КАМАЗ. Мы помним, как все начиналось
Сейчас, когда мы живем во втором десятилетии XXI века, нам сложно понять, какой была ситуация в СССР с отечественными грузовиками в конце 60-х и начале 70-х годов. Сегодня в России работают шесть автосборочных заводов из европейской «большой семерки» плюс заводы Ford, Isuzu, Cummins, ZF, Knorr-Bremse, FederalMogul, идет строительство автозавода Hino. Но есть смысл пристально взглянуть, что тогда принесло огромной стране строительство Камского автозавода и какими были первые грузовики КАМАЗ.
В конце 60-х годов
В январском номере журнала «За рулем» за 1970 год, единственного в тот момент автомобильного журнала СССР, как ни странно, нет ни одной статьи о начале строительства Камского автозавода. Даже в февральском и мартовском номерах в основном пишут о надвигающемся 100-летнем юбилее В. И. Ленина. Есть статьи о строительстве АвтоВАЗа, об обновленном дизайне «Москвич‑412», статья про четырехосный военный МАЗ‑543. А еще – «сериал» в нескольких номерах о семи заводах советского автопрома на Волге и, в частности, о Ярославском моторном заводе, где «разрабатывают новые дизели для ЗИЛа». Дальше применительно к ЯМЗ пишут о горизонтальных автобусных дизелях для перспективных ЛАЗов и ЛИАЗов – сейчас-то мы знаем, что их не запустили в производство, чтобы не создавать конкуренцию венгерскому Ikarus. И, как-то вскользь – о моторе, который будут поставлять на будущий завод тяжелых грузовиков. Опять-таки, сейчас понятно – пишут про КАМАЗ, но почему-то без указания конкретного места постройки. Мотор без указания индекса сравнивают с ЯМЗ‑236, говорят, что он мощнее на 20-30 сил и при этом легче на 200 кг.
А каким был грузовой автопарк СССР в конце 60-х годов, что было нового? В 1965 году Московский автозавод прекратил выпуск ЗИЛ‑164 грузоподъемностью 4 тонны и полностью перешел на выпуск пятитонного ЗИЛ‑130, и эти машины сразу полюбились перевозчикам. С 1964 года уже выпускают ГАЗ‑53, но он еще трехтонный, а самый распространенный грузовик в СССР – ГАЗ‑51, рассчитанный на 2,5 тонны груза. На дорогах надрывно ревут двухтактными 110-сильными дизелями МАЗ‑200 и при этом везут 7 тонн груза. Из более-менее современных, по тем временам, тяжелых грузовиков – только МАЗ‑500 на 7,5 тонн, производство которого началось в 1965 году. Самый тяжелый грузовик на дорогах – бортовой КРАЗ‑257 6х4 с полной массой 22,5 тонны везет целых 12 тонн груза, его тоже выпускают с 1965 года. То есть, в 1965 году абсолютно все автозаводы СССР очень серьезно обновили свою продукцию. И это был не рестайлинг, это были новые автомобили!
Спустя 20 лет после завершения войны, сельское хозяйство и промышленность СССР на подъеме, идет масштабное строительство автодорог. Однако все равно грузовиков в стране не хватает – нужно возить грузы, но не на чем. Между тем, в 1969 году в СССР изготовили 550 тысяч грузовых автомобилей и автобусов, из них грузовиков – 504 тысячи. От этого числа около 160-180 тысяч грузовиков делал Завод имени Лихачева. Новый завод в Набережных Челнах один должен был производить 150 тысяч грузовых автомобилей в год и еще 250 тысяч дизельных двигателей для других автозаводов. То есть дополнительно в стране появилось бы на треть больше грузовиков. И надо учитывать, что по тем временам КАМАЗы декларировались, как большегрузные автомобили, грузоподъемностью от 8 тонн для «одиночек» и до 20 тонн в составе автопоезда. Обратите внимание, в СССР существовало понятие «полная масса автомобиля», но главной являлась цифра грузоподъемности. Все шоферские термины – «полуторка», «трехтоннка» и «пятитонник» – идут еще от советского автопрома довоенного периода. Для бортового КАМАЗ‑5320 6х4 грузоподъемность была 8 тонн, при том, что полная масса составляла «некруглые» 15305 кг. Важнейший параметр – осевые нагрузки – закладывался на уровне 4,3 тонны на переднюю ось и до 6 тонн на ведущие оси. Сейчас эти цифры кажутся смешными, ведь у современных «КАМАЗов» на переднюю ось приходится 7,0-7,5 тонны, а на ведущие мосты – по 11-13 тонн. И есть камские грузовики с даже большими осевыми нагрузками. Современный, серийно выпускаемый 20-тонный КАМАЗ‑6520 можно сопоставить с двумя с половиной 8-тонными КАМАЗ‑5320 образца 1976 года! Почему сразу не делали действительно большегрузные автомобили? Потому, что в 70-х годах преобладающее большинство дорог в стране не выдерживало нагрузки на ось более 6 тонн… Однако, справедливости ради, стоит вспомнить 10-тонный бортовой КАМАЗ‑53212 полной массой 18,4 тонны, с нагрузкой на ведущие оси по 7 тонн. Его выпуск наладили в 1979 году, уже имея опыт массовой эксплуатации КАМАЗов в стране.
А еще стоит вспомнить, что Камский автозавод был ориентирован на выпуск не только автомобилей, но и прицепов к ним. В состав объединения входил и новый завод по производству прицепов в Ставрополе. Ходовая часть прицепов была во многом унифицирована с грузовиками КАМАЗ, в частности, по ступицам, тормозным механизмам, пневмоаппаратуре, подвеске. Сейчас бы совместный выпуск грузовика и прицепа к нему назвали «комплексное транспортное решение», а тогда в ходу были более простые и понятные надписи, причем на кумаче: «Есть первый КАМАЗ», «Принимай Родина первый КАМАЗ» и «ХХV съезду КПСС». Да, конечно, сегодня это воспринимается как лозунги, но они преисполнены искренней гордостью людей за свой труд на Камском автозаводе!
Официально поставляемые на российский рынок прицепы бренда KAILE аналогичны по техническим характеристикам и комплектации популярным моделям европейских брендов.
Группа компаний «GROSS», основываясь на длительном опыте взаимодействия с крупными логистическими компаниями, прицельно развивает направление продаж шторных полуприцепов.
Покупка шин – одна из самых затратных статей любого автотранспортного предприятия или эксплуатирующей организации. От их характеристик, качества и ресурса зависит эффективность перевозок. При выборе шин во главу угла ставится стоимость километра их пробега