Главная > Новости > Что будет на рынке труда в автопроме

Что будет на рынке труда в автопроме

В этом году российский авторынок, по прогнозам экспертов, просядет как минимум на 50% – уход западных автопроизводителей и приостановка поставок машин на неопределенный срок неизбежно приведут к оптимизации штата сотрудников в дилерских центрах. Как изменится рынок труда в атвопроме, в тематическом исследовании выясняла партнер рекрутинговой компании Cornerstone Ольга Ворошилова.
Cornerstone

Сейчас конкуренция среди соискателей в отрасли не высока: на одну вакансию здесь приходится всего 3 человека. Однако в прошлом году показатель был еще меньше – в два раза. Поэтому можно говорить о росте числа безработных в этом сегменте. Вместе с тем, согласно результатам проведенного исследования, работодатели сегодня сталкиваются с трудностями в привлечении кандидатов требуемой квалификации: дело в том, что чаще всего в активном поиске находятся не те специалисты, которые требуются рынку.

Кадровая ситуация в автомобильном секторе в значительной степени будет зависеть от того, что ждет бизнес, – а на данный момент, как известно, ситуация крайне непростая. Автодилерам просто нечего продавать, в то время как топ-менеджеры и собственники говорят о скором закрытии салонов и целых компаний. В конечном счете, судьба каждого дилерского предприятия обусловлена его индивидуальными особенностями (долговая нагрузка, портфель брендов, глубина кредитной базы и т.д.), но общий тренд на оптимизацию численности персонала коснется всех.

Позитивные моменты всё же есть – абсолютное большинство компаний, принявших участие в опросе, заявили, что не планируют отказываться от подбора персонала в 2022 году. Поэтому возможности трудоустройства на рынке остаются. Кроме того, 25% компаний заявили о том, что в их организациях ситуация является стабильной, а потому увольнения не планируются. Здесь важно отметить, что ровно четверть российского авторынка сегодня прочно удерживают корейские бренды. Причём, по данным «АВТОСТАТа», от месяца к месяцу им даже удаётся понемногу увеличивать рыночную долю. Если в январе-феврале на них приходилось 23-24% рынка, то в мае-июне уже 25-26%.

Четверть компаний сообщили, что планируют сокращать до 5% персонала. Еще столько же намерены оптимизировать штат на 10%. Ожидаются и более серьезные кадровые изменения: порядка 12% организаций отметили, что думают о сокращении 30% персонала, еще столько же – могут оптимизировать половину штата.

В первую очередь, до конца этого года существенные сокращения ожидают такие категории, как бэк-офисные сотрудники, – 26% персонала этого уровня могут остаться без работы. Речь идет о работниках внутренних отделов организаций, которые не взаимодействуют с клиентами, и отвечают за техническую составляющую работы. HR-персонал в автоотрасли может быть сокращен на 21%, еще на 18% — производственный линейный персонал.

Кадровые изменения коснутся как линейного персонала (компании готовы сократить от 10% до 30% таких сотрудников), так и руководителей среднего звена и топ-менеджеров компаний. По данным опроса, под угрозой увольнения могут отказаться до 40% и до 10% руководящих сотрудников соответственно.

Если говорить о конкретных подразделениях по направлению деятельности, в группе риска – отделы продаж и сервиса. Так, по 25% компаний сообщили, что планируют сократить до 50% штата таких специалистов. Остальные организации, впрочем, не так категоричны – намерены полностью сохранить сервисных работников 75% компаний, «продажников» — 38% фирм. Еще 10% респондентов отметили, что могут сократить эту категорию персонала на 10%. По мнению экспертов, продавцам, которые сумеют быстро переориентироваться на рынке труда, будет легче всего найти работу – спрос на эту профессию стабильно высокий.

То же самое касается специалистов отделов запчастей – аналитики считают, что такие работники довольно легко смогут найти место в других сервисных компаниях. Пока же 75% организаций заявили о готовности полностью сохранить штат таких подразделений, по 13% компаний указали, что могут сократить до 10% и до 30% работников этой сферы.

Со сложностями может столкнуться и административный персонал: четверть принявших участие в опросе готовы сократить до 10% таких сотрудников, по 13% компаний – от 30% до 50% работников. При этом 50% фирм заявили, что не планируют сокращать административный персонал.

Часть специалистов автоотрасли остаются востребованными, несмотря на экономическую ситуацию. Согласно исследованию, самая стабильная ситуация у работников бухгалтерии – 88% респондентов не намерены сокращать это подразделение.

Большинство работодателей планируют проводить «мягкие» увольнения: так, 60% готовы помочь сокращаемым в поиске новой работы силами HR-отдела, еще по 20% намерены дать сотрудникам дополнительные выплаты и привлечь внешних экспертов, которые помогут в комфортном переходе сотрудника на новое место работы.

Процедура аутплейсмента (освобождение работником своего рабочего места, при которой бывший работодатель максимально способствует благоприятному устройству дальнейшей судьбы своего бывшего сотрудника) включает в себя ряд пунктов: определение основных направлений поиска работы; консультирование по составлению резюме; подготовка к собеседованию; консультационная поддержка от эксперта. Таким образом, в новых реалиях работы у HR-подразделений в автомобильной отрасли может стать больше.

  • Ольга Ворошилова является партнером компании Cornerstone. Отвечает за развитие компании и работу с клиентами с 2002 года.  Регулярно публикуется в СМИ, участвует в профильных мероприятиях в качестве приглашенного эксперта. В 2004 году вошла в десятку наиболее профессиональных консультантов в области  Executive search в России. Приглашенный спикер ежегодной Всероссийской недели охраны труда, член жюри конкурсной программы форума МАЙНЕКС. Регулярный спикер HR конференций ИД Коммерсант, приглашенный гость-спикер ежегодной конференции HR директоров Республики Татарстан.

Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram



Лизинг является самым популярным инструментом приобретения грузовиков. О рынке лизинга беседа Дмитрия Поцелуевского, главного редактора журнала «Рейс», с Андреем Гладковым, Генеральным директором АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

Производство грузовиков на АМТ N.V.

Производство грузовиков на АМТ N.V. – новая стратегия развития

После выхода IVECO из состава акционеров ООО «IVECO-AMT» у китайской компании SAIC-Hongyan появился хороший шанс закрепиться на нашем рынке. А что дает для АМТ N.V. партнерство с SAIC-Hongyan?

Муфты и другие комплектующие LUZAR

Муфты и другие комплектующие LUZAR – мнение производителя

На российском рынке Aftermarket комплектующие систем кондиционирования представлены брендом LUZAR

Галерея (1)

Комментировать





Поделиться