуктора среднего ведущего моста
На раздаточную коробку крутящий момент передает карданный вал
Надежность соединения фланцев валов повышают торцевые шлицы
На машинах последнего поколения привод кулисы КП – двумя тросами
При откидывании кабины вал рулевой колонки складывается в шарнире
На двигателях Scania применяют турбокомпрессоры марки Holset
Cама же система вентиляции картера сделана с выводом в атмосферу
Чтобы в сапуне не замерз конденсат, в патрубке прорезают отверсти
Муфтой вентилятора командует электронный блок управления двигателем
Даже вездеходы теперь обязаны иметь на борту бак с мочевиной
Вместо привычных насос-форсунок Scania поставила рампу Common Rail
Генератор и компрессор кондиционера приводятся поликлиновым ремнем
Благодаря эластичному подвесу нижняя ступенька лестницы не сломается
В кабине полноприводного шасси – переключатель режимов трансмиссии
Кабина CG комфортабельна и в дальних рейсах. Ее можно заказать как с одной, так и с двумя спальниками
Помимо технической начинки, при смене поколений грузовиков Scania был переработан и интерьер кабины
Главная > Статьи > Автобаза > Эксплуатация > Сортиментовоз Scania G500

Сортиментовоз Scania G500

Опыт коммерческой эксплуатации cортиментовозов на шасси Scania в автопарке архангельской Группы компаний «УЛК»

Крупнотоннажные шасси Scania оборудуют кузовами и надстройками самого разного назначения. Есть в перечне полнокомплектных автомобилей и сортиментовозы, приобретаемые предприятиями лесопромышленного комплекса. Один из гигантов этого сектора экономики – ​Группа компаний «УЛК», объекты которой базируются в Архангельской области. В парке головного предприятия, Устьянской лесоперерабатывающей компании, около полутора сотен единиц техники, в том числе узкоспециализированной лесозаготовительной. Большинство автомобилей, включая 10 сортиментовозов на трехосных полноприводных шасси Scania, занято на доставке лесоматериалов.
Как известно, сортиментами называют необработанные и обработанные лесоматериалы, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. В частности, регламентирована их длина. В сегменте лесозаготовок актуальна перевозка необработанных сортиментов, то есть кругляка. Для отправки на экспорт или на российские перерабатывающие предприятия (в частности, выпускающие пиломатериалы: доски, брус и пр.) наиболее востребованы шестиметровые бревна. Отрезки верхней части хлыстов, не отвечающие требованиям к пиловочнику, называют балансами – ​такие сортименты покупают предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
Массовый спрос на сортиментовозы в нашей стране возник сравнительно недавно – ​в конце XX века, когда вместо традиционной хлыстовой технологии лесозаготовок стали повсеместно внедрять скандинавскую, то есть сортиментную. Напомним, хлыст, в отличие от сортимента, – ​это нераскряжеванный, очищенный от сучьев ствол дерева без прикорневой части и вершины. С лесосеки на верхний склад хлысты длиной двадцать и более метров доставляют трелевкой, то есть волокут с помощью гусеничных тракторов. На образующейся трассе, называемой волоком, сильно повреждается плодородный почвенный слой, возникают глубокие заболоченные канавы, в которых новый лес не вырастет в течение десятилетий. К тому же хлысты все равно приходится разделять на сортименты уже на нижнем складе, то есть на границе лесовозных дорог и дорог общего пользования. Поскольку выезжать на асфальт с полуприцепом-роспуском при общей длине автопоезда свыше 20 метров можно только имея спецразрешение. Что вполне оправданно, если крупногабаритный груз – ​это, скажем, дорогущие трубы большого диаметра. Если же это просто сосновые хлысты, то с покупкой спецразрешения для перевозки относительно недорогой необработанной древесины вся цепочка лесозаготовительных операций неминуемо потеряет экономический смысл.
Сортиментная технология лесозаготовок в большинстве случаев более рентабельна и экологична: ​лес прямо на делянке распиливают на сортименты – ​кряжи, бревна и балансы длиной 2, 3, 4 или 6 с припуском метров. Делает это многофункциональная машина – ​харвестер, то есть лесозаготовительный комбайн. Он же валит деревья и очищает стволы от сучьев. В паре с харвестером работает форвардер, представляющий собой сортиментовоз-вездеход, обычно на четырехосном полноприводном шасси с сочлененной рамой и краном-манипулятором. Загрузив себе на борт тонн пятнадцать сортиментов одинаковой длины (либо разной длины в двух коротких пачках), форвардер отвозит их к магистральной лесовозной дороге и складирует в штабели. Всё. Промежуточных звеньев в скандинавской технологии не предусмотрено – никаких сучкорезных машин с громоздкими фермами, никаких фронтальных погрузчиков с челюстными захватами, трансформаторных подстанций с питанием от ЛЭП для электроснабжения раскряжевочных линий и прочих механизмов, составляющих привычный перечень оборудования нижнего склада. Проблемы уборки и утилизации порубочных остатков тоже не существует – ​вся мелочь остается в лесу и, перегнивая, обогащает плодородный слой почвы. А поскольку на лесосеке нет толпы вальщиков с ручными бензопилами, то на нижнем складе не надо ставить вагончики-бытовки, содержать рабочую столовую с дородной поварихой, подвозить продукты питания… Здесь просто гравийная дорога, по бокам которой возвышаются штабели со свеженапиленными (в основном шестиметровой длины) сортиментами.
Последнее звено в процессе лесозаготовки по скандинавскому методу – ​доставка сортиментов на железнодорожный терминал или прямо на лесопромышленный комплекс. И заняты на этом этапе лишь водители автомобилей-сортиментовозов. Каждая такая машина – ​одиночное шасси с надстройкой либо оно же, но с прицепом, либо седельный тягач с полуприцепом – ​оборудована краном-манипулятором. Приехав порожняком на так называемый нижний склад, а по сути на безлюдную технологическую дорогу, водитель самостоятельно загружает сортименты из штабеля и отправляется в рейс. Минимум единиц техники, минимум персонала, быстро, четко, эффективно.
Техническое обслуживание автомобили Устьянской лесоперерабатывающей компании, как можно было предположить, проходят без отрыва от производства, то есть практически на объектах. Поскольку гонять машины за сотни километров в фирменный сервис на большинстве лесозаготовительных предприятий не принято. Это просто не выгодно из-за потерь времени и денег. Традиционно леспромхозы всегда имели собственные ремонтные базы. Даже для обслуживания свежей техники с неистекшим сроком заводской гарантии устьянские лесозатотовители приглашают бригады специалистов дилерского центра на свои объекты. Устойчивое финансовое положение предприятия позволяет должным образом содержать технику, приобретать к ней оригинальные запчасти и регулярно обновлять парк.

Галерея (29)

Главный узел трансмиссии шасси 6х6 – раздаточная коробка
В продольном направлении мосты фиксируют тяги с сайлентблоками
Подвеска кабины – на пружинно-гидравлических амортизаторах
В балансирной подвеске задней тележки предусмотрен стабилизатор

Комментировать





Поделиться