Самосвальный автопоезд на шасси Volvo FH16 8×4
Ходовая
Из-за применения на тягаче огромных камерных шин Michelin 14.00 R 20 автомобиль вышел за габариты ширины. Поэтому на крыльях кабины установлены пластиковые расширители, а над задними колесами (они-то больше всего и выступают по сторонам) крылья из транспортерной ленты. Диски колес отличаются от дисков магистральных грузовиков – они с запорным кольцом и выдерживают нагрузку свыше 5 тонн.
Рама – в исполнении Heavy Duty и, как написано в спецификации, «высокая». Даже несмотря на примененную здесь легированную морозоустойчивую сталь, лонжероны постоянной высоты по всей длине имеют солидный профиль в 300 мм, полки равные 90 мм и 8-миллиметровую толщину проката. Внутри лонжеронов – вставка, тоже толщиной 8 мм, она укладывается почти во всю длину рамы. Очень мощно сделана рама в районе оси балансира, здесь различные накладки и усилители уложены в пять слоев. По-другому нельзя, конструкция задней тележки допускает нагрузку в 32 тонны,
то есть по 16 тонн на ось, а фактически – еще больше. Здесь в рессорах балансира по 11 листов – обычно 9 листов. Сами рессоры шире – не 85 мм, а 90 мм. Интересно, что балансир вращается на оси не на втулках, как обычно, а на огромных сайлент-блоках, и потому он не требует обслуживания. В подвеске второго ведущего моста установлен стабилизатор.
Нагрузка на передние оси – по 9 тонн, соответственно, под нее выбраны подшипники ступиц и размер шкворней. Но в спецификации пишут, что максимальная техническая нагрузка на две передние оси – 20 т, то есть по 10 тонн, однако для полноценного использования этой грузоподъемности осей необходимо «обувать» шины 385/65R 22,5. Применены балки со спрямленными шкворневыми «ушами» – перевозчики порой и не знают о такой опции. Передняя подвеска – жесткие параболические рессоры, в каждой по три листа переменного сечения. Еще одно отличие в передней подвеске – у рессор не используют сайлентблоки. Здесь все на резьбовых втулках и пальцах. Достаточно старая конструкция, знакомая нам по подвеске «Волг» или по передней подвеске грузовиков-«американцев». Шведы утверждают, что у резьбовых втулок большая площадь соприкосновения с пальцами, и потому они очень долговечны. Надо только не лениться смазывать… На передней оси установлен стабилизатор поперечной устойчивости. Хотя правильно сделанные дисковые тормозные механизмы достаточно работоспособны в северных районах Швеции, Норвегии, Финляндии и Канады, но для работы в России на Volvo FH16 8х4 применяют только барабанные тормоза. Конечно же, колодки у них самоцентрирующиеся, есть автоматическая регулировка зазоров, электронно-пневматический привод с ABS. Очень удачно на ведущих мостах расположены тормозные камеры с энергоаккумуляторами, они спрятаны высоко в лонжеронах рамы. Повредить их на грейдерной трассе или выдрать в колее – невозможно. Чтобы повысить эффективность работы стояночного тормоза на вторую управляемую ось тоже ставят тормозные камеры с энергоаккумуляторами. Итого их шесть.
Кабина
Кабина Volvo FH шестого поколения – одна из лучших не только в Европе, но и в мире. Во многом благодаря кабине этот FH стал победителем европейского конкурса Truck of the year 2014.
Конечно же, наши водители всегда восхищались объемом любой кабины Globetrotter, однако на самосвальном тягаче Volvo FH16 8х4 применена кабина с низкой крышей – никаких огромных полок и ящиков здесь нет. Подобные кабины применяют на Volvo FH автовозах. Вообще, на выставочной площадке в Калуге стояли рядом с Volvo FH16 8х4 пара самосвалов Volvo FМХ 6х4 – было с чем сравнить. При том, что у чисто строительного FМХ очень колоритное оформление фасада, все же кабина FH лучше. По ширине они одинаковы, но в основе FМХ каркас кабины пятого поколения, а у «шестого» FH – оригинальный каркас. В результате кабина получилась просторнее. Для «АЛРОСы» шведы не стали экономить на спальнике – на Volvo FH16 8х4 полноценная нижняя полка шириной 82 см – очень просторная «кровать». Разве что второго яруса нет. Внутренняя ширина кабины, по боковым стеклам – около 233 см, внутренняя длина от лобового стекла до обивки задней стенки – 206 сантиметров. Ровного пола нет даже и у кабины FH Globetrotter, но тоннель выступает всего на 9 см, передвигаясь по кабине его просто незаметно. Здесь та же самая высота тоннеля. Высота от тоннеля до потолка, в центре кабины – 1620 мм. По сравнению с Volvo FH пятого поколения, у «шестого» увеличен диапазон регулировки кресла водителя по длине до 24 см, а по высоте до 10 сантиметров. Все кресла у Volvo Trucks очень удобные, с хорошим набором регулировок, в том числе с регулировкой длины
подушки, пневмоподвеской и для водителя, и для пассажира (как опция). Кресла могут быть и с электроподогревом (что важно для Якутии), и с вентиляцией, с регулируемой боковой и поясничной поддержками, с возможностью откидывания вперед и назад, несколькими вариантами обивки, вплоть до натуральной кожи. Это что называется – проблема выбора… Рулевая колонка с дополнительной функцией регулировки – у маленькой педали для регулировки есть промежуточное положение. Если на нее нажать полностью – можно вытянуть и наклонить баранку в обычных пределах, но если нажать совсем немного – появляется возможность управлять пневмоцангой еще в одном дополнительном «колене».То есть, с двумя последовательно установленными карданами, руль можно поставить хоть горизонтально, по-автобусному, хоть вертикально – положив его на колени.
На кабинах FH Globetrotter одной из особенностей в интерьере была заводская подготовка под монтаж телевизора: подведено и питание, и кабель антенны, а в каркасе кабины сделаны необходимые резьбовые отверстия для крепежа «ящика». А в правом шкафчике над лобовым стеклом устанавливали микроволновку! Но это с высокой крышей… Зато здесь, в рамках пакетного предложения, есть стереоаудиосистема с расширенными возможностями, радио – AM/FM и вспомогательный 7 дюймовый цветной дисплей размером 153х92 мм. Из благ, которые позволяют преобразить кабину Volvo FH16 8х4 почти что в кухню – кофемашина и холодильник. Но в рейс такой протяженности проще взять термос и бутерброды.
Для работы в морозной Якутии предпочтительнее пружинная версия четырехточечной подвески кабины. Здесь как раз стоит такая. На пневмоподвеске могут обмерзать регуляторы уровня. Вообще, эксплуатация тяжелых грузовиков в холода под 50 градусов в России – отдельная и очень объемная тема… В 2005 году российское представительство Volvo устроило демо-тур журналистам по зимникам Якутии: от Ленска, через Удачный и Мирный – почти что до побережья моря Лаптевых. И мне повезло участвовать в нем. Там довелось повидать «Уралы», утепленные оленьими шкурами и наклеенным сырой резиной двойным остеклением. МАЗы и КамАЗы там оборудуют дополнительными печками, в которых тепло несет моторное масло. В кабине же Volvo FM при морозе за 40 градусов фирменная печка работала вполсилы, и все равно в свитере было жарко. Приходилось приоткрывать окно и люк в крыше. На стоянке выручает «сухая» автономка мощностью в 1,8 кВт, но если нужно, поставят печку с производительностью в 4 кВт. У шведов вообще и на Volvo в частности очень хорошее, отлаженное отопление кабины. Сейчас на Volvo FH16 8х4 с полноценным климат-контролем будет видимо не хуже.
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Журнал «Рейс» и компания «БетонТехСтрой» начали совместный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUBRIGARD FLEETMAX PRO CNG LA 10W‑40, предназначенного для автомобильной и специальной техники, работающих на газовом топливе
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.