Мини-экскаватор Hitachi ZX33U-5A
Мнение
Андрей Валяев
главный механик ООО «ГрунтМастер М», г. Москва
В парке нашего предприятия 14 экскаваторов. Машины обычно заняты на разработке котлованов по подрядам, полученным от строительных компаний. Периодически берем и подряды на снос зданий. Вся наша техника – японского производства, в основном фирмы Hitachi. При выборе марки (рассматривали также корейские и американские) учитывали требования высокой надежности и долговечности техники, а также широкой распространенности запчастей к ней. По совокупности этих условий у Hitachi бесспорное преимущество. Правда, был период, когда мы хотели перевести парк на другие марки, и даже приобрели два экскаватора JCB и Sumitomo (они до сих пор в эксплуатации). Причина была в поставках на российский рынок техники Hitachi c двигателями, оборудованными капризной топливной аппаратурой Common Rail. Впоследствии, после ряда письменных обращений в представительство японской фирмы (мы были далеко не единственной компанией, столкнувшейся с проблемами в системе питания дизелей экологического класса Tier 3), российских эксплуатационников услышали и возобновили поставки машин класса Tier‑2 – c надежным механическим впрыском топлива.
Большинство наших экскаваторов – 33-тонные гусеничные ZX330. Есть также 20-тонный ZX200, один пневмоколесный ZX160W и один трехтонный мини-экскаватор модели ZX30 с резиновыми гусеницами. У самой старшей, 13-летней машины наработка превышает 18 тыс. моточасов – это последний из десяти приобретенных в 2004 году экскаваторов ZX330. Остальные девять уже распроданы. За весь срок эксплуатации машины не потребовали серьезных ремонтов. Ни на одной не приходилось заменять что-либо в двигателях, без проблем работают гидронасосы. Заменяли лишь узлы ходовой тележки: гусеницы, катки и пр. Из рабочего оборудования по мере износа требуют замены зубья ковша – примерно раз в год-полтора. Сам ковш служит до списания около пяти лет: при работе с малоабразивными грунтами может проработать дольше, с абразивными – идет под замену раньше. Сильно сокращает срок службы экскаватора работа с гидромолотом. Постоянная вибрация вызывает ускоренный износ шарнирных сочленений, а значительно увеличенный в этом режиме поток гидравлической жидкости требует проведения ТО в два раза чаще.
Мини-экскаватор Hitachi ZX30 используем на работах, не доступных обычным машинам – например, для выемки грунта со дна котлована между свай, устройства откосов и прочих, требующих особой аккуратности операций. При сносе зданий нередко требуется работать изнутри – в этом случае без компактного мини-экскаватора не обойтись. Доставить такую машину на объект можно оперативно в любое время суток – мы, например, используем для этого обычный автоэвакуатор на среднетоннажном шасси – экскаватор заезжает на его платформу по аппарелям. За десять лет эксплуатации ZX30 наработал около 7 тыс. моточасов. Пока в отличном состоянии двигатель Kubota, узлы гидросистемы и рабочее оборудование. Помимо расходных деталей заменяли только резиновые гусеницы. При аккуратной работе они могут прослужить и 5 тыс. моточасов, но бывает, выходят из строя от наезда на арматуру, торчащие сваи и пр. Как и прочие экскваваторы Hitachi, обслуживаем ZX30 самостоятельно. Через каждые 250 моточасов заменяем моторное масло и фильтры, смазываем шарниры сочленений рабочего оборудования. Если требуется достаточно серьезный ремонт, привозим технику в специализированный сервисный центр либо вызываем бригаду механиков для ремонта в полевых условиях.
Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.
По каким направлениям ставки на перевозки грузов автотранспортом выросли или снизились сильнее всего для различных типов кузовов
Легкий китайский фургон Foton Toano представлен на российском автомобильном рынке в двух вариантах колесной базы (L2, L3) и высоты кузова (H2, H3)