Логистика грузоперевозок – активная фаза сезона
Стартовали раньше срока
Как говорят логисты, высокий сезон в этом году стартовал не как обычно – в конце ноября. Многие уже в сентябре отметили скачок спроса на логистические услуги. О том, как обстоят дела рассказали представители транспортных компаний ПЭК, Boxberry и «Скиф-Карго», а также Veroliki Cargo.
Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора транспортной компании ПЭК рассказал, что уже в сентябре спрос на внутрироссийские грузоперевозки у ПЭК вырос на 20 % по сравнению с предыдущим месяцем. Среди международных направлений больше всего, на 40 %, увеличилось количество заявок на сборные автомобильные грузоперевозки из Китая.
Самый высокий спрос сформировался на перевозки из Москвы в Санкт-Петербург и Новосибирск и в обратном направлении, а также на перевозки внутри этих городов. Рост объемов доставки в ПЭК связан, в том числе, с расширением маршрутной сети. За полтора года компания открыла более 80 новых филиалов в небольших городах России с населением менее 50 тысяч человек. Сегодня спрос уже превысил ожидания.
Сергей Чернов, генеральный директор «Скиф-Карго», подтвердил слова коллеги по отрасли, отметив, что по итогам среднедневного анализа объем заказов в сентябре увеличился в 1,5 раза по сравнению с июлем и августом. В октябре рост дневного грузопотока составил порядка 7 %. Учитывая, что флагманская услуга компании – тепловой терморежим, пик загрузки начнется в начале ноября, когда нужно будет использовать тепловые боксы для перевозки товаров. Компания работает практически круглые сутки, постоянно отгружая товары во все регионы России.
Андрей Соколов, директор производственного департамента службы доставки Boxberry
– До пандемии высокий сезон у нас начинался во второй половине октября. Традиционно с этого времени росли объемы отправок, и на пик мы выходили в ноябре-декабре. С 2020 года начало сезона сместилось, увеличение объемов начиналось уже в августе. Это можно связать с многочисленными ограничениями и самоизоляцией. Люди вынужденно переключились на онлайн-покупки, стали больше и чаще делать заказы в интернет-магазинах. После 2020-го привычка покупать онлайн осталась. Сохранился и сдвиг начала сезона. Этот год не стал исключением, наши сентябрьские объемы соответствовали декабрю 2022 года. Сегодня, в начале декабря, как и, уверен, другие перевозчики работаем 24/7.
Руководитель логистической компании Veroliki Cargo Евгений Коваленко отметил, что рост объема перевозок на популярные маркетплейсы составил в этом сезоне 35 %. Это связано, в том числе, с подготовкой селлеров к сезону больших распродаж.
– Всемирный день шопинга, Черная пятница, предновогодние скидки – продавцы заранее отправляют свои товары на сортировочные центры по всей России. К тому же, люди уже привыкли к онлайн покупкам. Поэтому мы контрактуемся с перевозчиками на постоянные рейсы от наших складов до конца года и расширяем площадь складских терминалов.
Если за 2022 год компания Veroliki Cargo доставила порядка 7 тысяч тонн груза, то с начала текущего года уже 13 тысяч тонн.
Водители и квадратные метры – на вес золота
В преддверии высокого сезона ПЭК открыла новый склад в КНР и на 30 % увеличила мощности действующего в Гуанчжоу. Вслед за ростом спроса на комплексную складскую логистику (3PL) в России был открыт новый склад площадью 22 тыс. м2 на севере Московской области. До конца года ПЭК: 3PL расширит складские мощности в стране со 100 до 150 тыс. м2. Автопарк компании пополнился 40 новыми тягачами китайских производителей грузоподъемностью до 20 тонн.
Что касается «Скиф-Карго», то компания приобрела 12 тягачей марки Mercedes-Benz. Как отметил Сергей Чернов, у них был опыт работы с китайским автопромом, но после закупки партии из 18 автомобилей выяснилось, что их сложно ремонтировать из-за особенностей запчастей, которые далеко не всегда подходят по размеру и другим параметрам. В результате, компания часть автомобилей продала, какие-то сдали в trade-in. В связи с этим было принято решение продолжить работать с маркой Mercedes-Benz, несмотря на массовую переориентацию на Восток.
Андрей Соколов отметил, что фрахтование автотранспорта, наем дополнительных водителей, увеличение складских площадей требует дополнительных расходов. С учетом того, что компания старается сохранять для клиентов выгодные внешние тарифы, необходимо тщательно следить за себестоимостью услуг и сохранением маржинальности. Как следствие, минимизация лишних расходов. Компания нарастила стеллажное хранение для пиковых объемов и таким образом решила проблему увеличения складских площадей. Дополнительный транспорт заказывают заранее при пиковых нагрузках за более высокую цену, но, в целом, это оказывается более выгодно.
Риски простоев транспортных средств из-за нехватки водителей ПЭК помогает снизить привлечение в профессию молодых специалистов, а также мотивация работников. Для этого было заключено соглашение с автошколами в 90 городах России. Также от лица комитета по транспортной логистике «Деловой России» ПЭК предложила отменить обязательный региональный патент, который действует в нашей стране для иностранных водителей, в том числе, из стран Средней Азии. Это позволит им доставлять грузы на магистральных рейсах между различными городами России.
Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора транспортной компании ПЭК
– Однако всех перечисленных мер, которые предпринимает наша компания, недостаточно, чтобы избавиться от дефицита водителей. Текучесть кадров этой профессии пока еще на 8-10% выше, чем по другим специальностям транспортной отрасли. До 10% автопарков некоторых перевозчиков простаивают.
В преддверии начала сезона «Скиф-Карго» заключила длительные контракты с перевозчиками на предоставление специальных тепловых рефрижераторов на точно запланированные рейсы. Продолжается активный наем дополнительных водителей на случай болезни или не выхода в рейс основных, случаев ДТП или иных форс-мажорных обстоятельств. Также компания увеличила складскую площадь на 1500 кв.м и запустила сортировочную линию.
Новый год уже начался
Сергей Чернов, генеральный директор «Скиф-Карго»
– Ранее поставщики товаров относились с легкой долей безразличия к подготовке к сезону и перекладывали ответственность на транспортные компании, порой сдавая грузы в последний момент. Они понимали, что всегда могут поменять перевозчика и уйти к другому – с более лояльным отношением и низкими ценами. Но сегодня ситуация изменилась. На рынке наблюдается нехватка большегрузов, водителей, повышаются тарифы. Еще в сентябре мы начали оповещать своих клиентов, чтобы они планировали отгрузки к Новому году заранее и, по возможности, сдвигали их на более ранние сроки.
Что касается объема отгруженных товаров, то по словам Сергея Чернова, разница между текущим и предыдущим годом незначительная, в отличии от рублевого эквивалента, так как «Скиф-Карго» была вынуждена повысить цены на услуги вслед за остальными участниками рынка логистики. Отсутствие роста объема перевезенных товаров объясняется уходом с российского рынка зарубежных брендов или приостановление их деятельности.
Что касается санкций и изменения потребительской активности, то здесь, по словам Андрея Соколова, нет прямой связи, так как ушедших с российского рынка клиентов Boxberry заменили российские интернет-магазины. Поэтому снижения объемов доставки не произошло. Более того, ожидается, что в этом году показатели компании будут выше, чем во все предыдущие периоды.
Еще по теме:
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.