Пожарная автоцистерна на полноприводном шасси от завода «Чайка-Сервис»
А вот емкость для воды на большой «пожарке» не стали делать из пластика, как на среднетоннажной. Все-таки шесть тонн жидкости (вместе с пенообразователем, резервуар для которого встроен в цистерну, получается почти 6,4 тонны) – это серьезная нагрузка. Без металла в данном случае не обойтись, и инженеры «Чайки-Сервис» выбрали не обычную углеродистую сталь, а настоящую нержавейку. Толщина стенки – от 4 до 8 мм. Емкость расположена на раме надстройки прямо над задней тележкой шасси, оптимально ее загружая. Но главный агрегат на пожарной автоцистерне – насос. На шестикубовой машине АЦ-6,0-70 (4320) применен агрегат НЦПН-70/100 М производства миасского завода «Пожгидравлика», он установлен в насосном отсеке надстройки в заднем свесе машины.
Как видно из обозначения, номинальная производительность насоса – 70 литров в секунду, подача – на высоту до 100 метров. Неудивительно, что столь выдающиеся характеристики потребовали для приведения
в действие мощности 150 л. с. при 2000 об/мин. Силовая линия – механическая от двигателя шасси. Крутящий момент передается в корму машины через коробку передач, раздаточную коробку, дополнительную коробку отбора мощности и трехзвенную карданную передачу. То есть вместо лебедки, которую ставят на армейские «Уралы», на «пожарке» стоит насос с таким же механическим приводом. По своему типу это центробежный агрегат, причем несамовсасывающий, что абсолютно неважно при заборе воды из собственной цистерны. Но запаса шесть кубометров хватает далеко не всегда, и если нет возможности подключить насос к пожарному гидранту (то есть попросту к напорному водопроводу), то приходится забирать воду из ближайшего пруда, реки или ручья. В этом случае вступает в действие полуавтоматическая вакуумная система водозаполнения – с двумя вакуумными насосами АВС-02Э
шиберного типа, приводимыми электродвигателями.
За считанные секунды они заполняют водой всасывающие трубопроводы (их тоже два), максимальная высота всасывания от зеркала водоема – 7,5 м. Также пожарный насос оборудован системой дозирования пенообразователя. В качестве последнего используют водные растворы поверхностно-
активных веществ, например, три-этаноламиновых солей первичных алкилсульфатов, как в самом распространенном в России составе ПО-6 ЦТ.
Пенообразователь поступает из 360-литрового бака, что в сочетании с 6000-литровой емкостью
цистерны соответствует 6-процентному содержанию в рабочем растворе.
В зависимости от условий при тушении пожара концентрацию пенообразователя можно варьировать. Рабочий раствор подается из напорных патрубков насоса через рукава из пропитанной резиной или полимерами ткани в пожарные стволы – ручные и лафетные (их полный комплект входит в штатное пожарно-техническое вооружение (ПТВ) машины). Шасси «Урал-Next» автоцистерны АЦ-6,0-70 (4320) – серийное, без каких-либо специальных изменений
в конструкции. Его уникальная по нынешним временам особенность – отсутствие межосевого дифференциала в среднем (проходном) мосту задней тележки. На современных дорожных автомобилях такая упрощенная схема практически не применяется. При достаточно длинной базе тележки (1400 мм) и малейшем отклонении от прямолинейного движения проскальзывание колес неизбежно – будьте внимательны при движении по обледенелым косогорам. Двигатель ЯМЗ-536, применяемый на шасси «Урал-Next», вполне достойный, совместной разработки с австрийской компанией AVL List. Его особенность – скромный рабочий объем (всего 6,65 л) при достаточно высокой (обычно 312 л. с.) мощности. Рядная «шестерка» – с «мокрыми» съемными гильзами в блоке и четырьмя клапанами на цилиндр. Топливная аппаратура – Common Rail, а соответствие нормам Евро-4 достигается без применения впрыска раствора мочевины (хватает системы рециркуляции отработавших газов). Коробка передач, в зависимости от пожеланий заказчика, может быть пяти- или девятиступенчатой. В первом случае это агрегат производства ЯМЗ, во втором – лицензионная КП модели ZF 9S1310TO, выпускаемая на совместном предприятии в Набережных Челнах. За исключением бездифференциальной тележки прочие элементы трансмиссии «Урала» выполнены по самой прогрессивной схеме: в раздаточной коробке установлен принудительно блокируемый межосевой планетарный дифференциал, распределяющий крутящий момент на передний мост и тележку в отношении 1:2.
В поворотных кулаках переднего ведущего моста применены шарниры равных угловых скоростей дискового типа. Остается добавить, что цена пожарной автоцистерны АЦ-6,0-70 (4320) составляет 8,1 млн руб., что значительно ниже аналогов импортного производства на шасси европейских марок.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.