Седельный тягач MAN TGX 41.680 8×6 BBS
Трансмиссия
Для столь мощного двигателя, под такую полную массу автопоезда, казалось бы, нужна особая силовая линия. Однако здесь отличия в трансмиссии, допустим, от тяжелого четырехосного самосвала MAN с автоматизированной 12-ступенчатой коробкой ZF AS-Tronic – только в наличии высокопрочных керамических накладок в однодисковом диафрагменном сцеплении и в установке специального трансмиссионного блока WSK 440 с гидротрансформатором. Этот блок тоже делает ZF, он устанавливается между маховиком и сцеплением. Максимальный коэффициент трансформации – 1,58-1,65, то есть до 65% увеличивается момент, передаваемый с двигателя на трансмиссию. Кстати 1,65 – это совсем немного, у нашего ЛИАЗ-677 было 2,8. Как обычно, гидротрансформатор блокируется на определенных режимах: в первую очередь, когда разность вращения скоростей насосного и турбинных колес составляет менее 20%, и в случае если обороты двигателя превышают максимальные. Интересно, что модуль ZF WSK 440 (Wandlerschaltkupplung) может использоваться в сочетании с механическими и автоматизированными коробками передач производства ZF. Если WSK 440 агрегатируется с КПП Ecosplit, то такой вариант трансмиссии называется ZF-Transmatic, а если в сочетании с роботизированной КПП AS-Tronic – тогда ZF-TC Tronic. Коробка передач с WSK 440 – дорогой агрегат, выпускаемый небольшими тиражами. Основная область применения – тягачи, эксплуатируемые в составе сверхтяжелых автопоездов, или специальная техника: тяжелые автокраны, пожарные автомобили и т. п. Фактически сочетание такой гидромуфты и автоматизированной механической коробки – альтернатива классической ГМП, к примеру, выпускаемым Allison Transmission. Причем фирма Toni Maurer, естественно, работает и с Allison. Летом 2016 года семейная фирма по заказу MAN подготовила для российского рынка (видимо, на пробу) два карьерных самосвала MAN TGS, оснастив их АКП Allison 4500.
Трансмиссию этого седельного тягача поневоле сравниваешь со всеми коробками/раздатками/мостами виденного более года назад майнингового самосвала MAN TGS, рассчитанного на полную массу 50 тонн. На самосвале тоже стоял 12-ступенчатый «робот» ZF 12AS-Tronic 12AS 2330, но «послабее», чем на тягаче – там применена ZF 12AS-Tronic 12AS 2740. У MAN эти «автоматы» ZF называются TipMatic. Последние цифры указывают на ориентировочный момент двигателя: 2300 или 2700 Н.м. При этом, напомним, эти коробки собраны в одном корпусе, а под увеличенный момент делают шире само зубчатое зацепление на шестернях. Передаточные числа от 12,33 до 0,78. В Европе все чаще на тяжелых грузовиках применяются «роботизированные» механические коробки, причем не только на тягачах для магистральных перевозок, но и на строительных грузовиках. Баварцы начали применять коробку ZF AS-Tronic одними из первых, еще в конце 90-х. Такие КП способствуют снижению расхода топлива и обеспечивают щадящий режим агрегатам трансмиссии.
Напомним, наряду со стандартной версией TipMatic для грузовиков TGX и TGS разработано еще два варианта программ, предназначенных для конкретных сфер применения. Вариант «Offroad» полезен на строительных площадках и бездорожье. Благодаря измененным настройкам электронного блока управления, сближенным передаточным числам обеспечивается быстрая смена передач и лучшая динамика. Кроме этого, с внедорожной настройкой коробки можно даже «раскачивать» завязнувший в грязи автомобиль. Другой вариант – «Fleet». Он может быть применим транспортными фирмами при высокой степени одномарочности, имеющими штат водителей недостаточной квалификации или вообще сдающих автомобили в аренду. С ним коробка всегда работает в автоматическом режиме, исключая вероятность неверного переключения и высокого расхода топлива. Водитель может включить только передачи, предназначенные для трогания с места, маневрирования и для режима продолжительного движения с низкой скоростью.
Какая колесная формула лучшая для такого четырехосного супертягача? Однозначно – полный привод 8х8. И не столько для проходимости (хотя всякое может быть), сколько для равномерной передачи крутящего момента на все колеса, для уменьшения нагрузки на полуоси и редукторы. Полный привод хорош, но дорог. 8х4 – самый простой и недорогой вариант, однако на заснеженных дорогах, не говоря уже о размокшей грунтовке, с ним могут возникнуть проблемы. Получается оптимальная схема – 8х6, тем более что вторая управляемая ось – односкатная и идет по следу, проложенному передним ведущим мостом. Но для привода переднего моста нужна раздаточная коробка.
Ранее одним из производителей раздаток в Европе была компания Steyr Daimler Puch AG в Австрии, но в 2001 году ZF купил ее, и с 2006 года РК собирают в Германии, в Пассау. Однако MAN сам выпускает раздатки для своих тяжелых грузовиков. Их две модели: G252 и G253, и они были разработаны в 1990 году… ZF Friedrichshafen. В Европе без ZF мало кто обходится. Тогда MAN и ZF хотели организовать совместное производство РК, но проект не был реализован, и в 1998 году MAN начал самостоятельно изготавливать эти агрегаты. Раздатки MAN G252 или G253 могут быть или с постоянно включенным полным приводом, или с отключаемым. Напомним, постоянно включенный передний мост косвенно увеличивает проходимость – из-за отсутствия влияния «человеческого фактора». Водитель ведь может просто забыть подключить полный привод перед бездорожьем… В любом случае в раздатке есть дифференциал, и, естественно, есть возможность его блокировки через электропневматический привод. Раздатки MAN G252/G253 двухступенчатые с передаточными числами 0,98 и 1,58, тем самым количество передач в трансмиссии повышается до 24-х при установке ZF AS-Tronic или до 32-х на самосвалах с 16-ступенчатой «механикой» ZF. Эти раздатки рассчитаны на входной крутящий момент 22 000 Н.м или на работу с моторами мощностью от 550 до 750 л. с. Так что у РК есть солидный запас прочности.
Ведущие мосты MAN производит сам. Здесь применены самосвальные мосты, те же, что на MAN TGS, которые мало чем отличаются от мостов TGA, а те, соответственно, являются наследниками традиций мостов MAN F2000. Особенность конструкции – прочные литые балки мостов, штампо-сварные балки в Европе применяют в основном на магистральных грузовиках. Первый ведущий мост с проходным редуктором, поэтому в нем есть дополнительная пара шестерен, но второй мост – с обычным одинарным редуктором. Конечно же, есть ступичные планетарные редукторы – здесь в производстве у MAN тоже огромный опыт. Они гарантируют надежную работу полуосей и обеспечивают солидный дорожный просвет под картером главной передачи. У самосвальных мостов есть несколько вариантов передаточных чисел, но, судя по спецификации, для трехосника 6х4 чаще всего применяют число i= 4,33, а для самосвала 8х4 i= 4,00. Для тягача передаточные числа немного увеличили – до 4,83, и это при таком мощном двигателе и наличии гидротрансформатора! Естественно, в мостах предусмотрены блокировки межосевого и межколесных дифференциалов с электропневматическим включением.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.