Перевозчику придется платить
Наибольшее количество проектов реализуется на строительстве автомобильных дорог и объектов автодорожной инфраструктуры (15 из 17 объектов на федеральном уровне и 23 из 31 объекта на региональном). Много это или мало для России? Вопрос, выходящий за рамки нашего исследования, но отметим, что правовая база для их реализации не только существует, но и развивается. Возможности для партнерства бизнеса и власти имеются и оформлены законодательно, причем есть возможность выбрать ту правовую форму, которая соответствует требованиям по длительности договора, возвратности, комплексности и минимизации рисков.
Так почему же при разработанной правовой базе, при необходимости развития инфраструктуры, и в первую очередь транспортной, при снижении государственных средств на эти цели проектов, а уж тем более готовых объектов, построенных на принципах ГЧП, в России очень мало?
О проектном подходе на принципах ГЧП в развитии транспортной инфраструктуры в полной мере можно говорить применительно к деятельности компании «Автодор», которой передано в управление федеральное имущество для использования в концессиях и ГЧП. ГК «Автодор» выступает как концедент, или заказчик специальной проектной компании, привлекающей внебюджетное финансирование. Так, с созданием дееспособного представителя государства заработала схема реального проектного финансирования в дорожном строительстве.
Вот эта юридическая возможность, позволяющая вкладывать частные деньги в государственную и муниципальную инфраструктуру на условиях концессии или других форм ГЧП, постепенно захватывает участников рынка. Помимо дорог становятся возможны и другие проекты регионального и городского развития, за которые тоже отвечают власти (о них речь пойдет далее).
Концессионные соглашения, которые до вступления в силу федерального закона о ГЧП являются основой для работы на принципах государственно-частного партнерства, также совершенствуются, причем именно в направлении частного инвестора. На последних принятых изменениях в закон о концессионных соглашениях следует остановиться особо, тем более что они близки к теме нашего обзора.
Принятые поправки сохраняют закрытый перечень объектов концессионного соглашения, однако устанавливают возможность заключения концессионного соглашения в отношении нескольких объектов, если они не относятся к объектам ЖКХ. Такое нововведение позволит в дальнейшем реализовывать комплексные инфраструктурные проекты, предусматривающие создание различных видов объектов в рамках одного крупного концессионного проекта. В частности, это возможно при создании транспортно-пересадочных узлов, включающих объекты автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, а также при реализации проектов, направленных на строительство различных объектов в сочетании с необходимостью обеспечения проезда к ним. Также поправки устанавливают возможность проведения совместных конкурсов с несколькими публично-правовыми образованиями, в случае если планируется создание и (или) реконструкция объекта, части которого находятся или будут находиться в их собственности. Такое положение позволит синхронизировать заключение концессионных соглашений, что опять-таки важно для комплексных проектов, к которым относятся транспортные.
Еще одной важной поправкой является установление преимущественного права выкупа объекта концессионером по его рыночной стоимости, если объект был включен в документы планирования приватизации имущества. Таким образом, дальнейшее управление объектом соглашения лицом, осуществлявшим его создание (реконструкцию) и эксплуатацию, повысит эффективность его работы.
Вносимыми изменениями предоставляется возможность установления платы концедента по концессионному соглашению вне зависимости от вида объекта концессионного соглашения. Плата концедента как механизм обеспечения возвратности инвестиций концессионера наиболее востребована в инфраструктурных проектах с низкой вероятностью окупаемости либо в проектах, не предполагающих получение частным партнером для покрытия своих затрат платежей от пользователей инфраструктурой (бесплатные автомобильные дороги). Распространение платы концедента на все объекты концессионного соглашения позволит реализовывать проекты, которые в настоящее время, из-за того что нет гарантированных источников возвратности инвестиций, не выгодны инвесторам.
Наконец, самое интересное – это изменения в отношении частной инициативы при заключении концессионного соглашения.
Рассматриваемыми поправками признана допустимой частная инициатива на заключение концессионного соглашения. В настоящее время решение об инициировании процедуры заключения концессионного соглашения принимается государственным партнером. Безусловно, участие частного партнера в подготовке к реализации концессионного проекта позволит с учетом интересов обоих партнеров расширить пул реализуемых проектов, а также сократить сроки подготовительной стадии реализации проекта благодаря возможности использования бесконкурсной процедуры заключения концессионного соглашения.
Рассматриваемыми поправками устанавливаются два способа заключения концессионного соглашения по инициативе частного партнера:
проведение концессионного конкурса;
заключение концессионного соглашения без конкурса с инициатором реализации проекта.
Таким образом, права концессионеров расширены, процедуры либерализованы, частная инициатива при заключении соглашений предполагает больше возможностей.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.