Налоговики будут оценивать компании по-новому – что ждет перевозчика? Мнение эксперта
С 2026 года Федеральная налоговая служба вводит новую систему проверки финансовой надежности компаний и индивидуальных предпринимателей.
Первый этап:
– отсутствие налоговых нарушений (НДС);
– оценка риска банкротства и ликвидации;
– отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.
Деятельность тех, кто прошел эту проверку, будет оценена по балльной системе (больше-лучше): максимум для юрлиц – 55 баллов, для ИП – 31.
Критерии балльной оценки:
– условия оплаты труда работников и размер фонда заработной платы;
– стоимость активов, включая транспортный парк;
– адрес регистрации юридического лица;
– налоговая нагрузка и структура доходов;
– наличие иностранного капитала и акционеров.
Влияние на транспортную отрасль:
– контрагенты смогут оценивать надежность партнеров до подписания договоров;
– государственные заказчики смогут запрашивать рейтинг перевозчиков при тендерах;
– кадровая политика и состояние автопарка станут значимыми элементами рейтинга.
Влияние государства
старший преподаватель Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ
– ФНС уже несколько лет пытается повлиять на ситуацию незаконного привлечения самозанятых водителей (6% поступлений в бюджет) вместо штатных сотрудников компаниями (недополучение минимум 43% поступлений в бюджет), занимающимися перевозкой грузов автотранспортом. К этим мерам можно отнести и перевод путевых листов в ЭДО, и увеличение камеральных налоговых проверок грузоперевозчиков, у которых количество самозанятых водителей превалирует над штатными водителями.
Одновременно с этим ожидаемый эффект не отвечает целям проверяющих. Арбитражная практика по вопросу отношений с самозанятыми водителями противоречива, а решения зависят от убедительности аргументов ФНС и совокупности признаков подмены трудовых отношений. Было несколько заходов со стороны государства повлиять на данный процесс. Одним из них был прошлогодний законопроект № 647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вынесенный на рассмотрение Госдумой. Суть поправок заключалась в следующем: регистрировать крупнотоннажные ТС можно только на юридических лиц и ИП, а самозанятым – запретить перевозить грузы на автомобилях с максимальной массой свыше 3,5 т. Инициаторы поправок предполагали, что такие изменения ликвидируют серые схемы в области налогообложения грузоперевозчиков, ведь изменения заставят самозанятых водителей уйти с рынка или зарегистрировать ИП. В пояснительной записке к проекту № 647526-8 говорилось, что легализация грузоперевозок обеспечит поступление порядка 450 млрд рублей налогов в бюджет ежегодно.
Исходя из этого, вполне логично, что на первом месте бальной оценки со стороны ФНС стоят именно условия оплаты труда работников и размер фонда заработной платы. Если же говорить о возможных последствиях для бизнеса, то это уход части перевозчиков с рынка и существенный рост стоимости самих грузоперевозок.
Читайте также:
Контроль за иностранными перевозчиками
Сейчас, когда запчасти привычных брендов исчезают из продажи, приходится разбираться в представленных аналогах. Автозапчасти MARSHALL – равноценная замена иностранным маркам.
В системе «Платон» зарегистрирован значительный рост платежей от китайских автоперевозчиков. Что это значит?
Где и сколько стоит топливо: 28 августа