Главная » Статьи » Экономика » Реестр экспедиторов – как он скажется на грузоперевозках? Мнения экспертов

Реестр экспедиторов – как он скажется на грузоперевозках? Мнения экспертов

На платформе «ГосЛог» (оператор Минтранс) создадут реестр лиц, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность. Компании, не включенные в реестр, работать не смогут
Реестр экспедиторов

Президент подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. В нем, помимо ряда изменений, содержится пункт о создании реестра экспедиторов. Компании и предприниматели, не включенные в указанный реестр или исключенные из него, работать не смогут. Как это скажется на грузоперевозках?

Время на адаптацию

Никита Злобин, операционный директор компании «А2 Экспедирование»

Никита Злобин

– Этот законопроект и отдельные законодательные акты РФ обсуждается в профессиональном сообществе уже давно. После внесения в Госдуму документ был доработан с учетом предложений отраслевых объединений и ассоциаций. В ходе первого чтения обсуждались спорные моменты: создание реестра, перечень запрещенных грузов и полномочия экспедиторов. Закон прошел несколько этапов рассмотрения и доработки, включая первое и второе чтения, с участием профильного комитета Госдумы и представителей бизнеса.

Создание различных государственных реестров не инновационная российская практика. Например, Европейский реестр операторов грузовых перевозок (ERRU) позволил снизить число нелегальных перевозчиков, упростил проверки на добросовестность компаний, повысил прозрачность рынка и качество конкуренции. Система FMCSA (Federal Motor Carrier Safety Administration, США) создала реестр перевозчиков, который повысил доверие клиентов к легальным операторам, снизил страховые издержки компаний, внесенных в реестр, и, по статистике, сократил аварийность на дорогах за счет отсева нелегальных перевозчиков. В других странах использовали альтернативные способы цифровой трансформации участников цепей поставок и налогоплательщиков. Например, в Индии ввели систему электронных накладных (E-waybill) для контроля перемещения грузов и сбора НДС. По статистике, ее внедрение на 30% сократило незаконные перевозки и ускорило прохождение границ.

Опыт других стран показывает, что реестры и цифровой контроль снижают риски мошенничества, повышают прозрачность, улучшают качество услуг (за счет отсева недобросовестных игроков), а государству дают долгосрочный экономический эффект от прозрачности налоговых поступлений. Однако малому бизнесу требуется время на адаптацию. Для России ключевой вызов – обеспечить плавный переход, не создавая излишней нагрузки на бизнес и законодательных противоречий. Реестр экспедиторов — важный шаг к цифровизации, прозрачности и надежности транспортно-логистического рынка. Для экспедиторских компаний это означает новые требования: учет, электронный документооборот и более строгий контроль. Однако рынок в целом выиграет от сокращения числа недобросовестных участников и роста качества услуг. Создание реестра — логичный ход в рамках цифровизации экономики, синхронизации с программой «Цифровая экономика», унификации требований ЕАЭС и борьбы с теневым сектором логистики.

Что произойдет?

Экспедиторы будут работать только с электронными документами, подписанными электронной подписью. Эту систему свяжут с госсистемой электронных перевозочных документов. Налоговая и Минтранс решат, как они должны выглядеть. Все экспедиторы должны будут зарегистрироваться на «ГосЛог». При этом у руководителей не должно быть судимостей за экономические преступления. За нарушения могут исключить из реестра. Ввозить запрещенные товары можно только по особым правилам. Следить за всем будет Минтранс.

Что убрали из законопроекта после второго чтения?

Самые жаркие споры вызвала попытка внести дополнение: после слов «по организации перевозок» предлагалось добавить «и (или) перевозке», что противоречит ГК РФ. Перевозка – функция перевозчика, а не экспедитора. В принятой редакции закона этого пункта нет. В статье 4 планировалось обязать экспедиторов использовать технические средства (рентген, металлодетекторы, газоанализаторы) для выявления запрещенных предметов (оружие, наркотики, опасные вещества). В финальной редакции этого пункта тоже нет. В первоначальной редакции статьи 2 предлагалось наделить экспедиторов правом уничтожать груз без решения суда, что противоречит Конституции РФ и действующему законодательству. Эту норму не приняли.

Что оставили?

Главное нововведение – обязательная регистрация в реестре на платформе «ГосЛог». Если компании нет в этом списке, она не имеет права работать. Чтобы попасть в реестр, нужно быть юридическим лицом или ИП и соответствовать двум условиям: у руководителя не должно быть судимости за экономические преступления, и компанию не должны были штрафовать больше двух раз за год по статьям 2.1, 2.2 и 4 нового закона. Чтобы перевозить товары, изъятые из оборота или с ограниченным оборотом, экспедитор должен быть не только зарегистрирован в реестре, но и гарантировать соблюдение всех правил перевозки таких товаров. Если он не может выполнить эти требования, то не имеет права браться за такую перевозку.

Мое внимание привлек пункт о том, что при регистрации в реестре нужно указывать территорию деятельности. Рассчитываю, что там можно будет нажать на галочку «Вся Россия». Пока визуально не увижу, не пойму, для чего необходимо ограничивать зону своей деятельности. С 1 сентября 2026 года экспедиторы и перевозчики переходят на электронные документы с усиленной квалифицированной электронной подписью, которые будут передаваться через платформу «ГосЛог». Пока отдельного сайта для «ГосЛог» нет, предполагается работа через Госуслуги и порталы ведомств. Как именно будет реализован доступ к платформе, пока неясно. Однако известно, что платформа будет использовать технологию распределённого реестра (блокчейн) для защиты данных от изменений. Минтранс и ФНС опубликуют информацию о запуске и доступе к платформе.

На мой взгляд, изменения в законе открывают новые возможности для бизнеса: цифровизация документооборота, ускорение регистрации и повышение прозрачности рынка, что способствует честной конкуренции. Однако потребуются вложения в IT и обучение сотрудников, а также готовность к сложностям переходного периода. Государство усилит контроль над отраслью, автоматизирует процессы и снизит риски злоупотреблений, что повысит безопасность перевозок. Но это потребует инвестиций в цифровую инфраструктуру и защиту данных. Для граждан повысится надежность и прозрачность услуг, снизятся риски мошенничества. В краткосрочной перспективе возможен небольшой рост цен из-за расходов бизнеса на цифровизацию.

В целом, эти изменения – шаг вперед для всей отрасли. Они делают рынок современнее, безопаснее и удобнее для всех участников. Главное не бояться изменений, честно обмениваться опытом и использовать новые возможности для развития. Делать логистику России эффективнее и технологичнее и участвовать в этом процессе лично мне очень интересно.

Максимальная прозрачность рынка

Игорь Бурлов, учредитель и генеральный директор транспортно-логистической компании «Арнейс», руководитель таможенного комитета «Ассоциации экспортеров и импортеров», заместитель правления «Гильдии профессиональных участников ВЭД «Гермес»

Игорь Бурлов

– Поправки в ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», в том числе создание централизованного реестра участников рынка и переход на электронный документооборот, осуществляются в рамках усиления контроля за перевозкой грузов. В числе конкретных целей – максимальная прозрачность рынка, безопасность перевозок, отслеживание несанкционированных грузов, уменьшение числа компаний-посредников. Сегодня действительно назрела такая необходимость. В России стремительно растет число экспедиторов, которые, по сути, просто передают информацию, не делая ничего серьезного и полезного. Такие игроки «засоряют» рынок, уменьшают его прозрачность. А реестр свяжет все в единую информационную систему, которая потребует официальной регистрации или аккредитации, серьезной юридической подоплеки. И те компании, что не выполнят это условие, просто потеряют право на заключение договоров. Позитивные моменты новшества в том, что «черные» и «серые» компании уйдут с рынка, а легальные повысят свою ответственность, завоюют доверие заказчиков и будут дорожить своим законным статусом.

Теперь об обратной стороне медали. Любое регулирование рынка влечет за собой рост цен. Игроки берут на себя обязательства по регулярной уплате госпошлин, подтверждению квалификации, предоставлению отчетности. Иными словами, мы будем наблюдать снижение гибкости логистических систем. Также много будет зависеть от того, как все это будет внедряться: поэтапно, с учетом времени на адаптацию, исправление ошибок, или единовременно, в «шоковом» формате, как было при вводе системы «Платон». Тогда из-за того, что никто не знал что делать, половина перевозок просто встала, а цены резко взлетели вверх. В настоящий момент можно сказать одно: надо серьезно смотреть на практическое применение новых поправок, поэтому все будет зависеть от тактики исполнительной власти.

Своевременная мера

Олег Слугин, руководитель департамента автоперевозок ATC Global Logistics

Олег Слугин

– Принятие законопроекта о создании реестра экспедиторов – ожидаемый шаг к упорядочиванию логистического рынка. Экспедиторские услуги в России традиционно оставались в серой зоне: входной порог был низким, на рынке появлялись игроки, не несущие никакой ответственности перед грузовладельцем. Новый закон, по сути, вводит аналог «профессионального допуска», что повышает требования к компаниям и формирует минимальные стандарты качества и прозрачности.

Отдельно стоит отметить прописанную в законе ответственность за перевозку неизвестных грузов. Экспедитор сможет принимать к перевозке только те грузы, по которым от клиента получена в письменном виде информация о характере груза, его свойствах и условиях перевозки. Это нужная и своевременная мера, способствующая прозрачности и безопасности грузовых перевозок. Для добросовестных участников рынка – это позитивная новость. Компании с выстроенной внутренней структурой, репутацией, партнерскими связями и страховыми решениями спокойно пройдут отбор и лишь укрепят позиции. Такие изменения создают конкурентное преимущество для зрелых игроков, в том числе тех, кто имеет собственную инфраструктуру и официальный статус агентов авиакомпаний, как в случае с ATC Global Logistics.

В краткосрочной перспективе рынок может испытать легкую турбулентность: часть мелких и непрозрачных компаний будет вынуждена приостановить работу. Это может привести к временному снижению гибкости и росту ставок в некоторых нишах, особенно там, где ранее преобладали посредники. Однако уже в среднем горизонте это повысит общую устойчивость логистических цепочек и упростит для клиентов выбор поставщика – реестр будет своего рода маркером надежности.

Важно, чтобы процедура включения в реестр была максимально прозрачной, а требования адекватными. Необходимо исключить риск того, что формальные барьеры станут инструментом давления или лоббизма. Если же реестр будет использоваться как инструмент защиты добросовестного бизнеса и клиентов от мошенничества и непрофессионализма, это станет шагом к цивилизованному и зрелому рынку. Сама идея реестра логична. Мы приближаемся к ситуации, когда ответственность за логистику и ее надежность требуют не только внутренних регламентов компании, но и системного государственного контроля.

Читайте также:

Грузоперевозки дорожают. Надолго ли?

Партии грузов становятся тяжелее

Поправки в закон 


«Рейс» теперь в Telegram
Подпишитесь, чтобы быть в курсе



Как уберечь от досадных поломок один из самых дорогостоящих агрегатов любой техники – двигатель, и выжать из него максимальный ресурс? Правильно эксплуатировать, использовать качественное топливо и заливать хорошее, проверенное моторное масло.

Двигатели для КАМАЗов

Двигатели для КАМАЗов – этапы капитального ремонта

Капитальный ремонт позволяет восстанавливать технику и поддерживать ее в работоспособном состоянии с гораздо меньшими затратами, чем приобретение новой

Фургон Foton Toano

Фургон Foton Toano – снаружи один, внутри другой

На наш рынок вышел легкий китайский фургон Foton Toano. Ему, как и одноименному кванту электромагнитного излучения, присущ дуализм, правда не корпускулярно-волновой, а скорее дизайнерско-технический. Смотришь на фургон снаружи – видишь одну машину, но стоит углубиться в ее устройство – совсем другую

Галерея (3)

Никита Злобин
Игорь Бурлов
Олег Слугин

Комментировать





Поделиться