Галерея (35)


Шины ведущих колес чаще страдают от проколов. Но изнашиваются равномерно
Срок службы шин управляемых колес сильно зависит от исправности узлов шасси
Наиболее подходящее место для осмотра и смазки узлов ходовой части тягача – четырехстоечный подъемник
Более двух третей от общего пробега на средней оси справа трудилась внезачетная шина другой марки. В конце третьего сезона колесо переставили на заднюю ось
А эту покрышку с остатком 5,8 мм, переставили на среднюю ось. Чтобы поберечь от износа
Снятые с тягача шины NR 201 еще послужат на ведущих осях других машин
Две из оставшихся в строю покрышек колес полуприцепа уже «на подходе»...
NT 201 – покрышки, устанавливаемые на ось прицепа
Колеса автопоезда отбалансировали «в ноль»
Сборка шин не вызвала никаких затруднений
Перед установкой колес с новыми шинами механики проверили исправность ходовой части тягача и полуприцепа
Механики поставили колеса на ступицы тягача и полуприцепа, затянув гайки предписанным моментом
Диски – стальные штампованные. Грузы на скобах
Электронный блок опрломбирован специальной клейкой лентой
NR 201 – покрышки, устанавливаемые на ведущую ось
NF 201 – покрышки, устанавливаемые на рулевую ось
Главная > Статьи > Спецпроекты > Шины Камы. Финиш

Шины Камы. Финиш

Завершились самые длительные ресурсные испытания в истории журнала «Рейс». Шины Кама на автопоезде прослужили ровно четыре года, пройдя 211 340 километров в режиме реальной коммерческой эксплуатации

Еще в 2007 году нефтехимический гигант «Татнефть» заключил договор с одним из ведущих европейских производителей шин и впоследствии, инвестировав около пятисот миллионов долларов, построил новый завод в Нижнекамске. Цеха оснастили современным импортным оборудованием, рецептуру резиновых смесей подобрали специалисты именитого партнера, персонал обучали в Европе.
В апреле 2010 года в Нефтекамске впервые в России стали выпускать грузовые шины премиум-класса с цельнометаллическим каркасом. В разрезе нижнекамской ЦМК-шины мы видим несколько слоев. По сравнению с комбинированым текстильно-металлическим кордом, где стальные нити только в брекере, цельнометаллический, при равной массе, позволяет сделать каркас гораздо более прочным – грузоподъемность шины возрастает примерно на 8%. Способность хорошо держать форму на высоких скоростях движения замедляет износ протектора – это еще одно преимущество таких покрышек перед традиционными. Один слой стального корда заменяет по прочности до четырех текстильных, поэтому шину можно сделать тоньше и легче. При работе она меньше нагревается, дольше противостоит термическому старению и экономит топливо благодаря сниженному сопротивлению качению. Во всяком случае, так заявлено производителем. Основной недостаток ЦМК-шин – более высокая цена – обусловлен сложностью технологии производства и дорогим сырьем на основе не синтетического, а натурального каучука, поставляемого из стран Юго-Восточной Азии.
В качестве наполнителя в состав резиновой смеси вместо традиционной черной сажи, состоящей из углерода, входит белая сажа – пылеобразный кремнезем, то есть диоксид кремния SiO2. Кремнезем берут тонкодисперсный синтетический, не имеющий никакого отношения к природному песку, поэтому – это тоже весьма недешевый компонент. Получают гидратированную (mSiO2 • nН2О) белую сажу на специализированных химических заводах – осаждением из раствора силиката натрия серной кислотой. Результат применения такого наполнителя впечатляет: ходимость шин возрастает примерно на 20 процентов. Кроме того, состав смесей для шин премиум-класса уже сам по себе предусматривает достаточную эластичность на морозе, что полностью отвечает задачам эксплуатации в нашем климате. Однако возросшие значения ресурса, грузоподъемности, экономичности и безопасности требуют от перевозчика и пересмотра правил эксплуатации – современные бескамерные ЦМК-шины плохо переносят разбортовку ломом и кувалдой и вообще не рассчитаны на ремонт в дорожных условиях.
С появлением в продаже новых нижнекамских шин у перевозчиков возникали вопросы: «Действительно ли Кама не уступает по долговечности моделям мировых лидеров? На самом ли деле шины N-серии экономят топливо?» Ответы могли дать только ресурсные испытания, главное условие которых  – реальная коммерческая эксплуатация. Покрышки передаются перевозчику, монтируются на колеса автомобиля, который возит грузы и зарабатывает деньги. Результаты засчитываются независимо от возникающих в процессе испытаний негативных или позитивных обстоятельств. Например, водителю было некогда подкачать шины: его отправили в срочный рейс. И то, что по возвращении протекторы были подъедены по бокам, а в конечном итоге пробег до списания сократился на 30-50 тыс. км, признается объективным результатом. Именно такой подход снимает возможные обвинения в завышении значений ходимости шин.
Выбор пал на седельный тягач DAF XF 105.460 с полуприцепом-рефрижератором Schmitz, что трудится в автохозяйстве компании «Праксис-ОВО». Специализация фирмы – развозка по торговым точкам и складам оптовых заказчиков продукции птицефабрики. База (она же перевалочный склад) находится в Истринском районе Московской области, в 14 км от МКАД. Точки доставки, а, следовательно, и маршруты движения – постоянные, и тоже расположены в основном в ближнем Подмосковье, а значит, вероятность серьезных повреждений шин на плохих дорогах и преждевременного завершения испытаний невелика. Рейсы в соседние области тоже бывают, но редко. И всегда по асфальту с возвращением на базу в тот же день. Перегрузы невозможны в принципе – больше 19 тонн такого специфического товара, как куриное яйцо, упакованное в палеты, или емкости с жидкими продуктами на поддонах, в полуприцеп физически не влезет.
Главное, за тестовым автопоездом закреплен постоянный водитель. За четыре года сменщиков у Владимира Фираго – опытного шофера с 35-летним «дальнобойным» стажем – не было. Поэтому влияние на ходимость шин разных стилей вождения, а тем паче низкой квалификации водителя, исключено.
Фактор, способный исказить результаты ресурсных испытаний шин, – неисправности ходовой части автомобиля. Свести к минимуму его оказалось проще всего – и тягач, и полуприцеп были практически новыми. Компания «Праксис» приобрела эту сцепку в конце 2010 года, и к моменту старта нашего проекта пробег не превышал 20 тыс. км. Разумеется, новый автомобиль регулярно проходил плановое ТО в техцентре официального дилера, где возникновение даже малейшей неисправности, способной ускорить износ шин, неминуемо обнаружили бы.  Перевозчик покупал и в течение первого года эксплуатации обслуживал тягач у одного и того же дилера. В последующем стали ездить на ТО в ближайший фирменный сервис DAF.
Программа испытаний стартовала в феврале 2011 года. На колеса передней оси смонтировали шины NF 201 размером 315/80R22,5. На ведущую ось поставили NR 201 того же размера, а на трехосный полуприцеп – NT 201 размером 385/65R22,5. К комплекту прилагались четыре запасные шины: по одной для осей тягача и две для прицепа – на случай аварийного выхода какой-либо из покрышек из строя.
Одним из заявленных заводом качеств шин Кама N-серии названо низкое сопротивление качению, что должно способствовать экономии топлива. Проверить это поможет электроника. Непосредственно в момент старта спецпроекта на автопоезд была установлена система контроля расхода топлива и мониторинга транспорта от компании «Омникомм». Аппаратура отслеживает географическое положение (широту и долготу, высоту над уровнем моря с точностью до 10 м) транспортного средства с помощью орбитальных спутников GPS и ГЛОНАСС и обеспечивает сбор показаний датчиков скорости, моментов включения/выключения зажигания, направления движения, частоты вращения коленвала двигателя, значения напряжения в сети электрооборудования машины и уровня топлива в баках. Полученные данные передаются по каналу сотовой связи GSM на коммуникационный сервер компании для анализа. Перевозчик получает возможность видеть на мониторах маршрут движения автомобиля и расход топлива в режиме реального времени и, кроме того, получает отчеты по электронной почте. Мы же смогли отслеживать не только величину износа протекторов по мере увеличения пробега, но и влияние шин на экономичность автомобиля.

Галерея (35)

Шины ведущих колес чаще страдают от проколов. Но изнашиваются равномерно
Срок службы шин управляемых колес сильно зависит от исправности узлов шасси
Наиболее подходящее место для осмотра и смазки узлов ходовой части тягача – четырехстоечный подъемник
Более двух третей от общего пробега на средней оси справа трудилась внезачетная шина другой марки. В конце третьего сезона колесо переставили на заднюю ось
А эту покрышку с остатком 5,8 мм, переставили на среднюю ось. Чтобы поберечь от износа
Снятые с тягача шины NR 201 еще послужат на ведущих осях других машин

Комментировать





Поделиться