Обновленный гусеничный экскаватор Cat 320
В 2017 году американская компания Сaterpiller, выпускающая спецтехнику под маркой Cat, обновила линейку гусеничных экскаваторов среднего класса. В этом семействе представлено три модели: Cat 320 GC, Cat 320 и Cat 323. Первые две – 22-тонные. Бюджетник Cat 320 GC с четырехцилиндровым двигателем и кубометровым ковшом – машина для работ невысокой и средней интенсивности. Экскаватор Cat 320, о котором мы расскажем подробно, – «оптимальная» модель со штатным ковшом вместимостью 1,19 м3 и 6-цилиндровым мотором мощностью 160 л.с. И, наконец, последний в линейке – флагманский 25-тонный Cat 323, отличающийся от «триста двадцатого» 1,3-кубометровым ковшом и, соответственно, увеличенной массой противовеса. У всех моделей единые размеры стрелы и рукояти, а значит, одинаковые параметры копания. Не отличаются внутри семейства и ходовые тележки. В России официальная презентация новой линейки состоялась в июне 2018 года, а первыми заказчиками экскаваторов, вероятно, станут компании, обновляющие парки аналогичных машин марки Cat прошлых поколений.
Среди отличий новейшей модели Cat 320 от предшественника Cat 320D 2 есть и вполне ожидаемые: более комфортабельная кабина и ее современное оборудование. На выбор покупателя два варианта кабины: «Комфорт» и «Делюкс». Более дорогая отличается пневматической (вместо пружинной) подвеской сиденья, его подогревом и пневморегулировкой. Климат-контроль предусмотрен в базовой комплектации.
Закономерно и обновление двигателя – теперь он с аппаратурой Common Rail вместо механического впрыска топлива, что был на экскаваторе прежней модели. Как известно, компания Caterpillar – один из крупнейших в мире производителей дизелей разного назначения, и установленный на «триста двадцатом» мотор – ее собственного производства. Рядная 7-литровая «шестерка» C 7.1 ACERT установлена поперек продольной оси машины и развивает мощность 160 л.с. С разными настройками мощности и в иных вариантах исполнения этот мотор широко применяется на множестве моделей грузовых автомобилей, фронтальных погрузчиков, экскаваторов, грейдеров, передвижных электростанций, маломерных судов и прочей техники – как марки Cat, так и прочих фирм, приобретающих агрегаты у компании Caterpillar.
По конструкции двигатель скорее консервативен, нежели ультрасовременен. Блок цилиндров со сменными гильзами, несомненно, понравится второму владельцу машины, который затеет капремонт. Шестеренный привод распредвала и вспомогательных агрегатов расположен со стороны носка коленвала (не самое лучшее решение для грузовика, где есть задача сделать дополнительный отбор мощности от мотора, однако на спецтехнике с гидростатическим приводом хода и рабочего оборудования так даже удобнее).
Распредвал установлен снизу, в блоке, привод клапанов штангами – нормальная схема для низкооборотного дизеля с большим ресурсом. В головке блока по три клапана на цилиндр: два впускных, приводимых одновременно через промежуточный мост, и один выпускной, на который нажимает плечо индивидуального коромысла. В целом вполне традиционный, проверенный временем агрегат с современной навеской Common Rail. В исполнении для азиатских и российского рынков мотор C 7.1 ACERT соответствует экологическим нормам Tier 3, хотя в страны с более жесткими требованиями он идет в варианте Tier 4. В системе охлаждения двигателя теперь не ставят один большой вентилятор с механическим приводом, как было на старом Cat 320D 2. Куда более экономичное решение – три электрических вентилятора, управляемые контроллером. Предусмотрен и режим их вращения в обратную сторону – чтобы периодически выдувать пыль и мусор из сот радиаторов.
Но главные новшества «триста двадцатого» – различные электронные помощники, автоматизирующие рабочий процесс экскаватора и нивелирующие разницу между машинистом экстра-класса и рядовым оператором, севшим за рычаги землеройной машины сравнительно недавно. Например, система контроля профиля поверхности 2D, по заявлениям фирмы, повышает эффективность работы на 45 %. На мониторе в кабине машиниста отображаются заданные границы будущего котлована или траншеи, а заодно и положение ковша. Что значительно ускоряет разработку и дает на выходе нужные длину, ширину и глубину, а также требуемые углы откосов. О последних заботится и система Grade Assist, автоматически управляющая положением ковша и стрелы при профилировании. Она же помогает планировать дно траншеи. Машинисту достаточно сосредоточиться на движении рукояти, и быть Цезарем, одновременно и синхронно управляющим еще и поворотом ковша, уже не обязательно. Имеющуюся в базовой комплектации систему контроля профиля поверхности 2D можно обновить до уровня 3D, и тогда не потребуется даже задавать машине границы котлована – она, ориентируясь по спутникам GPS или ГЛОНАСС, будет сама знать, где копать, на какую глубину, под каким углом делать откосы и прочее.
Система E-Fence, призванная, прежде всего, заботиться о безопасности, в ряде случаев сбережет и деньги. И возможно, немалые. Поскольку поможет машинисту работать в стесненном пространстве и при этом не наломать дров. Например, не задеть случайно ковшом опору моста или припаркованную у стройплощадки легковушку.
Активировав E-Fence, или систему «Барьер», вы определяете пределы перемещения рабочего органа, после чего вылет рукояти, угол поворота платформы, высота подъема сочленения стрелы и рукояти (либо ковша) и глубина копания будут строго ограничены.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Легкий китайский фургон Foton Toano представлен на российском автомобильном рынке в двух вариантах колесной базы (L2, L3) и высоты кузова (H2, H3)