Что будет на рынке труда в автопроме
Сейчас конкуренция среди соискателей в отрасли не высока: на одну вакансию здесь приходится всего 3 человека. Однако в прошлом году показатель был еще меньше – в два раза. Поэтому можно говорить о росте числа безработных в этом сегменте. Вместе с тем, согласно результатам проведенного исследования, работодатели сегодня сталкиваются с трудностями в привлечении кандидатов требуемой квалификации: дело в том, что чаще всего в активном поиске находятся не те специалисты, которые требуются рынку.
Кадровая ситуация в автомобильном секторе в значительной степени будет зависеть от того, что ждет бизнес, – а на данный момент, как известно, ситуация крайне непростая. Автодилерам просто нечего продавать, в то время как топ-менеджеры и собственники говорят о скором закрытии салонов и целых компаний. В конечном счете, судьба каждого дилерского предприятия обусловлена его индивидуальными особенностями (долговая нагрузка, портфель брендов, глубина кредитной базы и т.д.), но общий тренд на оптимизацию численности персонала коснется всех.
Позитивные моменты всё же есть – абсолютное большинство компаний, принявших участие в опросе, заявили, что не планируют отказываться от подбора персонала в 2022 году. Поэтому возможности трудоустройства на рынке остаются. Кроме того, 25% компаний заявили о том, что в их организациях ситуация является стабильной, а потому увольнения не планируются. Здесь важно отметить, что ровно четверть российского авторынка сегодня прочно удерживают корейские бренды. Причём, по данным «АВТОСТАТа», от месяца к месяцу им даже удаётся понемногу увеличивать рыночную долю. Если в январе-феврале на них приходилось 23-24% рынка, то в мае-июне уже 25-26%.
Четверть компаний сообщили, что планируют сокращать до 5% персонала. Еще столько же намерены оптимизировать штат на 10%. Ожидаются и более серьезные кадровые изменения: порядка 12% организаций отметили, что думают о сокращении 30% персонала, еще столько же – могут оптимизировать половину штата.
В первую очередь, до конца этого года существенные сокращения ожидают такие категории, как бэк-офисные сотрудники, – 26% персонала этого уровня могут остаться без работы. Речь идет о работниках внутренних отделов организаций, которые не взаимодействуют с клиентами, и отвечают за техническую составляющую работы. HR-персонал в автоотрасли может быть сокращен на 21%, еще на 18% — производственный линейный персонал.
Кадровые изменения коснутся как линейного персонала (компании готовы сократить от 10% до 30% таких сотрудников), так и руководителей среднего звена и топ-менеджеров компаний. По данным опроса, под угрозой увольнения могут отказаться до 40% и до 10% руководящих сотрудников соответственно.
Если говорить о конкретных подразделениях по направлению деятельности, в группе риска – отделы продаж и сервиса. Так, по 25% компаний сообщили, что планируют сократить до 50% штата таких специалистов. Остальные организации, впрочем, не так категоричны – намерены полностью сохранить сервисных работников 75% компаний, «продажников» — 38% фирм. Еще 10% респондентов отметили, что могут сократить эту категорию персонала на 10%. По мнению экспертов, продавцам, которые сумеют быстро переориентироваться на рынке труда, будет легче всего найти работу – спрос на эту профессию стабильно высокий.
То же самое касается специалистов отделов запчастей – аналитики считают, что такие работники довольно легко смогут найти место в других сервисных компаниях. Пока же 75% организаций заявили о готовности полностью сохранить штат таких подразделений, по 13% компаний указали, что могут сократить до 10% и до 30% работников этой сферы.
Со сложностями может столкнуться и административный персонал: четверть принявших участие в опросе готовы сократить до 10% таких сотрудников, по 13% компаний – от 30% до 50% работников. При этом 50% фирм заявили, что не планируют сокращать административный персонал.
Часть специалистов автоотрасли остаются востребованными, несмотря на экономическую ситуацию. Согласно исследованию, самая стабильная ситуация у работников бухгалтерии – 88% респондентов не намерены сокращать это подразделение.
Большинство работодателей планируют проводить «мягкие» увольнения: так, 60% готовы помочь сокращаемым в поиске новой работы силами HR-отдела, еще по 20% намерены дать сотрудникам дополнительные выплаты и привлечь внешних экспертов, которые помогут в комфортном переходе сотрудника на новое место работы.
Процедура аутплейсмента (освобождение работником своего рабочего места, при которой бывший работодатель максимально способствует благоприятному устройству дальнейшей судьбы своего бывшего сотрудника) включает в себя ряд пунктов: определение основных направлений поиска работы; консультирование по составлению резюме; подготовка к собеседованию; консультационная поддержка от эксперта. Таким образом, в новых реалиях работы у HR-подразделений в автомобильной отрасли может стать больше.
- Ольга Ворошилова является партнером компании Cornerstone. Отвечает за развитие компании и работу с клиентами с 2002 года. Регулярно публикуется в СМИ, участвует в профильных мероприятиях в качестве приглашенного эксперта. В 2004 году вошла в десятку наиболее профессиональных консультантов в области Executive search в России. Приглашенный спикер ежегодной Всероссийской недели охраны труда, член жюри конкурсной программы форума МАЙНЕКС. Регулярный спикер HR конференций ИД Коммерсант, приглашенный гость-спикер ежегодной конференции HR директоров Республики Татарстан.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
Рано утром 1 мая 1945 года, во время штурма Рейхстага, сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария под руководством младшего лейтенанта Алексея Береста водрузили Знамя Победы на крыше здания Рейхстага
Депутаты Госдумы РФ готовят законопроект, предусматривающий создание официального перечня недопустимых для употребления за рулем лекарств. Мнения врача и юристов