Новости
Галерея (2)
Всех экспедиторов пересчитают. Мнения экспертов
Президент Российской Федерации подписал закон, устанавливающий административную ответственность за ведение транспортно-экспедиционной деятельности без регистрации в государственном реестре экспедиторов.
Штрафные санкции, предусмотренные новым законом
- Граждане будут наказываться штрафами размером от 3 до 5 тысяч рублей
- Юридические лица столкнутся с гораздо большими санкциями – штрафы составят от 100 до 300 тысяч рублей
- Повторное нарушение гражданами повлечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей
- Повторное правонарушение юридическими лицами приведет к увеличению штрафов вплоть до 1 миллиона рублей
Эти меры позволят усилить контроль за деятельностью транспортно-экспедиторских организаций, усилить их ответственность и защиту прав потребителей услуг.
Влияние нового закона на рынок автоперевозок и вред от нелегалов
– Новый закон, устанавливающий административную ответственность за ведение транспортно-экспедиционной деятельности без регистрации в государственном реестре экспедиторов, направлен на легализацию рынка и повышение прозрачности.
Позитивное влияние
- Повышение конкуренции
Легализация деятельности экспедиторов создаст более равные условия для всех участников рынка, что может привести к повышению качества услуг и снижению цен.
- Защита прав потребителей
Регистрация в реестре позволит клиентам проверять надежность экспедиторов, что снизит риски мошенничества и недобросовестного выполнения обязательств.
- Улучшение контроля
Государственные органы получат возможность более эффективно контролировать деятельность экспедиторов, что положительно скажется на безопасности перевозок и соблюдении законодательства.
Вред от нелегалов
- Недобросовестная конкуренция
Нелегальные экспедиторы, не уплачивая налоги и не соблюдая установленные нормы, могут предлагать более низкие цены, что ставит в невыгодное положение легальных участников рынка.
- Риски для грузовладельцев
Работа с нелегальными экспедиторами несет в себе повышенные риски утраты или повреждения груза, так как такие компании часто не имеют необходимого страхового покрытия и не несут полной ответственности за свои действия.
- Угроза безопасности
Нелегальные перевозчики могут игнорировать требования к техническому состоянию транспортных средств и квалификации водителей, что повышает риск дорожно-транспортных происшествий.
Конкретные ситуации
- Водитель как экспедитор
- Принять водителя на внутреннее совместительство как экспедитора возможно, но с учетом ряда нюансов. Должность «водитель-экспедитор» в Едином тарифно-квалификационном справочнике не предусмотрена.
- Вы можете поручить водителю выполнение обязанностей экспедитора в порядке совмещения профессий (должностей), если работа по обеим должностям предполагает выполнение в одно и то же рабочее время.
- Наименования должностей в штатном расписании и трудовом договоре должны соответствовать квалификационным справочникам и профессиональным стандартам. Поскольку должности водителя и экспедитора предполагают разную квалификацию, их следует отражать отдельно в штатном расписании.
- С работником, выполняющим обязанности экспедитора, можно заключить договор о полной материальной ответственности. Однако он будет нести ответственность только за вверенное для перевозки имущество, а не за сохранность самого транспортного средства.
- В случае ущерба, взыскание будет производиться в соответствии с условиями договора о полной материальной ответственности и нормами трудового законодательства.
2. Перегруз легкого грузовика категории В (до 3,5 т) на физическое лицо
Для грузовиков категории В с полной массой до 3,5 тонны, а также для грузовиков с полной массой до 18 тонн (двухосные) ответственность за перегруз, установленная статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), не предусмотрена. Это связано с тем, что такие транспортные средства не подпадают под определение тяжеловесных или крупногабаритных согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.
3. Действия экспедитора в связи с новым законом (реестр уведомлений)
- В настоящее время экспедиторам предпринимать ничего не нужно. Изменения, связанные с реестром уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности, вступают в силу с 1 сентября 2025 года, а соответствующие подзаконные акты Правительства РФ еще не утверждены.
- После вступления закона в силу экспедиторы обязаны направлять уведомления о своей деятельности через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
4. Влияние Федерального закона от 22.04.2024 N 92-ФЗ на упрощенцев-экспедиторов
- Данный закон вносит изменения в порядок применения нулевой ставки НДС при международных перевозках. Нулевая ставка не применяется к услугам по перевозке товаров, осуществляемой только между пунктами на территории РФ, если организация не указана в транспортных документах как один из перевозчиков, подтверждающих вывоз/ввоз товаров за пределы РФ.
- Для ООО на УСН, занимающегося транспортной экспедицией, это означает, что если перевозка не считается международной по новым правилам (например, импортные товары из российского порта доставляются автомобильным транспортом по территории РФ), то такие услуги будут облагаться НДС по ставке 20 %.
- ООО на УСН является плательщиком НДС только при оказании услуг по международной перевозке. Если перевозка не признается международной, организация на УСН не является плательщиком НДС, не перевыставляет налог и не обязана сдавать декларацию по НДС.
- Условия для сохранения ставки НДС ноль процентов остаются прежними: оказание услуг по международной перевозке товаров на основании договора транспортной экспедиции, при этом пункт отправления или назначения товаров должен находиться за пределами РФ.
5. Ответственность за перевозку грузов на сцепке без разрешительных документов
- В зависимости от вида груза, ответственность может наступить по статье 12.21 КоАП РФ (нарушение правил перевозки грузов) или статье 12.21.2 КоАП РФ (перевозка опасных грузов).
- За нарушение правил перевозки грузов предусмотрено предупреждение или штраф.
- За нарушение правил перевозки опасных грузов предусмотрены штрафы для водителя, должностных лиц и юридических лиц, а также возможно лишение права управления транспортными средствами.
6. Наказание за перевозку пассажиров и багажа по заказу без договора фрахтования
Для юридических лиц предусмотрен административный штраф в размере двухсот тысяч рублей согласно части 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ.
7. Незаконное использование иностранных автотранспортных средств для перевозок по территории РФ
Использование автотранспортных средств, зарегистрированных в других государствах, для перевозок грузов и пассажиров между пунктами, расположенными на территории РФ, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей согласно статье 11.26 КоАП РФ.
8. Международные автомобильные перевозки без разрешений или с нарушениями
Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, с незаполненными разрешениями или с разрешениями, заполненными с нарушением правил, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей согласно части 1 статьи 11.29 КоАП РФ.
9. Международные автомобильные перевозки с территории РФ на территорию третьего государства без разрешения
Такие перевозки влекут наложение административного штрафа на водителя в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей согласно части 2 статьи 11.29 КоАП РФ.
10. Ответственность ИП за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии
Предусмотрен административный штраф в размере ста тысяч рублей согласно части 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ.
11. Ответственность должностных лиц за нарушение условий лицензии:
За осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий лицензии должностным лицам грозит административный штраф в размере семидесяти пяти тысяч рублей согласно части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ.
12. Несоблюдение перевозчиком определенного таможенным органом маршрута
Предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа: для граждан – от трехсот до пятисот рублей, для должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей, для юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей согласно статье 16.10 КоАП РФ.
13. Административное наказание для ИП за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу
ИП несут административную ответственность как юридические лица, то есть к ним применяются те же санкции, что и к юридическим лицам, согласно статье 11.14.2 КоАП РФ.
14. Административное наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, за нарушение правил перевозки людей
Такие лица несут административную ответственность как юридические лица согласно примечанию к статье 12.23 КоАП РФ.
15. Размер штрафа за непредъявление груза к перевозке автомобильным транспортом
Штраф составляет 20 % платы, установленной за перевозку груза, если иное не предусмотрено договором перевозки (часть 1 статьи 35 УАТ).
16. Привлечение к ответственности за нарушение правил перевозки опасных грузов
К административной ответственности могут быть привлечены водитель, должностные лица организации и сама организация согласно статье 12.21.2 КоАП РФ.
17. Регулярные перевозки без внесения маршрута в реестр и без документов:
Такие перевозки не допускаются. Требуется внесение сведений о маршруте в реестр и получение свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута (части 8, 9, 10 статьи 4, часть 2 статьи 12, часть 6 статьи 13, статьи 25, 26 (часть 1), 27, 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
18. Новые виды ответственности по части 5 статьи 14.1.2 КоАП РФ (с 01.09.2024):
Административная ответственность будет наступать за осуществление не предусмотренной законодательством РФ предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом, а также за распространение информации о такой деятельности.
19. Влияние Федерального закона от 1 апреля 2025 г. N 42-ФЗ на автоперевозчиков
Закон повышает операционную гибкость российских и белорусских автоперевозчиков за счет упрощения процедур получения разрешений для перевозок с участием третьих стран и четкого определения условий для каботажных перевозок в рамках инвестиционных/строительных проектов.
20. Перегруз на полуприцепе ИП (машина на физлице)
- Вам грозит привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Поскольку вы являетесь ИП, размер ответственности определяется как для юридического лица.
- Если автомобиль находился в аренде у другого ИП, вам следует строить защиту на том, что в момент правонарушения вы не могли нести ответственность за действия арендатора по загрузке и размещению груза. Для подтверждения этого факта необходимо представить договор аренды, акт приема-передачи ТС, сведения об оплате арендных платежей и другие документы, подтверждающие передачу ТС в пользование другому лицу.
Как отразится закон на рынке автоперевозок
– Реестр экспедиторов – долгожданная, но довольно запоздалая попытка навести порядок в экспедиторском болоте. Нелегалов сейчас пруд пруди, и вред они наносят колоссальный. Прежде всего – убивают цены для легальных игроков рынка. Нелегал не платит налоги в полном объеме (НДС-то 20 %!), не тратится на страховые взносы за штат, экономит на лицензиях и софте для отслеживания. Соответственно, его ставка на 15-30 % ниже, чем у легального перевозчика. Последний не в состоянии конкурировать, поэтому теряет клиентов или работает в минус.
В отсутствие реестра нет даже необходимости регистрировать юрлицо. Заключил договор на ИП (или вообще физлицо), взял груз, предоплату – и «растворился». Заказчик остается и без денег, и без груза – судиться не с кем. Ну и с ответственностью, как следствие, полный беспредел. Сломали груз? Потеряли? Опоздали на неделю? Нелегалу «ни тепло, ни холодно». Максимум потеряет «одноразовый» ИП-статус. Легальный экспедитор связан договором, поэтому рискует репутацией, деньгами, местом в реестре, в конце концов. Да и в целом, нелегалы способствуют деградации рынка. Когда главный критерий – низкая цена, про качество, отслеживание и безопасность все забывают. Рынок скатывается на уровень «дешево и сердито», где царят серые схемы и обнал. Нелегалы ворочают огромными суммами без уплаты налогов, выводят в кэш, а казна недополучает свои законные отчисления.
Как отразится закон на рынке автоперевозок? Со стороны властей это полезная инициатива, только вот на практике вряд ли будет все однозначно. Да, механизм сработает против мелких однодневок, то есть тех, кто работал по схеме «создал ИП – накрутил заказов – «кинул» клиентов – закрылся». Таких станет ощутимо меньше, демпинг частично уйдет с рынка, легальным компаниям будет легче. Но им придется вкладываться в софт, страхование, лицензии, налоги. Часть этих затрат неизбежно перекочует в тарифы. Не критично, но рост цен на 5-10 % для клиентов все же возможен. При новом законе крупные легальные игроки усилят позиции. Доверие к реестровым компаниям должно вырасти. Они смогут больше инвестировать в сервис и технологии.
Небольшие экспедиторские компании, которые только начинают, процедура регистрации и соблюдение всех требований реестра понесут дополнительные бюрократические и финансовые издержки, которые могут элементарно «не потянуть». А вот «середнячки», те, кто посерьезнее и давно в рынке, еще глубже уйдут в тень и станут работать более обезличено, минуя регистрацию. Будут действовать через подставных физлиц, переквалифицируют договоры в «разовые услуги по поиску машины». Штрафы большие, но поймать сложно. Борьба продолжится.
Прогноз. Первые год-два рынок немного «взболтает»: грядут первые проверки и громкие штрафы, трансформация и отсев нелегалов, рост цен на фоне адаптации. В среднесрочной перспективе (3-5 лет) можно ожидать положительного эффекта, если ГИБДД/Ространснадзор начнут реально и системно ловить нелегалов, а не только штрафовать их, отрабатывая разовые жалобы. Полностью проблема не решится – слишком выгодны схемы. Но доля легального рынка должна вырасти. Да и клиенты станут более защищены. Когда работаешь с реестровым экспедитором, шансов вернуть деньги или взыскать ущерб больше. Я думаю, что, в целом, закон – это шаг в правильном направлении, но панацеей он не станет. Реестр и штрафы – всего лишь инструменты. Будет ли результат, зависит от реальности контроля и жесткости блокировки схем ухода в тень. А это большая комплексная работа, в том числе и по борьбе с коррупцией в контролирующих органах.
Читайте также:
Клиенты компании «Альфа-Лизинг» до 15 июля текущего года могут приобрести любой вид автомобильной техники с выгодой из стоков компании.
Где и сколько стоит топливо: 5 августа
Машины каких поколений попадают в вилку платежеспособного спроса перевозчиков? Это можно выяснить за считанные минуты, полистав сайты объявлений